Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Сб дек 02, 2023 11:00 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: От экологического коллапса к экологическому благополучию
СообщениеДобавлено: Чт май 25, 2023 7:32 pm 
В сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11089
От экологического коллапса к экологическому благополучию

Газета "Правда" №53 (31402) 26—29 мая 2023 года
3 полоса
Автор: В.И. КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Международный Невский экологический конгресс проводится уже в десятый раз. Особую значимость конгресс приобретает в нынешнее время, ведь воздух, вода и пища во многом определяют здоровье нации, и не случайно в Конституции РФ значится право человека на благоприятную окружающую среду.

В последние три созыва Государственной думы удалось создать экологический каркас в законодательстве, позволяющий комплексно регулировать вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

К сожалению, следует отметить, что правоприменительная практика не показала ожидаемого положительного эффекта от введённых законодательных изменений и правоотношения в области охраны окружающей среды продолжают деградировать, исходя из тех разрушительных процессов, которые были заложены в начале девяностых годов, в том числе принятыми Лесным, Земельным и другими кодексами, целью которых было разбалансировать систему государственного управления, перейти на рыночные механизмы, заложив при этом как раз антирыночные, несправедливые подходы.

Дары леса — на службу народу

В первую очередь необходимо остановиться на великом природном богатстве нашей страны как лесной державы. Мы видим, что за последние 30 лет главный экологический регулятор подвергся разграблению. К сожалению, в лесу долгие годы хозяйничал короед, «чёрные лесорубы» и вороватые чиновники.

Надо сказать, что принятые в 2013—2017 годах федеральные законы по изменению Лесного кодекса были направлены в первую очередь на то, чтобы положить конец существующим «серым» схемам мошенничества с лесными богатствами, поскольку законы предусматривали создание единой цифровой системы прослеживаемости оборота древесины, нужно было взять под учёт каждое дерево ценных пород, обеспечить древесину сопроводительными документами начиная от лесозаготовки, без которых невозможны их перевозка и реализация.

Но, к сожалению, нужно признать, что сегодня правоприменение не отражает всей полноты государственного регулирования, заложенного указанными законами. К примеру, сохранение лесов и лесовосстановление. Несмотря на внесённые в законодательство изменения в части лесовосстановления и воспроизводства лесов, сегодня естественному восстановлению отдано преимущество, многократно сократилось производство посадочного материала, что, очевидно, не позволяет прирастать лесу наиболее ценными породами. Нам надо менять эту пирамиду, как это делается в эффективных лесных державах, 80% должно составлять искусственное лесовосстановление, а 20% — естественное.

Главная составляющая в вопросе эффективного использования лесов — экономическая. Лес принадлежит народу и государству и является убыточным. 30 лет назад лес приносил хороший доход в бюджет государства. А сегодня, к сожалению, кубометр на корню оценивается приблизительно 1800 рублями, из них государству достаётся всего 41 рубль. Но ведь очевидно, что государство должно как собственник, как представитель интересов народа получать основную часть рыночной стоимости леса, эффективно заниматься лесоустройством, обеспечить порядок в лесу, которого сегодня, к сожалению, мы не наблюдаем. Муниципальные образования, которые по закону должны заниматься защитой и лесовосстановлением, влачат жалкое существование. Подзаконные акты, наделяющие их в том числе лесозаготовительной детальностью и контролем, отсутствуют. А ведь до 1990-х годов все лесхозы были прибыльными и в лесу был порядок. Сократили многократно лесников, как и угробили лесную науку. Для чего? На 100 тысяч гектаров леса один лесник, как говорится, «дооптимизировались». Ни питомников лесных, ни лесника, ни лесной науки. А что осталось? Жулики, вороватые чиновники и, конечно, бушующие пожары.

Слава богу, нам удалось легализовать, подтвердить де-юре законом авиалесоохрану, а то и этого бы не было. Кстати, эти мощности ещё необходимо утраивать, как и химические станции. Требуется принять конкретные меры по пожарной безо-пасности на землях сельскохозяйственного назначения. Такие меры должны в том числе исходить из внесённой в декабре 2022 года в Земельный кодекс поправки, автором которой является В.И. Кашин, в части обязанности собственника уведомлять пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, а также для мероприятий, предусмотренных соответствующими государственными программами. Напомню: только в АПК до 1991 года работали 50 тысяч пожарных дружин и большинство промышленных предприятий их тоже имели. В каждом коллективе, районе, области этому вопросу уделяли большое внимание, и был результат.

Наши предшественники, наши отцы, а также мы сами много работы сделали в этом направлении, в том числе сформировав правильное образование, культуру и воспитание. К счастью, сегодняшнее поколение может гордиться рукотворными дарами и природными богатствами страны — рощами и лесами. Наши юность, детство и зрелые годы прошли в созидании этого всего, особенно у тех, кто жил и трудился в лесной и в сельской местности.

Необходимо внедрить имеющийся в стране опыт такой работы: крупные и средние предприятия должны иметь пожарные автомашины и команды, как это было в совхозах, колхозах и на многих промышленных предприятиях в советское время. По-другому в наше сложное время не достигнуть положительного результата. И, конечно, эффективных собственников земель в этом плане необходимо ставить в пример. Безу-словно, наилучшей мерой борьбы с пожарами является целевое использование всех земель сельскохозяйственного назначения, в первую очередь пашен, пастбищ и сенокосов. Этот комплекс мер необходимо взять под особый контроль региональным министрам, исходя из соответствующих государственных программ и законов, как это делается в Татарстане: за последние 15 лет ни одного пожара, но работают лесничества, лесники, питомники, лесной патруль, экологические классы, построены химические станции и т.д. Покажите этот пример по каналам телевидения.

И главный вывод: на эти комплексные меры потребуется многократно меньше денег, чем на тушение пожаров и восстановительные работы после них. А человеческие жизни не имеют цены, они бесценны, пора работать на результат, на государство и народ!

Вода — главный источник жизни

Что касается водного хозяйства. Да, Россия — водная держава, но мы должны при этом беречь каждую каплю воды!

Сегодня мы по сравнению с другими странами расходуем воду неэкономно. В нашей стране насчитывается около 65 тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), таких как плотины, гидроэлектростанции, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, дамбы и многие другие. Наши предшественники, да и мы создали рукотворные моря: было построено около 30 тысяч водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд куб. м, в том числе 2650 водохранилищ объёмом свыше 1 млн куб. м каждое.

Вот, к примеру, Цимлянское водохранилище построено в Ростовской области в 1952 году и сегодня питает территорию общей площадью 263,6 тыс. га, в том числе: усадьбы и огороды — 9,6 тыс. га; сады и виноградники — 0,7 тыс. га; пашня — 35,7 тыс. га; сенокос — 71,1 тыс. га; выгон — 78,2 тыс. га; лес и кустарники — 30,1 тыс. га. Кроме того, наша страна богата и крупнейшими каналами. Вот, к примеру, Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина протяжённостью 101 км был построен и введён в эксплуатацию за 5 лет. А сегодня план по очистке нескольких рек выдаётся за подвиг, которого никогда не было. Без сарказма здесь трудно обойтись.

Также можно охарактеризовать Саяно-Шушенское водохранилище с крупнейшей по установленной мощности электростанцией в России (Саяно-Шушенская ГЭС). Но мы обязаны сохранить эти гидротехнические сооружения, вести их учёт, планировать своевременную реконструкцию, ремонт и весь комплекс работ, необходимый для их полноценной работы, чтобы не было повторений трагедии, как на Саяно-Шушенской ГЭС, и не только. Эта тема требует постоянного мониторинга и контроля с вовлечением всех необходимых ресурсов. Регулярно повторяемые наводнения, разрушения и бесхозность многих ГТС просто требуют соответствующих мер. Пожар на воде — это те же люди, те же уничтожаемые посёлки и новые, ещё большие затраты.

Кроме того, сегодня мы являемся свидетелями варварского отношения к водным ресурсам страны.

Устаревшие и неэффективные технологии обуславливают значительный перерасход воды на предприятиях. К примеру, для производства одной тонны вискозы мы тратим 3 тысячи кубометров воды, а современная технология позволяет снизить этот показатель вдвое. В сельском хозяйстве капельное орошение, режим орошения и питания также сокращают в разы расходы воды. Вода используется неэффективно и в ЖКХ, и в энергетике. Примеров можно привести сотни.

Кроме того, взламываются береговые линии, застраиваются водоохранные зоны, засоряются водосборные территории, неграмотно регулируется сток рек и нарушено управление водным фондом.

Известные события в Краснодарском крае, Крымске, на Дальнем Востоке и в других регионах, где погибли люди, нанесён огромный материальный ущерб, требуют от нас сотни миллиардов рублей вложений в модернизацию и новое строительство ГТС.

Неуклонно увеличивается доля площади Российской Федерации, занятая объектами размещения отходов своеобразного «водосбора» токсичного фильтрата, который по пути круговорота воды в природе загрязняет подземные и поверхностные воды, почвы, модифицирует и уничтожает микроорганизмы. Целые экосистемы утрачивают свойство к самовосстановлению и деградируют.

Неудовлетворительное состояние объектов ЖКХ (в первую очередь городских очистных сооружений) не позволяет в достаточной мере очистить хозяйственно-бытовые стоки.

Невысокий технический уровень промышленного и сельскохозяйственного производства повышает загрязнение вод, ведь сегодня 90% сточных вод сбрасывается без очистки, либо недостаточно очищенными.

В центральных и южных районах Европейской части России водные ресурсы испытывают невероятную антропогенную нагрузку. Возле водных объектов региона, содержащих лишь 8% общероссийских запасов воды, проживает 80% населения страны и размещена основная доля промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

К примеру, на водосборной площади бассейна реки Волга, занимающей 8% территории России, проживают 61 млн человек и сосредоточено 50% промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны.

Вопрос комплексный и важный, требует для решения системного подхода, и ему должно быть уделено особое внимание.

В борьбе за чистый воздух

Что касается атмосферного воздуха. Сроки вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ, предусматривающего новую систему экологического нормирования, к сожалению, неоднократно переносились в результате усилий противоборствующей стороны. Следует отметить, что указанные изменения удалось принять во многом благодаря поддержке президента. Мы проводили эту работу совместно с действующим в тот период министром природных ресурсов Российской Федерации Сергеем Ефимовичем Донским. Конечно, были противники выведения из «серой зоны» вопросов, связанных с производственными выбросами в атмосферный воздух: каждая труба должна быть учтена и контролироваться соответствующими датчиками с использованием лучших и доступных технологий очистки и фильтрации. За невыполнение указанных требований были введены серьёзные штрафы, которые должны пресекать все попытки сохранить безответственное отношение к выбросам в атмосферу, минимизировать негативные последствия для населения и окружающей среды. Сегодня, к сожалению, во многом в результате либерализации отчётности представляются данные о сокращении выбросов с 32 тысяч тонн до 22 тысяч тонн. Но нам — жителям страны, нашим детям и будущему поколению — нужна не «правильная отчётность», а чистый воздух! Дело в том, что именно воздух, вода и пища — основа здоровья каждого человека.

Необходимо отметить, что сегодня мы с вами имеем удручающие демографические последствия, о чём постоянно говорит и президент, обращая внимание нашего общества на эти проблемы.

Мы в своё время в рамках разработки законопроекта выделили приоритет в реализации предлагаемых законодательных изменений в отношении ряда предприятий-загрязнителей, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе, нефтегазовом комплексе и металлургии. И сегодня у нас есть уникальные примеры заводов даже в этих направлениях, которые показывают высокотехнологичное производство, отвечающее самым высоким мировым экологическим стандартам как по сбросам, так и по выбросам, например «Нижнекамскнефтехим» в Татарстане. Мы должны пропагандировать такие достижения, поддерживать таких добросовестных промышленников.

Мусорный потоп

Что касается твёрдых коммунальных отходов и промышленных отходов. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ преду-сматривает реформирование системы управления отходами производства и потребления с упором на их полезное использование. Этот закон — результат нашей тяжелейшей работы, которая была успешно реализована также во многом благодаря прямой поддержке президента, так как вопрос немедленного изменения подходов к регулированию обращения с отходами стоял крайне остро. Мы накопили более 100 млрд тонн отходов в отвалах, включая свалки. У нас 11 тысяч переполненных свалок. Это 4 млн гектаров земли, приблизительно как территория Швейцарии или Нидерландов. В 2022 году в Российской Федерации насчитывалось 12,7 тысячи несанкционированных свалок, и по некоторым регионам этот показатель растёт кратно. К примеру, в Смоленской области, Ярославской области, Ставропольском крае и Республике Тыва количество несанкционированных свалок за 2022 год выросло более чем в 2 раза, а в Кабардино-Балкарской Республике в 4,7 раза.

Принятыми законодательными решениями мы в первую очередь подняли уровень ответственности за эти вопросы с муниципальных образований, у которых не было необходимого финансирования, на уровень субъектов Российской Федерации и на федеральный уровень. И вот сегодня мы видим, что утилизационный сбор, поступающий в бюджет, — свыше 500 млрд рублей. Убеждён, что эти средства должны быть направлены на реализацию национального проекта «Экология», то есть служить целям экологического оздоровления нашей страны.

Ситуация не допускает отложенных решений, лимит полигонов исчерпывается, свалки являются источниками болезней, которые уничтожают всё живое. Мы должны принимать радикальные, срочные меры, обеспечивать полноценную реализацию принятых федеральных законов, опять же пропагандировать передовые технологии и ставить в пример лучших операторов в этом направлении.

Например, Нурлатский район в Татарстане с населением около 55 тысяч. А на местном полигоне работают всего 12 человек. Но при этом очень эффективно, есть цеха, идёт сортировка отходов, переработка в новую продукцию. И всё это позволяет получать прибыль, не нагружая местное население повышенными или дополнительными платежами.

Особо хочу отметить опыт одного из металлургических предприятий в Тюменской области, которое обеспечило загрузку своих мощностей по переработке лома металлов на 100 лет вперёд. Эти горы металла просто валялись под ногами как никому не интересные отходы, но благодаря усилиям специалистов компании этот ценнейший ресурс возвращается в производство.

Дополнительно можно положительно отметить работу в этом направлении в Московской, Новосибирской и Нижегородской областях. Но в подавляющем большинстве регионов страны поднимаются в разы тарифы и сборы при нулевом результате по изменению ситуации с обращением с отходами. Опять на плечи народа переложили истинную составляющую этой реформы в обращении в первую очередь коммунальных отходов.

Что касается промышленных отходов, тут вообще нет положительной динамики, хотя мы и внесли соответствующие изменения в законодательство об отходах. Работа в этом направлении должна быть кратно усилена и требует самого пристального внимания и контроля.

Далее всё, что связано с новыми вызовами: это агроэкология, санитарная, ветеринарная безопасность, деградация земель. В этом направлении фракция КПРФ инициировала и за последние 7 лет добилась принятия более 23 экологических и агроэкологических законов.

Сталинский план преобразования природы — в жизнь

Мы считаем, что у нас есть все основания эти направления включить и в федеральную научно-техническую программу и с помощью дополнительного финансирования государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации уже сегодня решать многие проблемы.

Обеспечивая всё, что связано с агролесомелиорацией, с фитомелиорацией, с восстановлением тех природных систем, которые в своё время предусматривал Сталинский план преобразования природы, мы сможем препятствовать негативным процессам деградации почв, опустынивания, в том числе и на Кизлярских пастбищах, комплексно улучшить состояние природных ресурсов, которые мы используем для обеспечения жизни и здоровья человека.

В целом ещё раз хочу отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Вопрос охраны окружающей среды, экологической безопасности является одним из основных государственных приоритетов. Не случайно в Государственной думе этому уделяется сегодня большое внимание, ведётся непрерывная работа по анализу законодательства и выработке новых эффективных законодательных решений. Все фракции, представленные в Государственной думе, как правило, едины в понимании этих приоритетов. Министерствам, ведомствам также надо в этом плане быть ответственными, последовательными. Очень непросто, конечно, обеспечивать эффективное правоприменение принятых законов, тем более когда в ведении одного министерства находятся и вопросы обеспечения деятельности «главного загрязнителя», и вопросы надзора за его деятельностью или, наоборот, когда, например, вопросы лесного хозяйства распределены между разными ведомственными структурами, а труд лесника обесценивается ненадлежащей поддержкой со стороны государства. Поставленные вопросы требуют принятия государственных решений, в том числе и на нашей площадке.

Давно пора восстановить министерство лесного хозяйства или создать службу, обладающую полномочиями, которые бы позволили напрямую работать с правительством Российской Федерации, принимая комплексные решения на благо всего лесного хозяйства, и не менее того! Потому что сегодня в лесу по-прежнему бесчинствует недобросовестный лесопромышленник, коррупционер-чиновник, «чёрный лесоруб», а лесные пожары уничтожают не только лесные богатства, но и целые посёлки и деревни, при этом гибнут люди. С этим «бардаком» надо заканчивать не только в лесу, но и в других вопросах в сфере экологии и природных ресурсов, о которых сегодня было сказано.

За экологическое просвещение

Особо важным вопросом, на который хочу обратить самое пристальное внимание, является формирование экологического мировоззрения в обществе, повышение экологической культуры.

Наши граждане в деле охраны окружающей среды до сих пор являются фактически незадействованным резервом, обладающим значительным экологическим потенциалом. Сконцентрировав внимание на глобальной модернизации, мы, к сожалению, уделяем непростительно мало внимания формированию экологического мировоззрения в обществе, культивированию бережного отношения к природе с малых лет.

В связи с этим, очевидно, верным решением станет усиление общественной пропаганды, запуск эффективных проектов в сфере социальной рекламы, изменение до сих пор неэффективных в плане экологического просвещения стандартов дошкольного и школьного образования.

Кроме того, в контексте рассматриваемой темы видится верным шагом взять за основу опыт Советского Союза, когда в процесс сбора вторичного сырья были вовлечены все без исключения школы, пионерские организации, каждый отдельный житель считал своим гражданским долгом внести посильный вклад в обеспечение рационального использования природных ресурсов за счёт увеличения доли переработки лома, макулатуры, стекла и картона. При этом со стороны государства данная отрасль всячески поддерживалась и развивалась.

В настоящее время мы видим, что диверсии, злой умысел, жажда наживы и глобальные климатические изменения разрушают экологическую обстановку и для спасения требуют от нас сложения общих усилий.

Сегодня мы видим, что Международный Невский экологический конгресс имеет особую важность, так как его решения оказывают действенную поддержку всем заинтересованным и уполномоченным органам государственной власти в работе по обеспечению качества окружающей среды и устойчивого развития экономики России. В свою очередь хотел поздравить Х Международный Невский экологический конгресс с юбилеем и пожелать нам всем вместе удачи в нашем нелёгком деле.

https://gazeta-pravda.ru/issue/53-31402 ... poluchiyu/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB