Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт дек 08, 2022 4:46 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мобилизационная модель экономики
СообщениеДобавлено: Ср май 25, 2022 9:27 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 10480
Мобилизационная модель

Спецоперация по защите мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик, а также демилитаризация и денацификация Украины выявила все существенные недостатки государственного управления Российской Федерации.

Эти недостатки начали проявляться с момента «гайдаризации» экономики, но особенно с 2000 года. Они касаются прежде всего трех важнейших направлений национальной безопасности России – в сферах экономической, военной, идеологической.

Демилитаризация и денацификация Украины не положат конец спецоперации. Нужно четко и однозначно осознать, что США и коллективным Западом России, отстаивающей свой суверенитет и свой особый путь развития, объявлена широкомасштабная война не только в военной, но, самое главное, в экономической и социальной сферах. И эта война, к сожалению, надолго и будет весьма жесткой.

Своими корнями эта социально-экономическая война США и их сателлитов уходит в 20-е, 30-е и 50-е годы прошлого столетия. В 1991 году США были нацелены не только на распад Советского Союза, но и на расчленение и дезинтеграцию России. Однако последнего не случилось. Однако в 90-е годы такая политика продолжилась в форме оккупации Западом российского экономического поля. Но и это не достигло запланированных гегемонистских результатов.

Нынешняя попытка России бросить вызов США и их союзникам вызвала негативную реакцию в форме широкомасштабной экономической войны. Спецоперация на Украине просто развязала Западу руки. Украина с начала спецоперации получила оружия и финансовой помощи от стран НАТО более чем на 15 млрд долларов.

К сожалению, Россия, начав спецоперацию на Украине, рассчитывая на быстрое ее завершение, не подготовила необходимого антисанкционного экономического плана и не протестировала заблаговременно, как это делает сейчас Китай, наиболее узкие места народнохозяйственного комплекса. Поэтому главный удар США и коллективный Запад наносят по политико-экономическому полю, финансовому потенциалу России: санкционная атака нацелена на изоляцию российской экономики от мировой, обрушение ее, а следом за этим – разрушение и политической системы, расчленение России.

Против России после начала специальной операции на Украине было введено 6 (шесть!) пакетов санкций, более 7300 различных ограничений – до сих пор такому давлению не подвергалась ни одна страна в мире. Даже перед Днем Победы над фашистской Германией – 9 мая – США и Великобритания обнародовали новые санкции против России, нацеленные на самые разные сферы – от бухгалтерских услуг до оборонной промышленности, призванные в первую очередь закрыть пути обхода уже существующих санкций, еще туже затянуть петлю вокруг российской экономики.

Другими словами, обеспечение Украины оружием, деньгами, с учетом объема санкций, имеют все признаки тотальной войны против России.

Между тем попытки правительства России противопоставить санкционной войне экономические контрмеры, не разрабатывая при этом детальной программы, в том числе и на перспективу, отчетливо вскрыли неэффективность, убогость системы управления в России.

Насчет «качества» российской системы управления, неспособной решать сложные, нетрадиционные проблемы, приведу простой, но понятный пример, связанный с санкционной войной.

В отчете перед депутатами Госдумы председатель правительства М. Мишустин обобщил, что правительство в 2021 году работало почти в круглосуточном режиме и добилось выдающихся результатов. Что касается санкций, посыпались цифры: сколько правительство выделяет авиапрому, сколько на развитие промышленности и сельского хозяйства, малому бизнесу. И ни слова, какие результаты будут достигнуты по итогам 2022 года. Другими словами, изложены меры нерадикального характера, к коренному изменению внутренней политики в условиях санкционной войны они не приведут.

Более откровенно обрисовали картину «развития» экономики в 2022 году в ходе выступления в Совете Федерации первый вице-премьер А. Белоусов и председатель Счетной палаты А. Кудрин. Они озвучили, что Минфин и Минэкономразвития, ориентируясь на пакеты санкций, пересмотрели экономические планы на 2022 год, и России потребуются как минимум два года на адаптацию к санкционному режиму. При этом правительственные «эффективные менеджеры» сообщили, что по итогам 2022 года рост инфляции в России составит до 20%, а ВВП может уйти в минус более чем на 10%. Видимо, наши «эффективные менеджеры» просто согласились с аналитиками компании S&P Global Market Intelligence, что из-за западных санкций на восстановление экономики России до уровня 2021 года потребуется десять лет.

Другими словами, правительство вместо того, чтобы предлагать эффективные меры и реально мобилизовать имеющиеся ресурсы, предложило парламенту России согласиться с мрачными прогнозами падения ВВП, инвестиций, доходов населения и рост инфляции, внеся соответствующие коррективы в плановые документы на 2022 год.

Депутаты Госдумы РФ и сенаторы Совета Федерации спокойно выслушали отчеты и удовлетворенно завершили слушание. Ни у кого не возникло предложений, что можно сделать, чтобы по итогам уже 2022 года не только обеспечить минимальный экономический рост, но хотя бы не уйти в минус.

Удивление вызывает и то, что ни одна партия в нынешних сложных для России условиях – при все усиливающихся и расширяющихся тотальных санкциях – не внесла антисанкционные предложения, чтобы реально добиться повышения национальной безопасности во всех сферах: оборонно-экономической, идеологической, внешнеполитической. Пакет КПРФ «Двадцать неотложных мер для преображения России», во-первых, был разработан еще до санкционной войны и, во-вторых, весьма примитивен в сопоставлении с нынешними жесткими условиями, обрушившимися на Россию.

Невольно вспоминается одно из обобщений о России первого канцлера Германии Отто фон Бисмарка: «С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы». Не мог предвидеть «железный канцлер», что через столетия в России будут плохие и те, и другие.

Между тем даже при тотальных санкциях коллективного Запада имеющийся российский ресурсный потенциал позволяет обеспечить прирост ВВП минимум на 5% при проведении научно обоснованной экономической политики и смены модели социально-экономического роста. Смогло же промышленное производство в первом квартале 2022 года обеспечить рост и прибавить по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 5,9%. Но даже и это не все возможности отрасли для обеспечения расширенного воспроизводства на собственной технологической базе.

О значительных ресурсах и возможностях обеспечения расширенного воспроизводства на собственной технологической базе свидетельствует то, что агрегированный индекс промышленного производства даже через тридцать лет «реформирования» составляет 85% к уровню 1990 года, по текстильному и швейному производству этот уровень составляет 24,6%, по обработке древесины и производству изделий из дерева – 51,4%, по производству машин и оборудования – 53,5%, по производству транспортных средств и оборудования – 69,6%, по добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) – 71,6%.

Если сегодня по экономическим показателям Россия находится на 95-м месте, по уровню безопасности на 92-м, по уровню коррупции и эффективности управления на 99-м месте в мире, если уровень жизни россиян за последние 7 лет упал на 10%, а 30% населения имеют доходы менее 19 000 рублей в месяц и по уровню жизни Россия занимает 90-е место среди 142 стран мира, то нетрудно представить, каков будет социально-экономический уровень в России в конце 2022 года, если политическое руководство страны и народные избранники Федерального собрания согласились с прогнозом экономических «эффективных менеджеров» правительства.

В этих сложных, жестоких для России условиях Госдума РФ могла бы не просто заслушать отчеты правительства и ЦБ за 2021 год, а заслушать исполнение национальных проектов, особенно по импортозамещению по итогам I квартала 2022 года, а также проанализировать исполнение федерального бюджета на 2022 год и плановый период (2023–2024 гг.), не допуская не только корректировок показателей в сторону снижения, а наоборот, если и корректируя, то в сторону реального качественного и количественного роста, не допуская никакой рецессии.

Можно сделать первый основополагающий вывод: в условиях современных глобальных и жестких вызовов, чтобы Россия сохранилась как суверенное государство, как единая территория, как единый многонациональный народ, объективно необходим переход на особый путь – путь увеличения национальной безопасности единого народнохозяйственного комплекса – переход на мобилизационную модель развития в оборонно-экономической, идеологической, внешнеполитической сферах.

Мобилизационная модель, особо подчеркнем, – это прежде всего модель развития, а не выжидания: авось пролетит, авось все вернется на круги своя. Эта модель, подчеркнем особо, базируется на использовании внутренних ресурсов в оборонной, социально-экономической, идеологической, внешнеполитической сферах, которые в особых условиях могут быть срочно задействованы для повышения национальной безопасности страны.

Вновь вынуждены вернуться к теме формирования мобилизационной экономики как составной части мобилизационной модели и особого типа развития в особых экономических условиях, требующих специфических, качественно иных методов управления, чем это делается в нормальных условиях.

Мобилизационная экономика означает поворот экономической политики в сторону форсированного формирования отечественного производства особого типа, предполагает концентрацию материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активную поддержку этого направления институционально и идеологически, формирование особой кадровой составляющей.

При формировании мобилизационной экономики в сложившихся условиях самым главным, хотим мы этого или не хотим, становится отказ от монетаристской либеральной модели «роста», отказ от всех пагубных механизмов, которые были запущены в 1990-е годы и которые завели экономику страны в Величайшую российскую депрессию.

Речь идет о сломе старой модели экономики, именно о сломе, как этого требует тотальная санкционная война и нынешнее социально-экономическое положение России. Это, в частности, неоднократно обосновывают эксперты, придерживающиеся научной экономической теории.

Спецоперация на Украине остро поставила вопрос – какова наша идея, наша идеология, способные консолидировать общество, понятные народу. Как можно вести борьбу с нацификацией, не имея государственной идеологии и национальной идеи?

Именно четкая, понятная всем идеология позволила советскому народу, находящимся фактически за железным занавесом, в годы первых пятилеток сформировать мощный народнохозяйственный комплекс и выиграть самую жестокую войну с фашизмом.

Современный Китай, построивший модель государственного планово-рыночного механизма, наглядно доказал свою эффективность даже в условиях санкционного давления Запада. Китайская государственная идеология социализма, в полной мере использовавшая успешный опыт советского государства, уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире и повышение жизненного уровня полуторамиллиардного (!) населения страны. Этого, к сожалению, не понимают не только с точки зрения теории, но и на практике сторонники рыночного фундаментализма, руководители нынешнего экономического блока исполнительной власти России.

Вынужден сделать второй основополагающий вывод: исходя из крайне негативных результатов тридцатилетнего «реформирования» экономики страны, в условиях санкционной войны, политическое руководство России должно, наконец, понять, что нельзя усидеть на стуле одной половинкой – в конце концов провалишься. Россия должна либо вернуться в мировое консервативно-капиталистическое экономическое поле, принеся извинения за выдвинутый США и НАТО ультиматум, либо сменить политико-экономический курс.

Я неоднократно обосновывал, что социализм можно построить в отдельно взятой стране, а капитализм, в любой его форме, тем более в условиях жестких тотальных санкций, – нет. Нынешнее противостояние России и Запада, а если говорить прямо и откровенно – широкомасштабная война – является ярким подтверждением этого. Достаточно было России начать действовать в рамках права на самооборону, прописанного в Уставе ООН, высказать предложения об опасности расширения НАТО на восток, угрожающей нашей безопасности, как США и коллективный Запад тут же начал вводить санкции в отношении России. Поэтому политическому руководству Российской Федерации предстоит определиться, в каком направлении и на основе какой государственной идеологии будет развиваться страна.

Исходя из динамики развития общественно-экономических формаций, позитивного опыта Советского Союза и особенно Китая, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель политико-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный (!) на государственной основе. Этому в значительной мере будет способствовать формирование мобилизационной модели развития во всех сферах народнохозяйственного комплекса России.

В нынешних сложных условиях начать процесс формирования мобилизационной экономики, а в ее рамках процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития придется весьма жестко: прежде всего необходимо убрать «эффективных менеджеров» – приверженцев мировых финансовых элит из высших эшелонов российской власти, учеников Гайдара, доведших страну до Величайшей российской депрессии. Они сильно заражены ущербным прозападным системно-либеральным элементом. Именно на них, как подчеркнул В. Путин, делают ставку страны коллективного Запада, на «так называемую пятую колонну, на национал-предателей… На тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живет там, и «живет» даже не в географическом смысле этого слова, а по своим мыслям, по своему рабскому сознанию».

Абсолютно прав президент РФ В. Путин. Об этом, в частности, свидетельствует побег из России туда, на Запад, пяти вице-премьеров и более десятка «эффективных топ-менеджеров».

Сама объективная ситуация санкционной войны требует замены «эффективных менеджеров», неспособных в экстренной ситуации мобилизовать внутренние ресурсы не просто для обнуления санкций, а для мощного рывка даже в этих сложных условиях, на специалистов, болеющих за Россию.

Нами разработана «Комплексная программа вывода России из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому росту» с учетом ускоренного жесткого перехода к мобилизационной экономике. Реализация «Комплексной программы» позволит не только обнулить санкционный режим уже в течение первого года ее исполнения, но и обеспечить выход на рост экономики. Разработана также и программа «Где взять деньги?» для инвестиционного рывка, позволяющая ускоренное вовлечение в российскую экономику не менее сотни триллионов рублей для выведения экономики как минимум на десяти процентный (10%) прирост экономической активности. Эта сумма может быть многократно увеличена, если заставить (!) российских олигархов вернуть офшорные деньги в экономику России.

Мы доводили до общественности некоторые качественные составляющие мобилизационной экономики, на основе стратегического плана мобилизации имеющихся ресурсов, изложенных в «Комплексной программе».

Здесь же обратим внимание на два аспекта из «Комплексной программы». Во-первых, несмотря на то, что мобилизационная модель рассчитана на краткий промежуток времени – до обнуления санкционного удара и вывода страна на траекторию экономического роста, – страна не может развиваться без стратегии своего развития, без понимания своего будущего. Подчеркнем, что, например, в Китае разработана и реализуется программа развития страны на перспективу до 2035 года. Поэтому даже в этих жестких условиях санкций необходима разработка «Стратегии социально-экономического развития России на 25–30 лет». Реализуемые же в России национальные проекты хотя и позитивны сами по себе, но они, к сожалению, не связаны друг с другом и не представляют целостную увязанную стратегию.

Во-вторых, в условиях мобилизационной экономики и на перспективу для повышения государственного контроля за исполнением указов президента, законов, постановлений и распоряжений правительства, других нормативных актов, а также договоров и обязательств во всех сферах жизнедеятельности государства и общества на базе Контрольного управления администрации президента, Счетной палаты РФ, Совета безопасности сформировать Комитет государственного контроля, подотчетного президенту Российской Федерации.

Крайне важно при формировании мобилизационной модели сформировать соответствующую правовую базу для максимально эффективного использования всех внутренних ресурсов, наполнения ими государственных и частных секторов экономики в период тотального санкционного напора со стороны Запада. Следует также обновить Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» с учетом нынешней обстановки

***

Таким образом, главным, чтобы не просто выдержать, а выиграть длительную экономико-оборонную войну с Западом в условиях мобилизационной экономики, становятся смена нынешнего ущербного политико-экономического курса, введение в оборот фактически замороженных внутренних ресурсов, усиление роли государства и государственного контроля в экономической жизнедеятельности на основе планово-рыночных механизмов, ориентация на подлинное стратегическое прогнозирование и императивное планирование.

Ю.М. ВОРОНИН

д.э.н., профессор

https://sovross.ru/articles/2270/57183


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мобилизационная модель экономики
СообщениеДобавлено: Пн окт 24, 2022 11:22 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 10480
Мобилизационная модель

Единственное и главное условие победы над коллективным западом.

Президент РФ В. Путин на заседании Совета безопасности 19 октября 2022 года в связи с усилением угроз России со стороны США и коллективного Запада объявил о введении в рамках российского законодательства военного положения в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях и новых полномочиях властей. Фактически с 19 октября президент РФ В. Путин вывел военно–политическую ситуацию в России на новый качественный уровень: вся страна - население, ее народно-хозяйственный комплекс подключились к защите России от военных угроз.

Предложенные президентом РФ В. Путиным и принятые Советом безопасности меры абсолютно правильные, хотя, во-первых, весьма и весьма запоздалые и, во-вторых, приняты, к сожалению, через призму специальной военной операции (СВО) на Украине, а поэтому весьма половинчатые, не охватывают всего комплекса проблем, связанных с необходимостью качественного повышения уровня национальной безопасности, не учитывают амбиций и стратегии коллективного Запада.

Наивно надеяться, что успех в СВО, которая, как показали восемь месяцев ее проведения, идет с огромными пробуксовками, гарантирует нам победу в противостоянии с коллективным Западом. Она лишь усилит тотальную войну на экономическом поле, к которой мы пока, к сожалению, оказались просто не готовы. Об этом, в частности, свидетельствуют взрывы газопроводов «Северных потоков», от которых Россия понесла колоссальные финансовые убытки в сотни миллионов долларов, попытки тотальной экономической блокады по всему внешнему российскому контуру.

Еще в марте 2022 года мы обосновывали, что в связи с началом специальной военной операции (СВО) на Украине, объявлением коллективным Западом жестких санкций в отношении России, перед страной встала архизадача – самосохраниться как суверенное государство, что требует укрепления национальной безопасности, всех ее составляющих – в идеологической, внешнеполитической, оборонной сферах и особенно в экономической области (См.: «Советская Россия», 19.03; 26.05).

Обосновывалось, что в новых жестких условиях требуется формирование особого пути развития единого народно-хозяйственного комплекса, требующего специфических, качественно иных методов управления, чем это делается в нормальных условиях, качественно новой экономической политики, которая положит конец разрушительному для России либерально-рыночному фундаментализму, заведшему страну в тупик. И такие пути мировая практика выработала. Это, прежде всего, мобилизационная модель развития.

В критические для стран периоды мировая практика не раз использовала рычаги мобилизационной модели.

Именно мобилизационная модель, проведенная ударными темпами, позволила обеспечить ускоренную и успешную индустриализацию и модернизацию молодого Советского государства. Победа советского народа в Великой Отечественной войне очень четко подвела итоги этого 10-летнего периода и реализации мобилизационной модели экономики.

Активно использовали мобилизационную модель США для выхода из Великой депрессии 30-х годов, Германия и другие страны для восстановления экономик после отечественной войны 1941–1945 гг., Китай при развертывании стратегии построения социализма с китайской спецификой.

Обосновывались также содержание всех составляющих национальной безопасности – в идеологической, внешнеполитической, оборонной сферах, в экономической области.

К сожалению, наши предложения не были услышаны, а если и использовались – то со значительным опозданием, что крайне негативно сказалось на реальной практике.

Так, еще в мае было рекомендовано провести мобилизацию для пополнения воинских частей, принимающих участие в СВО в Украине. Как уточняли военные эксперты, соотношение воинского контингента со стороны России и Украины находилось как один к четырем.

Между тем еще Сталин в своем выступлении 5 мая 1941 года в Кремле в честь выпускников военных академий особо подчеркнул, что «во всех войнах главным родом войск, обеспечивавшим победу, была пехота. Артиллерия, авиация, бронетанковые силы защищали пехоту, обеспечивали выполнение задач, поставленных перед пехотой. Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты. Так было всегда, так будет в будущей войне…».

Наши «доблестные» генералы проснулись только через 7 (семь !!!) месяцев, приступив к частичной мобилизации военнообязанных. Но и этот процесс сторонниками либерально-рыночного фундаментализма проводился односторонне, однобоко, с учетом лишь СВО. Вдруг прозрели, что необходимого материально-технического обеспечения оказалось мало, никаких зримых признаков экономической подготовки к этой операции даже не просматривалось.

После объявления частичной мобилизации производители спецодежды и снаряжения вместе с военторгами, ничтоже сумняшеся, повысили цены на них на 200–300%, думая не о людях, идущих на поля сражений, а о сверх прибылях. Вспомните поговорку: «Кому война…».

Вот здесь и должно было сказать свое веское слово государство, законодательно оформляя процесс формирования мобилизационной экономики, обязывая частные предприятия, корпорации, торговлю, да и олигархов ориентироваться не столько на рыночную экономику, сколько на государственный заказ и специальные контракты для нужд армии. Другими словами, в условиях мобилизационной экономики задачи государства и бизнеса должны совпадать. В этом и будет заключаться роль государства в сложных условиях специальной военной операции.

Подчеркнем особо, что обосновывая необходимость формирования мобилизационной модели, мы вели речь не только и даже не столько о мобилизации людских ресурсов, сколько о функционировании всего народно-хозяйственного комплекса в новых усложнившихся политико-экономических условиях, вызванных даже не столько СВО, сколько открытой развернувшейся войной США и коллективного Запада против России, особенно в сфере экономики. Пытались убедить, что никакими косметическими мерами тотальную санкционную войну не выиграть. Только переход на мобилизационную экономику может решить проблему.

Но этот процесс, к сожалению, также затянулся. Выступая 19 октября на Совете безопасности, президент РФ В. Путин подчеркнул: «Мы работаем над решением масштабных задач по обеспечению безопасности и надежного будущего России, по защите наших людей. И те, кто сегодня на передовой, кто проходит подготовку, должны чувствовать нашу поддержку, знать, что за ними – огромная, великая страна, единый сплоченный народ». Фактически В. Путин выдвинул задачу мобилизации всей страны для того, чтобы дать адекватный ответ на любые угрозы ее безопасности, повышая готовность власти и общества, экономики страны к реагированию на жесткие вызовы коллективного Запада.

С политической точки зрения выдвинутая президентом задача абсолютно правильная. Однако эта задача поставлена В. Путиным опять с опозданием – через 8 (восемь!!!) месяцев с начала СВО. А нами о необходимости ее решения ставилось предложение уже в мае текущего года (См.: «Советская Россия», 26.05.). И опять мы не были услышаны.

Во-вторых, конкретное воплощение «масштабной задачи по обеспечению безопасности и надежного будущего России», выдвинутой президентом В. Путиным, опять оказалось суженым до потребностей «обеспечения специальной военной операции (СВО)». В целях координации усилий в этом направлении президент поручил правительству создать специальный координационный совет под руководством главы кабинета министров М. Мишустина.

К сожалению, мы забываем позитивный опыт Советского Союза. Уже в первые дни Великой Отечественной войны был создан Государственный комитет обороны (ГКО) – чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР. Главной целью деятельности ГКО было превращение страны в мощную военную силу, способную противостоять опасному врагу и одержать победу.

В нынешних сложных условиях тотальной войны США и коллективного Запада против России, которая будет все более усиливаться, вполне возможным было бы создание не какого-то координационного совета, а именно Национального комитета обороны (НКО) России с полнотой власти такой же, как у ГКО СССР…

Восьмимесячное выжидание по принципу всё рассосется и вернется на круги своя отчетливо свидетельствует, что в стране отсутствует научно выверенная, эффективная система управления. Правительство просто лихорадочно, рефлексивно затыкает пробоины в российской экономике, пытаясь сформировать в рамках ущербной действующей неолиберально-рыночной модели более-менее устойчивую, но, к сожалению, примитивную в данных условиях систему управления. Четкого комплексного плана антикризисных мер с учетом санкционного давления коллективного Запада на экономику России у правительства, к сожалению, до сих пор нет. А «ручное управление» откровенно пробуксовывает, демонстрируя низкую эффективность политических решений и функционирования народно-хозяйственного комплекса.

Так, при подготовке спецоперации основной аспект делался на обсуждении с военными объема вооружения, самолетов, вертолетов, беспилотников, стрелкового вооружения, противотанковых гранат, но упустили основное – тыловую базу – экономический и финансовый блоки, без которых даже военная спецоперация, не говоря о более масштабных операциях, как свидетельствует мировой опыт, просто немыслимы. Именно крепкий, мощный тыл обеспечивает не только боевые победы на фронте, но и решение внешнеполитических и социально-экономических задач.

Вот и опять, ставя перед новым органом – Координационным советом цель по координации обеспечения потребностей СВО, в том числе в части поставок и ремонта вооружения, военной и спецтехники, материальных средств, медико-санитарного обслуживания, ремонтно-восстановительных, строительно-монтажных и иных работ, из поля зрения опять выпала главная задача – формирование тыловой базы как обеспечение Победы в СВО, выход из санкционной блокады и вывод страны на траекторию экономического роста.

Пока же «эффективные менеджеры» все делают в ущерб России. В то время, когда страна проводит специальную военную операцию на Украине, тотальные санкции главного противника – США нацелены на разрушение экономики и развал России. Банком России продолжается наращивание вложений в доллары и евро, в американские ценные бумаги, фактически напрямую помогая нашему главному противнику.

Так, по данным американского Минфина, уже после начала СВО и ужесточения санкций, замораживания российских валютных резервов, размещенных в ценных бумагах США, потери более 300 млрд долларов – в марте и апреле вложения России в ценные бумаги США оценивались в $2,003 млрд, в мае – в $2,004 млрд, в июне – в $2,005 млрд, в июле – в $2,007 млрд, а в августе увеличившись на $3 млн, до $2,010 млрд.

А как понять желание Минфина загонять аффинажные заводы на иностранные биржи, чтобы нам в обмен на драгметалл в страну шли бесполезные зеленые бумажки, которых в стране и так более чем достаточно?

Повышение суверенитета России объективно выдвигает требование прекратить играть на экономическом поле олигархического капитализма, играть по его правилам, быть зависимыми от их валюты – долларов и евро, хранить деньги там, брать кредиты там, рассчитывать исключительно на западные технологии. Россия имеет огромные ресурсы, которые необходимо мобилизовать и эффективно использовать.

Между тем в проекте Федерального бюджета на 2023 год и на период до 2025 года, сверстанный либеральными рыночниками, ни о какой модернизации экономики и технологическом прорыве, повышение инвестиционной активности речи не идет. Не учтены также жесткие западные санкции, частичная мобилизация, необходимость масштабного финансирования освобождаемых территорий Украины.

Раздел «Национальная экономика» в 2023-м предложено урезать на 803 миллиарда – на 19%. В номинальном выражении на поддержку национальной экономики к концу будущей трехлетки предлагается профинансировать на 17% меньше, чем в нынешнем году. Никакого реального инвестиционного рывка в условиях войны с коллективным Западом даже не просматривается. Никакой индустриализации, никакого импортозамещения в бюджете не просматривается. Как будто нет войны, нет санкций! А по факту-то изменилось все, но, к сожалению, так работает вот уже на протяжении 30 лет наша либерально-рыночная исполнительная власть, загоняя экономику России в тупик.

Политическому руководству страны давно необходимо понять очевидный факт – интересы олигархической элиты, а по сути, в основном прозападной, не совпадают с интересами России и ее народа. Кроме того, до сих пор не произошло решительного перелома с масштабной коррупцией, которая является тормозом экономического развития и источником протестных настроений в обществе. Переход к мобилизационной экономики позволит в самые короткие сроки резко снизить уровень коррупции в стране, консолидировать наше общество и повысить авторитет власти.

Необходимо понять, чтобы выстоять в борьбе с противником, который на порядок превосходит нас по финансовой, экономической и технологической мощи, необходим новый механизм управления, мобилизация всех имеющихся в стране ресурсов. И как временная мера – реализация мобилизационной модели народно-хозяйственного комплекса.

Мобилизационная модель, подчеркнем особо, базируется на использовании внутренних ресурсов, которые в особых условиях должны быть срочно задействованы для повышения национальной безопасности страны. Главное, что нужно уловить и отметить, – мобилизационная модель – это прежде всего модель развития, а не выжидания, авось пройдет, авось санкции будут сняты и все вернется – опыт подсказывает – не вернется, а будут только ужесточаться.

Мобилизационная модель позволяет провести давно назревшие структурные реформы, осуществить необходимые индустриализацию и модернизацию экономики. Попытки решить эти задачи в «ручном управлении» в рамках существующей модели практически невозможны.

Формирование мобилизационной модели объективно потребует изменения социально-экономической системы, которая уже три десятилетия существует в Российской Федерации и которая завела страну в тупик и в Величайшую российскую депрессию.

Основные составляющие мобилизационной модели из разработанной нами «Программы вывода России из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому росту» с учетом ускоренного перехода на период – не более 5–7 лет – к мобилизационной экономике приводились (См.: «Советская Россия», 19.03.).

Ключевыми моментами формирования мобилизационной модели могли бы стать:

1. Исходным принципиальным моментом является отказ от монетаристской либеральной модели «роста», концепции рыночного фундаментализма, отказ от пагубного для страны «Вашингтонского консенсуса» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы. Этот шаг требует политической воли гаранта Конституции РФ – Президента РФ.

Исходя из мирового опыта СССР, Японии, Швеции, Франции, Китая, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующего социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный (!) на государственной основе.

2. Первым политическим сигналом обществу об изменении гибельного для страны курса и начала перемен могла бы стать отмена залоговых аукционов, максимально эффективного использования всех ресурсов государственного и частного секторов, которая предусматривала бы возможную национализацию отдельных стратегических предприятий и отраслей, особенно оборонных и предприятий транспорта.

В целях координации можно было бы ввести в крупные стратегические предприятия и кампании представителей государства с ключевыми правами.

3. Запуском мобилизационной модели могло бы стать формирование соответствующей правовой базы. В этих целях следует обновить Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» с учетом нынешней сложной обстановки и правовым оформлением в нем составляющих национальной безопасности.

В этой связи целесообразно внимательно проанализировать мобилизационный план министерства обороны с учетом возможности его применения в масштабах всего народного хозяйства после соответствующей корректировки и дополнения.

Это стало бы демонстрацией власти к готовности запустить мобилизационную модель и сигналом, что страна переходит к новому социально-экономическому курсу, как это сделал в свое время в ходе Великой депрессии президент США Франклин Рузвельт.

4. Основой возрождения народно-хозяйственного комплекса на новой базе должно стать восстановление единой системы «ЕЭС России», как это имеет место в большинстве развитых стран мира. Единая энергетическая система – это становой хребет народно хозяйственного комплекса, основа вывода его на новый качественный уровень.

5. Стратегическое планирование и управление социально-экономического развития России в рамках планово-рыночных методов управления предполагает создание органа стратегического управления и планирования, как это имеет место, например, в Китае, Южной Корее, Индии, Сингапуре. Общее руководство стратегическим планированием «осуществляет Президент Российской Федерации в рамках работы Совета безопасности».[1]

В федеральных органах исполнительной власти эта координация могла бы быть возложена на реформированное Минэкономразвития, определив его как Министерство стратегического планирования и управления, экономического развития с повышением статуса министра до уровня вице-премьера Правительства Российской Федерации.



* * *

Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, реализовать эту новую модель развития следует не хаотично, а централизованно, при жесточайшем централизованном управлении.

Проникнется политическое руководство страны необходимостью решения важнейшего стратегического вопроса, сумеет мобилизовать необходимые кадровые, материально-технические, идеологические ресурсы – Россия выиграет тотальную войну, объявленную против нее коллективным Запалом. Не сменим нынешнюю ущербную экономическую модель, шансов у России выиграть в экономической войне с Западом минимальны. Промедление – смерти подобно!



Воронин Ю.М.– доктор экономических наук, профессор,

заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР–

Председатель Госплана ТАССР; Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РФ; депутат Государственной Думы (второго созыва);

аудитор Счетной палаты РФ



Воронин Ю.М

https://sovross.ru/articles/2334/58683


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB