Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вт мар 19, 2024 8:11 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Ср авг 20, 2014 6:01 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Нужна новая индустриализация страны

Автор Михаил АНТОНОВ. Кандидат экономических наук, писатель.


Что необходимо сделать, чтобы выдержать давление санкций

Я не разделяю бодряческих заверений российских верхов, будто санкции со стороны Запада нашей стране нипочём. Хотя и паниковать по их поводу не следует: положение вполне поправимое, но требует очень серьёзных изменений. Говорить о влиянии санкций на конкретные отрасли экономики и на жизненный уровень населения — значило бы написать целую книгу. Поэтому ограничусь примерами из нескольких отраслей. На первый взгляд эти примеры всем известны, но тут всё дело в деталях.

Оборонно-промышленный комплекс и электроника

Санкции введены против предприятий нашего ОПК, в особенности в части микроэлектроники. Надо ли рассказывать, что и в «оборонке», почти как во всех системах управления экономикой, широко используются импортные компьютеры и операционные системы? Помнится, Владимир Путин в начале своего президентства посетил Генштаб и был возмущён тем, что там работают на импортных компьютерах. Как обстоят дела сейчас, не знаю. Однако во время «принуждения Грузии к миру» в 2008 году со связью Генштаба с войсками были скандальные проблемы (вплоть до того, что приказы приходилось отдавать по мобильным телефонам, без шифровки, но это было вызвано особыми обстоятельствами).

В России в последние годы были созданы электронные системы, не имеющие аналогов в мире. Например, система «Хибины». Оборудованный ею наш не новейший самолёт подлетел к эсминцу Соединённых Штатов «Дональд Кук», бороздившему воды Чёрного моря у границы российских территориальных вод и оснащённому всеми новейшими средствами электронной борьбы, в том числе считающейся в США наиболее перспективной противоракетной системой «Иджис». Завидев наш самолёт, американцы по тревоге попытались привести в действие все средства защиты, но те полностью отказали. Упомянутый самолёт 12 раз (!) облетел эсминец, и те, кто управлял судном, ничего не смогли сделать со смельчаком.

Это настолько напугало американских моряков, что по прибытии эсминца в румынский порт Констанца 27 из них подали рапорты об увольнении. А когда им пообещали удвоить оклады, они ответили: «Покойникам деньги не нужны».

Можно привести ещё несколько подобных примеров, свидетельствующих о наших возможностях в этой сфере. В Ракетных войсках стратегического назначения, говоря точнее, в военно-спецслужбистском ядре создана надёжная система защиты, гарантирующая невозможность проникновения со стороны потенциального противника. Но чтобы заменить все компьютеры в «оборонке», а тем более в народном хозяйстве в целом, потребуется не один год. И ведь речь идёт не только о новых компьютерах, но и о запасных частях к ним. Не стану говорить о секретных «сюрпризах», которые зарубежный производитель может заложить в продаваемые нам компьютеры, позволяющие ему считывать и получать хранящуюся в них информацию, а то и по команде вывести их из строя.

Заметим, что импорт компьютеров в Россию с 2010 по 2012 год вырос в 23 раза!

Продовольственная безопасность

Всем известно, что свыше половины (а в крупных городах — и более) продовольствия, поступающего населению через торговлю, завозится из-за рубежа. Менее известно, что почти все крупные торговые сети в России, как и крупнейшие предприятия продовольственного сектора, принадлежат (полностью или большей частью) иностранному капиталу. Пусть не обманывают нас названия продукции пивоваренных заводов или кондитерских фабрик: «Балтика», «Россия» и т.п. Российского в них — только эти радующие слух названия. Иностранные компании зарабатывают в России бешеные прибыли, но, если на Западе будет принято политическое решение, они свернут производство у нас и вывезут капиталы, а правительства найдут возможность покрыть их убытки, напечатав необходимое количество долларов или евро.

Почти все наши предприятия АПК оснащены импортным оборудованием (об этом часто говорят с гордостью). При этом, например, мясокомбинаты рассчитаны по технологии на работу только с импортным мясом, поступающим в брикетах определённой формы. Всё это ограждено системой патентов, торговых марок и пр., вырваться из пут которой крайне трудно.

Доступ в торговые сети продукции российских фермеров и даже продовольственных холдингов весьма ограничен, в частности, высокой платой за получение места на полках магазинов. А продавать крестьянам продукцию со своих подворий практически невозможно, ибо кооперация разрушена и сбыть товар можно лишь через посредников-спекулянтов.

Объём импорта продовольствия непрерывно возрастает. Только с 2010 по 2012 год импорт мяса и рыбы вырос в 3 — 3,5 раза. Материально-техническая база сельского хозяйства слаба, парк тракторов и комбайнов в значительной мере получен по импорту.

Здравоохранение

Недавно мне довелось проходить обследование в одном из наиболее известных столичных медицинских центров. Оснащение его великолепное. В кабинете офтальмолога каких только приборов нет. У оториноларинголога то же самое, причём не только пациент сидит в кресле на колёсиках, но и врач может объехать его со всех сторон. Кабинет магнитно-ядерной томографии — вообще чудо из чудес.

Всё прекрасно, но только всё это оборудование импортное, ибо наша медицинская промышленность была практически полностью разрушена и в деле её восстановления сделаны только первые шаги. Большинство же наших больниц и поликлиник оснащено старьём.

На днях был в стоматологической поликлинике. Там хорошие врачи, но поставить точный диагноз пациенту затруднительно: рентген не работает (надеюсь, временно). Чтобы сделать панорамный снимок, нужно обращаться в другое медучреждение.

Что же говорить об оснащении сельских больниц, поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов (в последних часто нет ничего, кроме бинтов, йода и аспирина). К тому же именно сейчас проводится «оптимизация» системы здравоохранения, которая может свестись к закрытию этих низовых медучреждений, вследствие чего медицинская помощь жителям сёл и малых городов становится всё менее доступной. Высокое начальство и состоятельные граждане лечатся за границей и об этих проблемах не слыхали.

Металлургия и машиностроение

Эта сердцевина индустриальной экономики у нас была полностью разрушена, её восстановление идёт медленно и бессистемно. Импорт металлургического оборудования за три года вырос почти в 3 раза. Россия выплавляет и экспортирует довольно много металла, но это в основном продукция первого передела, которую Запад покупает и использует в качестве сырья для производства высококачественного металла, с тем чтобы наибольшее количество вредных отходов оставалось на территории поставщика металла-полуфабриката.

Импорт металлорежущих станков вырос за три года в 27 раз, а доля внутреннего производства в удовлетворении наших потребностей в станках составила лишь 0,36 процента.

Иначе говоря, этой сердцевины экономики у нас сейчас практически нет, хотя отдельные предприятия, оснащённые новейшим импортным оборудованием, вполне современны.

Строительство, транспорт и связь

В России ведётся интенсивное строительство в отдельных очагах, особенно в Москве, а на остальной территории страны либо не строится ничего, либо речь идёт о евроремонте или о пристройке веранды к дому и пр. Широко используются зарубежные строительные материалы и строительная техника. Импорт цемента за три года вырос в 20 раз, экскаваторов и бульдозеров — в 9 раз.

Запад ввёл запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также на добычу нефти, газа и минералов.

Из инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте у нас планируется расширение сети высокоскоростных магистралей. Эту идею подкинула французская компания, которая после сооружения дороги во Франции осталась без работы. Сначала было решено организовать высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом по существующим путям, закупив у немецкой фирмы «Сименс» поезда «Сапсан». Эту же компанию ведомство РЖД объявило победителем тендера на создание подвижного состава для олимпийской дороги Сочи — Красная Поляна. Но с «Сапсаном» возникли технические и социальные проблемы, к тому же достигнутая скорость оказалась недостаточной, и началось проектирование новой линии между двумя столицами, рассчитанной на скорости до 400 километров в час. Для этого подойдут лишь поезда французской фирмы Alstom.

Мост во Владивостоке на остров Русский строили турецкие рабочие, мост через Керченский пролив, как предполагается, будут строить китайцы. Кому теперь достанется подряд на строительство высокоскоростной дороги Москва — Казань — Екатеринбург и ряда других, менее протяжённых дорог (ранее предполагалось привлечение иностранных инвестиций), пока неясно.

Импорт грузовых вагонов за три года вырос в 18 раз и достиг 32 тысяч единиц.

Морское и речное судостроение в России было практически уничтожено, поэтому импорт морских и речных судов за три года вырос в 4,5 раза. Созданная недавно Объединённая судостроительная корпорация подпала под санкции Запада.

Отечественное автомобилестроение переживает перманентный кризис, но в России построено довольно большое количество автозаводов зарубежных фирм, выпускающих легковые автомобили. Отечественные грузовые автомобили неплохого качества, «Камаз» не раз был победителем международных ралли. Но стране с большим объёмом добываемого минерального сырья требуются автомобили всё большей грузоподъёмности (до 345 тонн, как у «Катерпиллера»). Импорт легковых автомобилей за три года вырос в 10 раз, грузовых — в 3 раза.

Отечественное гражданское авиастроение тоже было разрушено, восстановить его очень сложно. Российские авиакомпании предпочитают закупать на Западе старые «Боинги» и «Эйрбасы». Построенный в России самолёт «Суперджет» оснащён преимущественно импортной авионикой, так что российским там оказывается в основном планёр. Импорт авиационной техники за три года вырос в 7 раз. Недавно была поставлена задача создания отечественного самолёта для региональных перевозок.

Россия строит всё новые нефте-, продукто- и газопроводы. Хотя у нас есть неплохие трубопрокатные заводы, импорт труб за три года вырос на 38 процентов, а насосов и компрессоров — в 7 раз.

Из современных средств связи в России хуже всего обстоит дело с мобильными телефонами: они почти все импортные. Импорт аппаратуры телефонной связи вырос за три года в 17 раз.

Страшны ли России санкции Запада: беда это или благо?

Хотелось бы только предостеречь от лёгкого отношения к этой очень серьёзной проблеме. У нас слишком много говорят об импортозамещении, не вникая в смысл этого понятия. Ведь мало построить завод, который должен выпускать продукцию, ныне получаемую по импорту. Он не сможет работать, если не получит высококачественной стали соответствующих марок, а она в России тоже не производится. Значит, речь должна идти не о «штучном» создании импортозамещающих предприятий, а о воссоздании полноценных технологических цепочек — от добычи исходного сырья до выпуска и реализации готового продукта. Это и будет настоящая новая индустриализация России.

Ни одна, даже самая могущественная держава ныне не может производить для себя всё, и выгоды международного разделения труда надо использовать. Но каждое уважающее себя государство, дорожащее своим суверенитетом, обязано иметь минимально необходимый комплекс жизненно важных производств.

Столь же часто говорят: Запад введёт санкции, мы переориентируемся на другие рынки, например Юго-Восточной Азии. Но эти рынки сами стремятся получить новейшие технологии, которыми по большей части обладают только США. Если же мы и найдём у новых партнёров что-нибудь из необходимого нам, то весьма вероятно, что они, используя сложившуюся ситуацию, взвинтят на свою продукцию цену.

Наконец, нельзя забывать, что России придётся выходить из режима санкций в условиях страшной деградации кадров, особенно управленцев. За годы рыночного помешательства на место профессионалов, знающих весь процесс производства, пришли «эффективные менеджеры», думающие только о прибыли и росте личного благосостояния. Там, где правят бал неграмотные управленцы и безответственные рабочие, не взлетают ракеты, падают спутники, случаются грозные техногенные катастрофы.

При современном состоянии России, с олигархами-миллиардерами, держащими свои (точнее, украденные ими у народа) предприятия в иностранной юрисдикции, со свободным вывозом капитала и прочими прелестями бандитского капитализма, она давления санкциями не выдержит.

Ухудшение снабжения продовольствием на какое-то время, вероятно, станет фактом. Конечно, Россия, обладающая огромными массивами пахотных земель, не отравленных химией, в состоянии обеспечить себя продовольствием. Но не сразу. Вырастить тёлочку и дождаться, когда она станет коровой, — на это уйдёт не один год. На месте разрушенного механизма снабжения продовольствием создать новый, воссоздать потребительскую кооперацию, распахать и засеять заброшенные земли — это тоже дело не одного дня. Тут придётся на время затянуть пояса, а чего ради? Ради сохранения и умножения миллиардов у олигархов? Ведь никто в российской власти даже не заикается о возможности изменения самой системы, сложившейся в России. А система эта по своему характеру — антинародная. И без её слома никакое эффективное противодействие санкциям, никакая новая индустриализация России невозможны.


Опубликовано в газете "Правда" №90 (30152) 21 августа 2014 года
http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/i ... PageId1960


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Чт сен 11, 2014 6:40 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Автор Вячеслав ТЕТЁКИН. Член Комитета Государственной думы РФ по обороне.



Способна ли правящая верхушка РФ снять страну с импортной иглы?

Бодряческие заверения российских властей в том, что западные санкции нам не страшны (дескать, начнём производить всё сами), доверия не внушают.

НА САМОМ ДЕЛЕ это Советский Союз мог всё производить самостоятельно. Нынешняя Россия — совсем другое: основы её обрабатывающей промышленности были варварски разрушены в 1990-е и 2000-е годы.

Практически уничтожены целые отрасли, которые определяют современный уровень любой экономики: электроника, станкостроение, радиопромышленность, приборостроение, оптическая промышленность. В СССР выпуском военной продукции занималась знаменитая «девятка» оборонных министерств, которые, кстати, в огромных объёмах производили и прекрасные товары народного потребления. Была Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР, которая направляла и координировала всю оборонную промышленность. Сегодня такой стройной системы управления оборонными отраслями и близко нет.

Добивать машиностроение продолжают и сейчас. Поэтому громкие декларации на тему импортозамещения в оборонной промышленности вызывают глубокие сомнения. Начнём с кадров, с тех, кто должен воплотить в жизнь величественные предначертания г-на Путина в области импортозамещения. В 1930-е — 1970-е годы в СССР возникла выдающаяся управленческая школа. Советские министры, генеральные конструкторы и директора были способны решать научно-технические задачи практически любой сложности. Победа СССР в космической гонке говорит об этом весьма убедительно. По масштабам управленческих задач западные «топ-менеджеры» и близко не стояли к сталинским наркомам, которые ворочали гигантскими отраслями с 2—3 миллионами работающих.

Какими кадрами подкреплены декларации г-на Путина о способности играючи преодолеть западные санкции? Он заявил об импортозамещении на заседании, где явно были собраны эти самые путинские «наркомы», способные свернуть горы. Среди них удалось разглядеть, в частности, светлый лик г-на Погосяна — гендиректора Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Между тем несколько месяцев назад Счётная палата РФ, проверяя по просьбе депутатов Госдумы от КПРФ деятельность ОАК, нашла там такое количество нарушений, что во времена И.В. Сталина даже путёвка на Колыму была бы для виновника избавлением от гораздо более тяжёлых последствий. Какое импортозамещение, если 80% дальне- и среднемагистральных лайнеров в РФ — иностранного производства, а ОАК, поглощающая огромные деньги из госбюджета, производит лишь полсотни самолётов? И это не стечение обстоятельств, а вполне сознательная политика тех, кто эту самую промышленную политику определяет.

Добавим ещё один небольшой штрих: начальник г-на Погосяна — министр промышленности и торговли, 42-летний г-н Мантуров — не инженер. Он… социолог. И мало кто из его замов имеет инженерное образование. Между тем великую советскую индустрию создавали прежде всего инженеры: Тевосян, Малышев, Ванников, Устинов, Косыгин. А когда дело импортозамещения передаётся в руки финансистов, юристов и социологов, то вряд ли можно надеяться на возрождение нашей высокотехнологичной промышленности. И такая вопиющая некомпетентность процветает практически на всех этажах управленческой лестницы.

Если с управленцами дело швах, то ещё хуже с инженерными и рабочими кадрами. Немалая часть станочников, наладчиков, сборщиков, сварщиков, слесарей и представителей других массовых профессий находится уже в возрасте сильно за 60. Среди инженеров и учёных — примерно такая же картина. Молодых кадров учёных, инженеров и рабочих в числе, достаточном для преодоления технологической зависимости от Запада, не предвидится. Очень неглупые (и весьма враждебные России) люди корёжили наши лучшие в мире системы высшего, среднего специального и профтехобразования, уничтожая саму возможность возрождения России. Уже нет той стройной системы подготовки кадров под конкретные нужды народного хозяйства, которая обеспечила мощнейший рывок СССР к высотам человеческой цивилизации в 1930-е — 1970-е годы. Теперь добивают основу интеллектуальной жизни страны посредством ЕГЭ и других разрушительных «экспериментов» в школьном образовании.

На поток поставлено производство (вернее, перепроизводство) юристов, экономистов, финансистов. А вот на инженерные специальности молодёжь идёт неохотно: не престижно, да и зарплата по окончании вуза в случае работы по специальности сильно уступает зарплате разнообразных охранников, не говоря уж о мелких банковских клерках. Случайно ли, что инженерные и рабочие специальности оказались столь малопрестижными и малооплачиваемыми? Или это кому-то нужно?

Что касается материальной базы оборонной, и не только оборонной, промышленности (лабораторий, испытательных полигонов, станочного парка, приборов и оборудования), то её разгром начался ещё в 90-х. Здания и территории могучих военных заводов и НИИ распродавались под барахолки, а стратегические мобилизационные запасы сырья и полуфабрикатов уходили за рубеж. Ценнейшее оборудование, в том числе и сверхсовременное, только что закупленное по импорту, за гроши продавалось на металлолом. Так, не имеющая запасов полезных ископаемых Эстония в середине 1990-х превратилась в шестого в мире экспортёра цветных металлов. Вернуть площадки оборонных предприятий и НИИ к их прежнему предназначению в нынешних условиях невозможно: священное право собственности незыблемо.

Подведём некоторые предварительные итоги. Заявленное быстрое импортозамещение практически невозможно ввиду почти полного истребления материальной и кадровой основы для этого. Хуже всего обстоит дело с управленческими кадрами. Нынешняя команда в силу запредельной коррумпированности и неэффективности просто не способна поднять столь гигантскую программу, как возрождение российской «оборонки», причём на новом технологическом уровне. Если эта «команда» организовала относительно несложное мероприятие (зимние Олимпийские игры) так, что на него было потрачено средств в четыре раза больше, чем запланировано, то что говорить о колоссальной программе модернизации экономики и переоснащения армии современными системами оружия?!

Тут требуется колоссальная комплексная программа. И начинать нужно не с того, чтобы произвести деталь, которая перестала поступать с Украины, а с образования. Пока обучение по инженерно-техническим специальностям не станет престижным, а работа по этим специальностям — высокооплачиваемой, говорить о возрождении российского машиностроения не приходится. Ну а главное, надо менять управленческую команду. Как говаривал великий баснописец И.А. Крылов, «а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». С нынешней правящей группировкой мы не только не станем чемпионами, но и, как сборная РФ на недавнем чемпионате мира по футболу, даже из группового турнира выйти не сможем.

Опубликовано в газете "Правда" №100 (30162) 12 сентября 2014 года

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/i ... 0%B3%D0%B8


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Ср дек 14, 2016 6:21 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Технологический рывок — альтернатива деградации

Газета "Правда", №140 (30491) 15 декабря 2016 года
2 полоса

Автор: Владимир ВОЛКОВ. Кандидат химических наук, научный сотрудник ИБХФ РАН, член бюро Тверского обкома КПРФ.

«Новая нормальность» — термин, введённый западными экономистами, по сути, означающий то, что в обозримом будущем экономика капиталистических стран не имеет перспектив к сколь-нибудь ощутимому росту, превышающему 1—2% в год. Для России это будет означать несбыточность ожиданий роста цен на нефть и окончательный крах некогда провозглашённой концепции «энергетической сверхдержавы».

В СТРУКТУРЕ производства энергии происходят драматические сдвиги: мощности «альтернативной энергетики» в мире удваиваются каждые 1,5—2 года, а себестоимость производства такой энергии приближается к показателям традиционных электростанций. На фоне общей стагнации социалистический Китай вышел на первое место в мире по мощности ветровых (145 ГВт) и солнечных (43 ГВт) электростанций, что значительно превышает мощность всей электроэнергетики Российской Федерации. КНР находится на первом месте в мире и по общей доле на высокотехнологичном рынке, превосходя, по данным 2013 года, в 3 раза Германию, в 4 раза — США и в 65 раз — Россию.

Мировое производство биотоплива сравняется с производством обычного в течение 10—15 лет, а создание технологий, повышающих плотность энергии аккумуляторов и суперконденсаторов, приведёт к вытеснению двигателей внутреннего сгорания и повсеместному переходу на электромобили. «Нефтяной век» закончился навсегда.

Тем не менее в новейшей истории России был прецедент ещё большего падения цен на нефть. Однако тогда связанное с ним ослабление курса рубля правительство Примакова—Маслюкова—Геращенко обратило в мощный рост производства. Почему этого не произошло сейчас? Сможем ли мы догнать стремительно удаляющийся от нас в будущее «экспресс» ведущих мировых технологических держав?

На прошедшем в конце ноября Международном экономическом форуме, организованном Финансовым университетом при правительстве Российской Федерации, основным докладчиком от правительства был министр финансов А.Г. Силуанов. Именно бюджет страны, формируемый минфином, и является фактическим планом её развития на ближайший трёхлетний период. К сожалению, в продолжительном выступлении министра снова речь шла о жёсткой монетаристской политике и «необходимости» снижения доли ВВП, перераспределяемой через бюджетную систему, хотя она и так значительно ниже (35,7%), чем во всех развитых странах мира: во Франции — 56%, в Германии — 45,3%, в Великобритании — 48,7%, в Польше — 43,3%. Даже в главной либерально-капиталистической стране — США этот показатель составляет 40%.

И ни слова не было о том, что в подобной ситуации, когда старая модель себя исчерпала, главным условием преодоления кризиса является технологический скачок, требующий капиталовложений в науку и наукоёмкие технологии. В федеральном бюджете сохранится тенденция к сокращению расходов на прикладную науку: с 251,6 млрд. рублей в 2014 году и 239,7 — в 2015-м до 175,2 в текущем году и 201,4 — в следующем. Будут существенно сокращены расходы на такие важные для развития экономики госпрограммы, как «Развитие промышленности и повышение её конкурентноспособности», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Космическая деятельность России», «Развитие судостроения», «Развитие радиоэлектронной промышленности», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» и другие.

При объёме поступивших только за 2015 год в Фонд развития промышленности заявок от предприятий на кредитование около 400 млрд. рублей и необходимом ежегодном объёме инвестиций, оцениваемом специалистами в несколько триллионов рублей, реально через этот фонд выделяется кредитов только на 20 млрд. рублей в год. Сворачивается программа по целевому субсидированию малых и средних предприятий на их техническое перевооружение: около 18 млрд. рублей в 2015 году, в текущем году — в полтора раза меньше, а в следующем будет выделено только около 7 млрд. рублей.

Часть прикладных научных исследований могут финансировать и финансируют предприятия, бизнес. Но это касается только тех исследовательских проектов, которые имеют отдачу в пределах 1—3 лет. Переход к следующему технологическому укладу требует вложений в фундаментальные и прикладные исследования с гораздо большими горизонтами окупаемости. Даже в США, например, технологии компании «Эппл» были созданы при мощной финансовой поддержке государства.

В результате того, что ЦБ РФ упорно не желает вводить меры валютного контроля, предпочитая сдерживать инфляцию высокой ключевой ставкой и заниженным уровнем монетизации экономики, только в 5 отраслях норма прибыли превышает среднюю ставку долгосрочного банковского кредита, что вынуждает большую часть предприятий браться за инвестиционные проекты только в пределах весьма ограниченных собственных средств. Доходит до абсурда, когда Центральный банк, по информации академика С.Ю. Глазьева, вместо того чтобы финансировать экономику, планирует аккумулировать из неё деньги путём размещения на своих счетах депозитов коммерческих банков, причём проценты по этим депозитам банкам будут выплачиваться из бюджета, то есть из нашего кармана.

При этом астрономическую сумму составят расходы федерального бюджета на управление государственными финансами — более 1,1 трлн. рублей! Один этот факт показывает, что даже при существующих общих параметрах бюджета можно за счёт повышения эффективности работы и оптимизации управленческого аппарата найти средства для увеличения инвестиционной составляющей. И инвестировать не только в инновации, но и в человека, в его здоровье, в образование — без этого в современном мире добиваться долгосрочных успехов невозможно. Скажем, в ряде стран Восточной Европы при примерно таком же, как и в России, размере ВВП на душу населения выполняется в 3—5 раз больше высокотехнологичных медицинских процедур. Значит, и нам можно распоряжаться финансами более разумно и справедливо? Диспропорции в распределении национального дохода, 40% которого достаётся 1% богатых, а половина населения имеет доход менее 20 тысяч рублей в месяц, — это не просто несправедливость, а основной тормоз развития экономики, поскольку именно платёжеспособный спрос является главным двигателем её развития, а вовсе не создание «инвестиционного климата».

Знания стали главным фактором производства в современном мире. За период удвоения мирового ВВП число учёных возросло вчетверо. При этом Россия является единственной страной, где число исследователей сокращается и, по прогнозу директора Института экономики РАН

Е.Б. Ленчук, в ближайшее время может сократиться ещё вдвое. Только за последние 2 года из нашей страны уехали около 200 тысяч талантливых специалистов.

Длительное нахождение размера заработной платы преподавателей и учителей на уровне нищеты привело к тревожным изменениям в области качества образования, так как в таких условиях талантливая молодёжь не может себе позволить идти работать в школы и университеты. По словам участников одного из производственных форумов, сейчас даже выпускники МГУ не подготовлены к работе на предприятиях. Старшеклассники, обучающиеся совместно со сверстниками из Европы по программам обмена, отмечают их более высокий уровень знаний и более быстрое усвоение материала даже по естественно-научным дисциплинам, в которых ещё недавно наша школа имела бесспорное превосходство. Если срочно не принять меры к стимулированию прихода в образовательные учреждения наиболее талантливых специалистов, отставание России в мировой технологической конкуренции станет безнадёжным.

Утрата старой кадровой базы производства в сочетании с разрушением системы подготовки новых кадров является одной из ключевых причин, делающих неэффективными попытки организовать «импортозамещение». Практика показала, что «креативные финансовые менеджеры», не знающие основ производственных технологий, не могут эффективно управлять никаким производством.

Президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян вынужден был констатировать, что отсутствие значимого роста приведёт к деградации экономической и социальной системы России. Неожиданно, что столь высокопоставленный представитель финансового капитала фактически поддержал точку зрения академика С.Ю. Глазьева, сравнив с «кладбищем» проводимую в России жёсткую монетарную политику, и заявил о необходимости направленных инвестиций в отрасли народного хозяйства.

Сильные научные школы, частично сохранившиеся со времён СССР, могли бы послужить фундаментом для построения новой эффективной экономики, ориентированной не только на внутренний рынок, но и на экспорт по многим направлениям высокотехнологичной продукции. Высокий интеллектуальный потенциал, способность предлагать нестандартные решения — это то, что может и должно стать нашим основным конкурентным преимуществом на мировой арене. Для экономического рывка государство должно принять эффективные меры к тому, чтобы замкнуть инновационный цикл внутри страны, остановить утечку интеллекта и научно-технической информации, увеличить расходы на исследования. Иначе наши же идеи, возвращаясь из-за рубежа в виде готового иностранного продукта, начинают работать против нас.

Введённая непонятно с какой целью методика оценки результатов деятельности учёных и НИИ в соответствии с международными рейтингами научных изданий стимулирует публикацию результатов исследований за границей, а не в России. Грантовая система финансирования науки показала свою полную несостоятельность, поскольку привела к разрыву цепочки: «фундаментальные исследования» — «прикладные исследования» — «технологии».

В советское время интеграторами фундаментальной, прикладной науки и производства были Государственный комитет по науке и технике, отраслевые министерства, а также институт главных конструкторов, имевших широкие полномочия для привлечения учёных к решению крупных приоритетных задач, стоявших перед страной. Сегодня и так крайне недостаточные для развития науки бюджетные средства распределяются через десятки распорядителей при отсутствии их общей координации. Настало время вновь создавать структуру, интегрирующую научную и производственную сферы, позволяющую производственникам эффективно получать конкурентные преимущества в результате деятельности российских учёных.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Пн апр 17, 2017 12:27 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Политика импортозамещения как ещё один провал правительства Медведева.

Александр Халдей

Премьер спит - импортозамешение идёт.

Трапмп, как пошлый гусар, грубо лишил наших правительственных девушек последних иллюзий на тему отмены санкций. Денег за любовь не будет. Газета The Times сообщила: "Министр иностранных дел Борис Джонсон будет требовать от западных стран "очень жестких санкций в виде наказания“ за химическую атаку на контролируемой повстанцами территории… Документ с санкциями подготовлен к заседанию глав МИД G7, которое пройдет в провинции Лукка, Италия".

Американский постпред при ООН Никки Хейли заявила в эфире телеканала CNN в воскресенье, что президент США Дональд Трамп обсуждает вопрос о возможности применения новых антироссийских санкций, а также санкций против Ирана в связи с ситуацией в Сирии.

Кроме санкций, давление на Россию будет усиливаться и по военной линии. Будет продолжаться мобилизация войск НАТО у границ России в Прибалтике. Резко возрастает вероятность военных провокаций со стороны Киева в отношении ДНР и ЛНР с попыткой затянуть в войну Россию. Неизбежно усилятся военные провокации Вашингтона в Таджикистане, Абхазии и других зарубежных точках, где находятся контингенты наших вооруженных сил. После ракетной атаки США в Сирии отношения между Вашингтоном и Москвой ухудшились до предела.

При этом внешнеполитическое одиночество России просто кричаще. Иран, Китай, КНДР. При том, что союзниками России эти страны не являются и помочь в решении проблем не могут. Скорее, могут ими воспользоваться.
Политика импортозамещения как ещё один провал правительства Медведева.
Организационная импотенция импортозамещателей.

Импорт из Европы действительно стал меньше. Но ровно на столько стал больше импорт из Китая и некоторых других стран, которые не подключились к санкциям. Отечественное производство как стояло, так и стоит. Кроме оборонки - но тут свои проблемы, мешающие радости.

1. Некоторый рост в ВПК вызван ростом госзаказа. Это хорошо, хотя противоречит рыночной доктрине правительства. Но и тут беда: часть комплектующих и деталей для производства конечного изделия продолжала поступать по импорту. А комплектующие и детали, считающиеся российскими, нередко производятся на предприятиях, которые по формальной юрисдикции являются российскими юридическими лицами, но по капиталу их следует считать иностранными. Это могут быть предприятия с частичным или 100-процентным участием иностранного капитала. Такие предприятия управляются из-за рубежа. Со стороны материнской компании или иного иностранного инвестора. О взаимоотношениях таких иностранных инвесторов с правительствами своих государств по месту происхождения капитала можно только догадываться. Особенно тяжелым случаем является ситуация, когда предприятие в России управляется какой-то офшорной фирмой, до которой добраться из нашей страны практически невозможно. А весь мало-мальски серьёзный бизнес в России давно сидит в офшорах - и прежде всего бизнес, афилированный лично с членами правительства Медведева. И потому они спят спокойно и плюют на публичные призывы Путина вернуться в Россию. Понимают, что это рассчитано не для них, а для пропаганды. Они знают, что то, что всерьёз рассчитано для них, не будет произноситься вслух с трибуны, а поступит в виде циркуляра, обязательного к применению. Но такого циркуляра нет - и они не реагируют на слова. И, по логике бюрократического регламента, они правы.

2. Наш ВПК повязан по рукам и ногам банками и кредитами. Все помнят, как Альфа-банк едва не обанкротил Уралвагонзавод за производство Арматы. Нормально? Вполне - для капиталистической системы. В ней существует понятие "прибыль" и не существует понятия "обороноспособность страны". В гробу они видели обороноспособность, которая ставит их на бабки. Но дело даже не в мотивах банкиров. Риски в том, что банки сейчас качаются. Даже самые крупные, которым дали обслуживать ВПК. И банки влезли в контроль над деньгами оборонных заводов. Получается, что оборонкой управляют и контролируют не столько правительство, сколько банки. И неважно, что, согласно закону "О государственном оборонном заказе", число таких банков ограничено и в список включены лишь наиболее крупные и надежные. Этот список касается банков, работающих лишь с генеральными заказчиками. А предприятия, поставляющие детали и комплектующие, могут обслуживаться любыми банками.

Но даже тот рост, который показал наш ВПК, пошёл не в нашу армию, а на экспорт. Мы успешно работаем на вооружение чужих стран, а не собственной армии и флота. А с собственным вооружением всё намного хуже.

Шойгу, исходя из нужд обороны, по согласованию с Путиным, заявил программу перевооружения на 2018 - 2025 годы. По программе заявка была на 55 трилионов рублей. Но Силуанов урезал её сначала до 30-ти триллионов, а теперь подводит под 12. Типа, у страны нет денег. И, по информации из правительства, сумма будет около этой цифры.

И это ещё не все трудности. Беда в том, что фундаментом ВПК являются предприятия, формально в него не входящие. Это производство специальных сталей, сплавов, композитов, труб, проката, электроники, оптики, пластмасс, химических компонентов (для производства взрывчатых веществ), электродвигателей, электрооборудования и т. п. Тут ни импортозамещения, ни выхода из спада нет и не может быть. Тут его величество "кризис".
Политика импортозамещения как ещё один провал правительства Медведева.

Чтобы быть объективным, надо сказать, что в сельском хозяйстве дела обстоят лучше. По свинине и зерну мы вышли на самообеспечение, полностью закрылись по огурцам, наполовину закрылись по тепличным помидорам и доля наших помидор уверенно растёт при сокращении доли турок. Но проблема в том, что наши помидоры НАМНОГО ЛУЧШЕ ПО КАЧЕСТВУ, чем у турок, ибо в них нет ядовитой химии, и именно из-за этого они дороже. Оптовики играют ценами, а вот розница тупо душит покупателей наценкой в 150% и никакие снижения цен на опте на это не влияют. Проблемы помидорщиков остаются нерешёнными из-за разных причин: климат, сезонность, финансирование, монопольный и бесконтрольный разбой розничных торговых сетей, низкие темпы ввода новых теплиц, контрабанда братской Белоруссии, откуда хлещет поток турецко-марокканской дряни, но с этим как-то борются. Это надо признать. Медленно, но дело идёт. Так же мы вышли на самообеспечение по птице и на две трети по лекарствам. Всё это есть, что бы там ни говорили.

Но не помидоры с огурцами и свининой делают страну способной выдержать внешние угрозы. Помидорами не воюют. Способной выдержать внешние угрозы страну делает индустрия. Та, которая развалена в результате разгрома советской промышленности Гайдаром и Чубайсом. И даже годы Путина не смогли изменить картину, потому что модель экономики осталась ельцинской.

Необходимо решительное укрепление экономики России с учетом резко возросших внешних военных угроз. В принципе, такое укрепление надо было начать уже давно. Хотя бы с того момента, когда против России были объявлены экономические санкции -три года назад. На языке ответственных государственных руководителей это называется переходом к мобилизационной экономике.

Мобилизационная модель является антиподом той либеральной модели, которая формировалась в России на протяжении четверти столетия под термином "вашингтонский консенсус" (набор принципов либеральной экономической политики, которую Вашингтон навязывает другим странам через подконтрольный ему МВФ).
Когда в заведении падает выручка, меняют не мебель, а девочек.

Примечательно, что наш премьер-министр Медведев как черт ладана боится именно этой самой мобилизационной экономики. На либеральной тусовке под названием "Гайдаровский форум" он специально подчеркнул, что мобилизационная экономика — не наш путь.

Мобилизационная экономика - это экономика, в которой все заточено на укрепление обороноспособности государства и защиту ее от возможных посягательств со стороны противника. У нашей оборонки очень слабый фундамент в виде промышленности, производящей продукцию общего назначения. Некоторые элементы этого фундамента, которые достались нам в наследство от Советского Союза, вообще исчезли.

Первоочередные шаги — разработка программы реиндустриализации страны. Именно восстановления разрушенной промышленности, причем на новой технологической основе. А отнюдь не невнятное импортозамещение, о котором заявили власти. Под импортозамещением понималось лишь собственное производство продукции промышленности группы "Б" (товары потребительского назначения). Нам же сегодня необходимо восстановление в полном объеме производства промышленной продукции группы "А" (сырье, полуфабрикаты, машины и оборудование — одним словом, тяжелая промышленность, или производство средств производства).

Полномасштабная реиндустриализация, в свою очередь, требует планирования и централизации управления в руках государства (рынок вообще не способен создать промышленность группы "А"). И в особенности так называемое "Первое подразделение" (производство средств производства для производства средств производства. То есть машиностроение для машиностроения.) Тут без планирования просто никак. Но Минэкономики - это не Госплан даже в минимальном приближении. Это смесь статистического бюро с консалтинговым агентством и лоббистской фирмой.

Стране нужна индустриализация - или нас сомнут. Повторяется сталинская ситуация. На индустриализацию нужны деньги. Они не в бюджете - они в офшорах. Только по официальным данным Банка России, зарубежные активы российских физических и юридических лиц (включая Банк России с международными резервами) на начало 2017 года составили 1233 млрд долл. Но это только то, что возникло в результате более или менее легального вывоза капитала из страны. А если учесть "серые схемы" и откровенную контрабанду, то, по оценкам экспертов, официальную цифру Банка России следует, как минимум, удвоить.

2,5 триллиона долларов будет достаточно для того, чтобы провести индустриализацию без урезания пенсий старикам, без сокращения бюджетных ассигнований на оборонный заказ и многих других жертв. Настоящая деофшоризация российской экономики вызовет бешеное сопротивление со стороны нашей офшорной аристократии, которая и разыгрывает сегодня комедию под названием КИК (Контролируемая иностранная компания). Эта аристократия будет получать как явную, так и скрытую поддержку от Запада, который и является главным бенефициаром российской офшоризации (просто не все представители офшорной аристократии это осознают).

Изменяя фразу Мечникова о природе, мы можем сказать: "Мы не можем ждать милостей от офшоров. Взять их - наша задача." Но после известного фильма Навального про некоего Димона, всем ясно, почему Медведев против реального перекрытия офшоров. Борьба с офшорами требует смены правящего класса.

Кадры снова решают всё. Кадры правительства в первую очередь. Программа импортозамещения провалена правительством Медведева. Провал программы импортозамещения в промышленности окончательно показал, что безопасность государства и наличие Медведева с его экономическим блоком в правительстве несовместимы.

https://cont.ws/@alex-haldey/587094


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Чт июл 27, 2017 11:51 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Концепция новой индустриализации России. Предложения к обсуждению

Дроздов Б. В.

В рамках второго заседания Советов Партии нового типа — экспертных площадок по выработке дорожных карт переустройства России — была представлена предварительная версия документа «Основные положения концепции научно-технологического и промышленного развития России (ОП КНТПР) (Концепция новой индустриализации России)».

Автор Борис Викторович Дроздов — д.техн.наук, председатель Совета ПНТ по научно-технологическому и промышленному развитию, заместитель директора НИИ информационных технологий города Москвы (НИИИТ).

Приводим представленный на Совете ПНТ материал, и приглашаем к его обсуждению.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

1. ЦЕЛИ

Цель разработки Концепции научно-технологического и промышленного развития России состоит в том, чтобы сформулировать основные идеи и принципы проведения научно-технологического совершенствования и развития всех ведущих видов деятельности в России, которые бы обеспечили существенное улучшение социально-экономической ситуации в стране, повышение уровня и качества жизни ее населения, обеспечение безопасности, политической и экономической независимости, усиление роли и влияния страны в мире. Всех перечисленных целей невозможно достичь без создания и развития современной, мощной и природосообразной научно-технической и производственно-технической базы. Магистральное направление научно-технологического движения — Новая индустриализация России.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе используются следующие трактовки понятий.

Индустриализация (от латинского industria — деятельность, трудолюбие), — это высокопроизводительная и эффективная производственная деятельность, выполняемая на регулярной промышленной основе, с применением профессионального труда, с использованием специальных технических и организационных средств, знаний, умений и технологий, позволяющих существенно повысить эффективность труда, экономить общественно полезное время и потребляемые ресурсы. С организационно-технологической точки зрения индустриализация достигается за счет специализации и кооперирования работ и процессов.
Современная индустриализация направлена на обеспечение существенной экономии использования природных ресурсов, на создание безотходных производств, сводящих до минимума негативные воздействия на окружающую среду.

Новая индустриализация — это современный этап индустриализации.

Ранее индустриализацию было принято понимать, как «процесс создания крупных производств, приводящий к резкому повышению технической вооруженности труда и росту его производительности». Сейчас такое определение в значительной части устарело и весьма сужено. Центральная часть сути понятия индустриализации — это новые, высокоэффективные технологии, позволяющие существенно увеличить техническую вооруженность труда и его производительность. Рост производительности труда должен быть связан с повышением качества результатов этого труда, ростом его эффективности, понимаемой в самом широком смысле, в том числе и в смысле затрат требуемых ресурсов, включая и экосферные.

Индустриальные технологии — это высокопроизводительные, эффективные технологии, использующие наиболее совершенные технические средства и способы работы в различных сферах человеческой деятельности. Владение этими технологиями и техническими средствами требуют высокого уровня профессионализма, трудовой дисциплины и ответственности всех участников трудового процесса. Так понимаемые индустриальные технологии могут применяться не только в промышленном производстве, но и во всех комплексах жизнеобеспечения, в сферах бытового и коммунального обслуживания, торговли и общественного питания, в образовании и медицине.

При изложенном понимании индустриализация — это естественное, единственно возможное и допустимое направления цивилизационного развития. При этом после этапа начальной индустриализации должны логически следовать этапы новой (второй, третьей и т.д.) индустриализации, супер-, гипериндустриализации и т. д.

Индустриализация связана со специализацией и кооперированием, что дает повышение производительности труда, а противоположное движение (деиндустриализация, постиндустриализация) связано с установками на самообеспечение, что ведет к архаизации человеческой деятельности, т.е. к ее разложению и деградации. Постиндустриализм и деиндустриализация поэтому должны ассоциироваться с движением в сторону деградации, распада и разложения цивилизации.

Индустриализация как ведущее направление развития цивилизации, есть направление развития способов производства, рассматриваемых не с традиционной политэкономической позиции (по ведущим отношениям собственности), а с организационно-технологической позиции, когда определяющим считается организация и технологии производства, понимаемого в широком смысле. С этой точки зрения индустриальному направлению развития с характерной для него глубокой специализацией, тесным кооперированием и интеграцией производств нет разумной альтернативы.

Производство на этапе новой индустриализации в настоящем документе понимается расширительно, — это не только само промышленное производство (Индустрия-1), но и производство работ и услуг по жизнеобеспечению (Индустрия-2).

На современном этапе цивилизационного развития, когда созданная за многие годы и десятилетия техносфера стала органической частью всей системы жизнеустройства, особую актуальность приобретает деятельность по эксплуатации, поддержанию в работоспособном состоянии, по ремонту, реконструкции и развитию всей системы жизнеобеспечения, которая также должна производиться индустриальном способом, формируя еще одну индустрию (Индустрию-3).

Все перечисленные выше виды индустрий ново индустриальной эпохи должны по необходимости иметь соответствующее интеллектуальное обеспечение, включающее работы по исследованию, разработке, проектированию, что составляет основу индустрии нового типа — индустрии мысли (Индустрия-4), которая должна соответствовать сложности всех производственных индустрий (1,2,3) и сама в свою очередь должна совершенствоваться и развиваться.

Новая индустриализация, которая по необходимости приходит на смену предыдущей индустрии, является объективно необходимым этапом развития современной цивилизации.

Новая индустриализация — это развитие крупных машиностроительных и приборостроительных производств, безотходных кооперированных производств замкнутого цикла, интегрированных в индустрию жизнеобеспечения.

Ново-индустриальный этап (новая индустрия будущего) приходит на смену этапу первоначальной индустриализации. Новая индустрия использует самые современные, высокопроизводительные технологии — электрифицированные, автоматизированные, компьютизированные, информатизированные, максимально экономно и рационально использующие все ресурсы, включая и природные. Здесь тяжелый физический труд заменен сложным трудом, максимально использующим психофизиологические и интеллектуальные возможности человека. Все четыре технологические черты индустрии — концентрация производства, повышение производственных мощностей, специализация и кооперирование, приобретают при этом способе производства свои новые характерные черты.

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИИ

Главная проблема России связана с утратой отечественной индустрии, вытеснением собственных производств, продукции и услуг зарубежными. Это ведет к производственно-технологической и экономической зависимости. Произошло сворачивание производства наиболее значимых для индустриализации видов продукции — микроэлектронных и радиоэлектронных средств, электродвигателей и электрооборудования, металлообрабатывающих станков, средств механизации и автоматизации.

Потеря отечественной производственной базы угрожает экономической и политической безопасности страны.

Одновременно с этим произошла деградация отечественной прикладной науки и опытно-конструкторской и проектной базы. Ликвидированы сотни проектно-конструкторских и прикладных научно-исследовательских и проектных организаций, которые обеспечивали функционирование и развитие отечественной промышленности. В значительной части утрачен кадровый потенциал инженеров, конструкторов и проектировщиков. Упал престиж инженерной профессии, снизилось качество подготовки специалистов научно-технического и производственного профиля. Утрачена лабораторная, экспериментально-производственная и проектно-конструкторская база для выполнения опытно-конструкторских и проектно-технологических работ по созданию новых образцов техники и технологий.

В сфере массового инженерно-технического сознания возобладали ложные представления о перспективных направлениях цивилизационного развития страны и ведущих ориентирах развития — постиндустриализм, цифровая экономика, информационные технологии, сфера услуг и развлечений. Навязываемые представления о магистральном направлении развития в виде обязательного перехода к новым технологическим укладам не согласующаяся с естественным направлением развития всех взаимосвязанных имеющихся и формируемых новых технологических укладов.

Тенденции в научно-техническом прогрессе, вызванные атмосферой постиндустриального мира, на деле тормозят этот прогресс, приводят к необоснованным перекосам и искажениям.

Идеология постиндустриализма не может приниматься в качестве нормы для Российской цивилизации.

4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ-1 — ИНДУСТРИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Новая индустриализация — это комплексное развитие всех видов промышленных (производственных) индустрий. Должны быть восстановлены на новой отечественной научно-технической базе все важнейшие отрасти современной промышленности:

Станко-инструментальное производство, металлургия (черная и цветная), машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, транспортное и энергетическое машиностроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и др.), легкая и пищевая промышленность, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность с ориентацию на глубокую переработку извлекаемого сырья и др.

В первую очередь должны быть восстановлены или созданы заново следующие отечественные производства:

Станко-инструментальная промышленность, в частности промышленное производство широкой серии станков класса горизонтальных и вертикальных обрабатывающих центров с цифровым программным управлением.

Производство на новой научно-технологической базе электронных компонентов (микроэлементной базы для отечественного приборостроения, электроники и вычислительной техники).

Производство элементов силовой электроники (тиристоров и др.).

Тяжелое транспортное и энергетическое оборудование (современные локомотивы, в том числе — для сверхскоростных железнодорожных магистралей — типа «Сокол», «Ермак», «Витязь»).

Производство современных электроприводов переменного тока с регулированием частоты и напряжения.

Авиастроение (все типы летательных аппаратов, Ил-96 и др.)

Все виды приборостроения.

Приоритет должен быть отдан созданию комплексов взаимосвязанных, интегрированных и безотходных производств.

Модельный ряд изделий отечественного автопрома должен соответствовать требованию индустриализации всей транспортной системы страны.

5. ИНДУСТРИЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ (ИНДУСТРИЯ-2)

Сфера жизнеобеспечения включает:

— энергетику (электро- и теплоэнергетику);

— транспорт и связь;

— жилищное хозяйство;

— водоснабжение и водоотведение;

— строительство;

— торговлю и общественное питание;

— бытовое и коммунальное обслуживание;

— здравоохранение;

— воспитание, обучение и образование;

— производство продуктов питания и одежды.

Перспективные направления индустриального развития некоторых отраслей жизнеобеспечения.

5.1. Энергетика. Восстановление единства и целостности всей отрасли в масштабе страны и содружества независимых государств. Модернизация всех звеньев генерации, передачи и распределения электроэнергии с ориентацией на экологически чистые и энергосберегающие технологии. С учетом необходимости решения задач новой индустриализации — рост объема генерации электроэнергии к 2030 году — не менее, чем в 1,4 раза.

5.2. Транспорт. Развитие всех видов массового транспорта (железнодорожный, авиационный, морской и речной, автомобильный). Особый приоритет — высокоскоростным видам транспорта (авиационный, высокоскоростные железнодорожные магистрали, вакуумный магнито-левитационный транспорт и др.). Возрождение перспективных видов водного транспорта с новыми способами поддержания (на крыльях, на подушке, на экранном эффекте).

5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство. Полное обновление всего жилищного хозяйства страны. Приоритет — ориентация на строительство жилых зданий повышенной этажности с развитой системой надежных и эффективных инженерных коммуникаций, и коммунально-бытового обслуживания.

5.4. Здравоохранение. Создание высокотехнологичной системы здравоохранения, использующей перспективные эффективные технологии здоровьесбережения.

6. РАЗВИТИЕ ГРАДОУСТРОИТЕЛЬСТВА В НОВОИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Выбранная и реализуемая официальная стратегия урбанизации России вступает в противоречие с потребностями новой индустриализации. Эта стратегия делает упор на ограничение роста больших городов и развитие малых городов. Сформировавшиеся к настоящему времени на территории России большие города имеют тенденцию развития в так называемом диффузном направлении, для которого характерно «расползание» территории городской застройки, стирание границ между городом и пригородами, рост так называемой «маятниковой миграции» населения в направлении город-пригород. Это превращает крупные города России в «большие деревни» с преобладанием для его жителей установок на самообеспечение (в сфере транспортных и коммунально-бытовых услуг). В итоге города развиваются в направлении деиндустриализации, снижая итоговую эффективность жизнеустройства и конкурентность всей системы жизнеобеспечения России по сравнению с большинством развитых стран мира.

Таким образом, все положения Градостроительной программы России вступают в противоречие с идеей ускоренного инновационного развития страны, в которой должны сочетаться интенсивное развитие городов с сохранением и развитием природной среды.

Города эпохи новой индустриализации (супергорода) заведомо должны быть многопрофильными, должны обладать развитой инженерной инфраструктурой жизнеобеспечения и должны использовать массовый (общественный) транспорт для внутригородских перевозок. Для супергородов эпохи новой индустриализации основу градообразующей базы должно составлять промышленное производство и научно-инженерный комплекс.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗА НОВОЙ ИНДУСТРИИ

Существующая в России материально-техническая база промышленного производства и жизнеобеспечения по необходимости нуждается в содержании, ремонте, реконструкции и развитии. Этот вид деятельности нуждается в совершенствовании на индустриальных принципах.

Направления этого совершенствования:

— создание достаточных резервов мощностей систем жизнеобеспечения,

— повышение эффективности и темпа производства ремонтных работ за счет индустриальных способов ремонтного производства (обеспечение непрерывности потока работ, широкое применение специальных машин и механизмов, применение перспективных технологий).

Создаваемые запасы мощности должны обеспечить работоспособность систем жизнеобеспечения при всех возможных колебаниях нагрузок.

8. ПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

Необходимым начальным этапом при создании Индустрии 1,2 и 3 является деятельность по исследованию и разработке проектов. Уровень организации и технологии проведения этой деятельность должен соответствовать качеству и сложности создаваемых индустрий. Это условие в современной России не всегда соблюдается в полном объеме. Модернизация и развитие технологий и производств на этапе новой индустриализации потребует разработки и внедрения индустриальных методов и технологий в сам процесс исследований и разработок. Должна быть создана специфическая индустрия исследований и разработок. Особенность этой индустрии — Технологизация, Схематизация, Стендовые Испытание технологий, высокая профессионализация.

9. ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ (ИНДУСТРИЯ-5)

Это разработка и применение индустриальных технологий исследования и проектирования наиболее эффективных социальных форм организации и управления развитием всего Российского социума. Здесь должны найти широкое применение такие методы, как проблемно-ориентированный подход, системный анализ, концептуальное проектирование, системомыследеятельностная методология.

10. ОРГАНИЗАЦИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Для проведения научно-технологического и промышленного развития экономики страны должна быть создана эффективная система организации и управления процессами новой индустриализации. Для этого прежде всего должен быть создан общегосударственный орган мобилизации ресурсов и программно-целевого управления научно-технологическим развитием.

Б.В.Дроздов

http://rusrand.ru/ideas/koncepciya-novo ... polojeniya


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужна новая индустриализация страны
СообщениеДобавлено: Вс сен 17, 2017 10:20 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
Академик Евгений КАБЛОВ: Российская наука - источник знаний и технологий для шестого технологического уклада
***
Сейчас мир стоит на пороге новой научно-технологической революции, заключающейся в переходе к постиндустриальному обществу и построению нового социально-экономического явления - экономики знаний. Фундаментальные и поисковые исследования, переходящие в новые, прорывные технологии, и затем вывод на рынок инновационной продукции, высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают развитым странам мира их технологическое лидерство, а основным источником роста экономики этих стран является производство знаний и высоких технологий.
По мнению академика РАН А.Г.Аганбегяна, “важнейшее свойство экономики знаний в том, что она оказывает значительный мультипликативный эффект на развитие всех других отраслей. Это во многом объясняет увеличение отрыва развитых стран от всех остальных”.
В нашей стране ведущей научной организацией, главной задачей которой является проведение и развитие фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека, всегда была Академия наук. Но, в силу ряда обстоятельств, в постперестроечные годы возникла и постоянно увеличивается явная несбалансированность между проводимыми в стране фундаментальными и прикладными исследованиями вследствие нарушения кооперационных связей между РАН, отраслевой наукой, промышленностью и бизнесом, что влечет за собой как снижение эффективности получения этих знаний, так и их невостребованность отечественной экономикой. А без этого нельзя говорить о какой-либо инновационной экономике, так же как невозможно строить дом, не возведя фундамент.
Нужно отметить, что в СССР понимали важность неразрывности фундаментальных и прикладных исследований и внедрения их результатов в промышленность, поэтому уже в первом Уставе Академии наук СССР 1927 года было прямо определено: “Академия наук Союза ССР имеет следующие задачи: ...изучать естественные производительные силы страны и содействовать их использованию; приспособлять научные теории и результаты научных опытов и наблюдений к практическому применению в промышленности и культурно-экономическом строительстве Союза ССР”. И начавшаяся в следующем 1928 году первая пятилетка развития народного хозяйства получила крепкую научную основу, позволившую в кратчайшие сроки провести индустриализацию, которая превратила молодое советское государство из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Кроме этого, Отделение гуманитарных наук АН СССР с успехом выполнило задачу проведения “культурной революции”, в результате чего общий культурный и образовательный уровень граждан СССР за последующие два десятилетия заметно вырос.
Сегодня крайне важно определить критические направления исследований, которые будут способствовать построению в России экономики знаний и широкому внедрению инноваций и позволят сократить отставание от стран - технологических лидеров в переходе в новый, шестой технологический уклад. Эти направления должны быть четко прописаны в нормативных документах: Государственной программе фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации, Уставе РАН, Стратегии развития РАН на среднесрочную перспективу и ряде других. Без этого Россия может вступить в затяжной экономический и технологический кризис. По мнению академика РАН С.Ю.Глазьева, многие страны уже вышли на линию устойчивого роста нового технологического уклада, который ускоряется с темпом более 20% в год, в то время как другие страны, в том числе и Россия, остаются на месте и не в состоянии проводить системную политику экономического и технологического развития.
Шестой технологический уклад характеризуется развитием когнитивных и образовательных технологий, биотехнологий, связанных как с производством продуктов питания, так и с медициной и фармацевтикой и основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; систем искусственного интеллекта и квантовых технологий; глобальных информационных сетей и цифровых технологий; интегрированных высокоскоростных транспортных систем; новых видов и способов получения энергии. На новый технологический уровень выходят гибкие автоматизированные производства для обрабатывающей промышленности, создание материалов с заранее заданными свойствами, экологически чистая энергетика на новых физических принципах и применение возобновляемых источников энергии.
Особую роль в реализации этих направлений развития науки, экономики и общества должны играть тематические отделения Российской академии наук:
1. Отделение сельскохозяйственных наук является одним из основных игроков в обеспечении продовольственной безопасности, проводя и координируя научные исследования в сельскохозяйственных науках, особенно в части адаптивно-дифференцированного использования природных ресурсов, биологической защиты сельскохозяйственных культур, разработки научных принципов и практических приемов регуляции численности и снижения вредоносности особо опасных организмов.
Россия обладает третьей в мире площадью пахотных земель, уступая только США и Индии, но при этом урожайность с одного гектара сильно уступает показателям зарубежных стран, в том числе и в силу неблагоприятных природно-климатических условий: многие сельскохозяйственные угодья расположены в зонах рискованного земледелия и характеризуются низким плодородием. Среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства будут, по ряду прогнозов, снижаться, если не произойдет активное внедрение радикальных технологических инноваций. Отделение сельскохозяйственных наук может и должно приложить все усилия для решения этой проблемы.
В 2015 году Президент Российской Федерации призвал агропромышленный комплекс интенсифицировать работы: “Россия может стать крупнейшим в мире поставщиком здоровых, экологически чистых и высококачественных продуктов питания”.
Для того чтобы к 2020 году полностью обеспечить страну отечественными продуктами питания, необходимо предусмотреть самое широкое участие Отделения сельскохозяйственных наук в реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года №996.
Академия наук может и должна участвовать в реализации мероприятий, направленных на развитие конкурентоспособного отечественного производства пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных и объектов аквакультуры, а также производства современных и высокоэффективных ветеринарных препаратов, ветеринарных и фитосанитарных диагностикумов, биопестицидов, средств профилактики эпизоотий и эпифитотий, средств химической защиты растений.
Все эти задачи возможно решить только при проведении комплексных междисциплинарных исследований, в которых самое активное участие должно принять Отделение биологических наук.
Таким образом, только Академия наук может комплексно решить фундаментальные задачи сельского хозяйства России для достижения технологической независимости в сфере АПК и развития технологий, способствующих переходу в шестой технологический уклад. К этим задачам можно отнести:
- разработку биотехнологий, технологий геномной и клеточной инженерии;
- организацию системы точного земледелия с использованием беспилотной и космической техники;
- широкое применение цифровых технологий (например, анализа микробиомов почв) для радикального повышения качества возделывания земель и территориальной специализации сельхозпроизводства.
Совместно с Отделением наук о Земле следует проводить исследования по изучению влияния изменений климата на условия ведения сельского хозяйства. Кроме того, Отделению наук о Земле совместно с Отделением химии и наук о материалах необходимо скоординировать исследования в рамках создаваемой национальной сети центров климатических испытаний.
2. В области гуманитарных наук Отделению историко-филологических наук необходимо увеличить количество исследований, направленных на сохранение богатого исторического, этнокультурного, духовного наследия народов России. Только при активном участии Академии можно сформировать столь необходимую в настоящее время национальную идею, идеологию государственного и общественного строительства.
Необходимо кардинально улучшить ситуацию с финансированием гуманитарных и общественных наук. Поддержка проектов именно в тех областях исследований, в которых российские ученые занимают лидирующее положение в мире (развитие Национального корпуса русского языка, составление словарей современного русского языка, издание исторических словарей русского языка), является задачей национального значения и способствует формированию национальной русской идентичности. Отечественная культура должна строиться с учетом опыта развития народов России на основе исторических, этнографических, археологических исследований. Утрата собственного языка и, как следствие, культуры - это путь к зависимости нашего государства от зарубежных стран, подчинение так называемой “западной цивилизации”.
3. В области социально-экономического развития Российской Федерации Отделение общественных наук должно принимать активное участие в формировании долгосрочных программ развития страны, определять политические, экономические, философские и социальные тренды и их сценарные экстраполяции, проводить исследования технологических и экономических механизмов и инструментария модернизации экономики страны, прогнозировать среднесрочные и отдаленные институциональные, экономические и технологические эффекты.
Одной из первоочередных задач может стать решение актуальной проблемы, стоящей перед российской наукой в целом, - совершенствования системы организации управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Академия наук усилиями Отделения глобальных проблем и международных отношений должна принимать активное участие в формировании внешней политики страны.
4. Важнейшую задачу, без которой невозможен переход в следующий технологический уклад, - разработку искусственного интеллекта и квантовых технологий - в настоящее время способны совместно решить Отделения математических наук, нанотехнологий и информационных технологий, физических наук. Развитие квантовых технологий откроет новые перспективы в использовании квантовых алгоритмов, создании и моделировании сложных физических, биологических систем, новых методов передачи, приема и обработки информации. В свою очередь, это даст толчок к развитию большого числа приложений в научно-технической, экономической и социальной сферах деятельности общества. Задачи развития квантовой связи сопряжены с созданием и совершенствованием фотонных технологий и новых фотонных материалов как для распределенных квантовых линий связи, так и для классических оптоэлектронных или полностью оптических интегральных устройств. Необходимо также развивать технологии атомного масштаба, с использованием которых можно “собирать” элементы систем из отдельных атомов или молекул, что может быть реализовано Отделением физических наук. В этой связи требуется разработка новых физических принципов и подходов для создания необходимых материалов и структур, новых экспериментальных методов и метрологического обеспечения.
Особое внимание следует уделить развитию и внедрению в России цифровых технологий, которые в ближайшие 10-15 лет будут одним из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Создание концепции цифровых платформ для исследований и разработок должно быть одной из первостепенных задач междисциплинарных исследований Отделений математических наук и нанотехнологий и информационных технологий.
5. Масштабные задачи стоят перед Отделением энергетики, машиностроения, механики и процессов управления. Создание научно-методической базы для реализации энергетической стратегии России с учетом потенциала энергоресурсной, энергогенерирующей и энергопотребляющей подсистем единого энергетического комплекса, включая разработку сетевых компьютерных комплексов, в перспективе сможет значительно повысить энергоэффективность российской промышленности, позволит вплотную подойти к созданию нового поколения установок генерации и транспортировки энергетических потоков высокой плотности. Результаты проводимых исследований должны лечь в основу экологически чистой энергетики на новых принципах. Применение возобновляемых источников энергии необходимо увеличить до уровня ведущих зарубежных стран.
Ключевой междисциплинарной задачей, с учетом больших запасов в России углеводородного топлива, в первую очередь природного газа, является создание электрогенерирующих газотурбинных силовых установок мощностью 300-450 МВт с коэффициентом полезного действия 60-70% и ресурсом работы турбины до 100 000 часов.
Важным приоритетом научно-технологического развития Российской Федерации является переход к роботизированным системам. Отделение должно на основе математических моделей провести исследования в области человеко-машинных систем, создать новую методику исследований в штатных и нештатных ситуациях для гражданских и оборонных объектов новых поколений, функционирующих в экстремальных условиях (атомные и термоядерные установки, авиационные и ракетно-космические системы, сложные климатические условия).
Нужно отметить, что предложения Отделения, внесенные в прогноз развития фундаментальных и поисковых исследований академического сектора науки до 2030 года, чрезвычайно интересны и перспективны, однако крайне необходима кооперация с отраслевыми институтами и предприятиями реального сектора экономики для передачи полученных знаний в прикладные НИР, ОТР и ОКР и создания технологий высокого уровня готовности, что позволит нашей стране в среднесрочный период выйти в мировые лидеры в робототехнике.
6. Важнейшее направление, определяющее новый технологический уклад и напрямую влияющее на повышение качества жизни в нашей стране, - проведение фундаментальных и поисковых исследований по важнейшим проблемам в области медицинских и биологических наук, разработка новых высокотехнологичных методов клинической и профилактической медицины. Создание эффективной конкурентоспособной экономики невозможно без обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья, работоспособности и продления жизни граждан.
Сейчас отечественная медицина в основном импортозависима, российские фармацевтические компании выпускают лекарственные средства главным образом на основе зарубежных субстанций, используя при этом приборы и реактивы импортного производства. Механизм отбора и передачи результатов фундаментальных и поисковых исследований на стадию прикладных работ и разработки опытных образцов инновационных препаратов, продуктов, технологий и проведения их доклинических исследований отсутствует, тем самым разрушая единую инновационную цепочку “идея - лаборатория - производство - клиника”.
Крайне необходимо реализовать импортозамещение в медицинской науке, наладить кооперационные связи между медицинскими лабораториями и фармпредприятиями.
Вместе с тем следует отметить, что Отделения медицинских наук и физиологических наук в настоящее время наиболее эффективно исправляют сложившуюся ситуацию. Ряд утвержденных документов федерального уровня (Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, План мероприятий по реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, научные платформы по приоритетным направлениям развития медицинской науки), а также созданные кооперационные связи в рамках технологической платформы “Медицина будущего”, в которой принимают участие 64 академических института, направлены на создание проектов полного инновационного цикла - от лаборатории до клиники.
Тем не менее для координации работ по медицинским направлениям целесообразно разработать и утвердить Государственную программу развития медицинской науки до 2030 года. Определяющую роль в проведении исследований должны играть академические институты, при этом программа должна носить межведомственный и междисциплинарный характер и учитывать интересы как гражданского, так и военного секторов экономики.
7. Россия обладает практически всеми видами запасов минерального и углеводородного сырья, богатыми водными ресурсами, и огромная заслуга в разведке и освоении месторождений полезных ископаемых принадлежит предшествующим поколениям геологов, геофизиков, океанологов, географов и экологов, обеспечивших нашей стране сырьевую безопасность и суверенитет.
Вместе с тем в постперестроечные годы происходила интенсивная эксплуатация месторождений с использованием малоэффективных технологий добычи, переработки и транспортировки сырья, что на фоне сократившихся георазведочных работ уже в ближайшие годы может крайне негативно отразиться на добывающей отрасли страны. И потому высокая ответственность ложится на Отделение наук о Земле, которое должно разработать новые подходы и парадигмы поиска и разведки новых месторождений, создать эффективные технологии добычи и соответствующее оборудование для обеспечения разработки труднодоступных месторождений. Целесообразно совместно с Отделением химии и наук о материалах разработать новые “зеленые” технологии переработки сырья высокого уровня передела.
Особое внимание следует уделить океанологическим исследованиям в силу актуальности Мирового океана в качестве сырьевого источника, логистического коридора, места формирования глобального климата.
8. Отделение химии и наук о материалах должно проводить фундаментальные, поисковые и прикладные исследования согласно одному из основных приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации - разработке материалов нового поколения и способов их конструирования. Наибольшее внимание следует уделить таким направлениям, как разработка основ синтеза новых органических, элементоорганических, неорганических и полимерных веществ, что в дальнейшем может позволить российской химической отрасли отказаться от значительной части импортных компонентов; разработка новых ресурсо- и энергосберегающих металлургических и химико-технологических процессов, что будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции отечественных металлургического и химического комплексов на мировом рынке, и, конечно же, аддитивные технологии, которые являются одним из главных мировых трендов новой научно-технологической революции.
По инициативе ФГУП “ВИАМ” в 2011 году с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, тенденций развития материалов в мире, стратегий инновационного развития интегрированных структур были разработаны “Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года”. В создании этого документа принимали участие 80 научно-исследовательских и конструкторских организаций, в том числе институты РАН. В декабре 2011 года он был одобрен Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии РФ. Стратегические направления были актуализированы на 2017-2030 годы в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.
В документе заложены базовые принципы создания материалов нового поколения и сложных технических систем:
- фундаментальные и поисковые исследования для создания опережающего научно-технического задела с широким применением многоуровневого математического моделирования материалов на нано-, микро-, мезо- и макроуровнях;
- “зеленые” технологии при создании материалов и комплексных систем защиты человека и сложных технических систем;
- реализация полного жизненного цикла с использованием цифровых технологий (создание материала - эксплуатация в конструкции - диагностика, ремонт, продление ресурса - утилизация);
- неразрывность цепочки “материал - технология - конструкция”.
Одним из направлений, полностью соответствующих этим принципам создания материалов нового поколения, является разработка аддитивных технологий - наиболее динамично развивающаяся область “цифрового производства”, позволяющая значительно повысить эффективность и результативность экспериментального производства, проведения НИР, ОТР и ОКР, ускорить процессы подготовки производства, изготавливать серийную продукцию, отказавшись от избыточного процесса металлообработки, свойственного традиционным способам производства. Аддитивные технологии сегодня - самый перспективный способ производства изделий сложной конфигурации, позволяющий, например, вырастить “деталь в детали” или деталь с переменными по толщине свойствами материала, изготовить сетчатые конструкции, которые невозможно получить ни литьем, ни механической обработкой, такие как чрезвычайно сложные системы охлаждения (причем целые узлы, собранные из нескольких составляющих, можно заменить одной деталью). Важной и уникальной особенностью этих технологий является возможность изготавливать детали, спроектированные на основе бионических принципов, то есть максимально воспроизводить объект - как если бы его создала сама природа (например, эндопротез пустотелой кости).
Технологии аддитивного производства могут стать “точками роста” инновационной экономики России, и для ответа на этот вызов необходимо проведение большого количества фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в кооперации с исследовательскими университетами, государственными научными центрами, промышленными предприятиями и бизнес-структурами. Особенностью этой проблемы является ее междисциплинарный и межведомственный характер, так как результат достигается в единстве составляющих аддитивных технологий: “материал - конструкция - математические модели - программное обеспечение - технологии - оборудование”.
Аддитивные технологии - одна из основ шестого технологического уклада. Для выполнения принятых руководством нашей страны решений о создании и внедрении аддитивных технологий в различных отраслях отечественной экономики необходимо объединить и скоординировать усилия всех ученых России для реализации следующих задач:
а) создание в Российской Федерации единой информационной среды на базе цифровых технологий для проектирования и изготовления изделий, для чего необходимо разработать отечественное программное обеспечение (ПО), включающее в себя:
- САПР для 3D-моделей (CAD-системы),
- ПО для управления процессами послойного синтеза, в том числе для подготовки и экспорта 3D-моделей,
- ПО для генерации слоев и поддержки (САМ-системы),
- ПО для расчета топологической оптимизации (в том числе с использованием бионического дизайна) деталей (САЕ-системы),
- ПО для управления жизненным циклом изделия (PLM-системы);
б) разработка отечественных металлических и неметаллических порошковых композиций для синтеза деталей сложной геометрии;
в) разработка отечественного оборудования для аддитивных технологий, в том числе источников теплового излучения (лазер / электронный луч / плазмотрон), систем точного позиционирования (сканирующие системы), систем подачи порошковых композиций, манипуляторов и проч.
Для реализации вышеперечисленных задач необходима консолидация различных отделений РАН. Отделение математических наук, Отделение физических наук и Отделение нанотехнологий и информационных технологий должны разработать методы математического моделирования с дальнейшим построением вычислительной модели с учетом сложной топологии, методы анализа и синтеза сложных процессов, компьютерные системы автоматического проектирования и PLM-системы. Отделение химии и наук о материалах должно проводить исследования в области получения металлических и неметаллических порошковых композиций с заранее заданными свойствами и разрабатывать новые методы послойного синтеза. Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления должно разрабатывать методы построения гибких автоматизированных аддитивных производств. Отделение медицинских наук должно взять на себя задачу создания высокотехнологичных протезов, используемых в кардио-хирургии, стоматологии, ортопедии, спинальной и пластической хирургии, разработать требования и прототипы инструментария и приборов медицинского назначения для хирургии, создаваемых по аддитивным технологиям.
Подводя итог, нужно отметить, что Российская академия наук должна стать инициатором и координатором крупных “прорывных” проектов, имеющих межведомственный и системообразующий характер для всей промышленности, да и экономики в целом.
Есть замечательное высказывание выдающегося советского ученого, лауреата Нобелевской премии академика АН СССР П.Л.Капицы: “Техническое творчество и все виды научного творчества могут развиваться только одновременно, идя рука об руку, а независимо они существовать не могут”. Российская академия наук должна быть открыта для сотрудничества, реализации новых, прорывных идей, полученных в результате проводимых исследований и способных кардинально улучшить качество жизни в нашей стране, повысить благосостояние населения и укрепить национальную безопасность. Только так мы сможем построить экономику нового типа - экономику знаний.
Газета "Поиск" № 37(2017)
https://viam.ru/news/4531


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB