Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт мар 28, 2024 9:34 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой
СообщениеДобавлено: Сб апр 15, 2017 10:35 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой

15.04.2017 г.
Пять признаков тяжелой болезни

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить "Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы",
afanaseva_v_v.jpg

поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

Образование ­– стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.



1.Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий.

Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.



2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения:

"конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат".

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система "эффективных контрактов", призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя.

Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает "бумажное образование" и убивает подлинное.

Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных.



3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. [Здесь у автора - существенная неточность, Как по ценностям, так и по уровню подготовки нынешнее образование в России далеко отстало от советского, но не достигло и западного. Лучшее современное образование в Европе – финское, оно по сути – калька, копия самых удачных советских достижений. – Ред.]

Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что "Антиплагиат" защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в "eLIBRARY" эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.



4. Девальвация знания.

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться.

Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.



5. Душевное нездоровье.

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ­– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование.

Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма "услуга".

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.



Афанасьева Вера Владимировна,

доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

___________________



http://www.vzsar.ru/blogs/3360

http://www.za-nauku.ru/index.php?option ... &Itemid=39


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой
СообщениеДобавлено: Вт апр 18, 2017 1:48 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Бюджеты, отданные в «кормление», ведут страну в пропасть. Открытое письмо министру образования

18.04.2017 г.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Недавно в СМИ и в соцсетях прогремело адресованное Вам Открытое письмо профессора Веры Афанасьевой – об удручающем состоянии нашего образования, и вузов, в частности.

Ольга Юрьевна, я хотела бы сообщить, что главная причина этого негатива – то, что сейчас бюджеты вузов, школ, регионов фактически превращены в «кормления» для администраций.

Вот история, рассказанная преподавателем МИФИ Татьяной Надточиевой: «В МИФИ, Москва, откуда я ушла на пенсию в 2011, ректор с гордостью докладывал общему собранию о "средней" по институту в 40 тыс.рублей. В ответ поднимались с мест академики и профессора, заслуженные мужи и требовали: "Покажите нам пальцем на тех, кто получает такие деньги!"

Позднее институтские "умельцы-хакеры" взломали базу бухгалтерии и вынули оттуда расчетные листы самого ректора и его приближенных. Распечатали их и оклеили ими столбы и деревья на территории для ознакомления всех желающих. Так вот у ректора и компании зарплата за месяц доходила до 2-2,5 миллионов рублей, у рядовых едва ли 20-25 тыс.руб. У меня на момент ухода ставка была 7 тыс.р., потому я работала только на полставки 3,5 тыс.р, чтобы иметь время где-то что-то ещё ухватить».
И ситуация в МИФИ правило, а не исключение. Почему же возможна разница в зарплате руководителя вуза и профессора в сто раз?
Дело в том, что в 2008 году в РФ введена новая система оплаты труда в госучреждениях (НСОТ), предоставившая огромные права коллективу работников – с тем, чтобы можно было поощрять инициативных, активных работников и уйти от нивелировки в зарплате. НСОТ позволяет каждому коллективу утверждать собственное Положение об оплате труда. Это Положение может не соответствовать типовому или рекомендациям по разработке Положений: рекомендации носят именно рекомендательный характер, их необязательно соблюдать. Решением коллектива, который на практике голосует за все, что напишет администрация, принимаются ухудшающие права работников в разы Положения об оплате труда. И все по закону: юридически оспорить Положение об оплате труда, принятое коллективом, невозможно. Если же кто-то из работников попробует противостоять администрации – его цинично подведут под увольнение.
По ныне действующей системе все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения направляются на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда данного учреждения (см., например, https://dogm.mos.ru/upload/iblock/fa1/p ... 10_r10.pdf
п.3 Постановления № 1088-ППО Правительства Москвы). Директор самоуправно решает, каким именно сотрудникам выплатить стимулирующие надбавки и премии. Согласно официальному ответу директора школы, в которой я работаю: "любая экономия, которая возникает из средств бюджетных источников, направляется на заработные платы сотрудников". На практике стимулирующие львиной долей переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц.
Таким образом, руководитель сегодня имеет вполне ясный экономический мотив уменьшать объем работ (или, как теперь принято говорить, услуг), выполняемых его государственным (!) учреждением, а также сокращать размер зарплат сотрудников и принуждать их к увольнению, чтобы увеличить "экономию" и свои доходы. Пример – размер окладов и сокращение в Тюменской РЦБ Алтайского края:
https://drive.google.com/file/d/0B3MQto ... dKV2M/view
https://drive.google.com/file/d/0B3MQto ... l5VUU/view
Наиболее наглядно механизм «экономии» представлен в четырехминутном видеоролике «Ответ Медведеву: Деньги есть!»
https://www.youtube.com/watch?v=IDYxC5Yu3hg
Подробнее о практике НСОТ см. Российскую общественную инициативу «Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти РФ» https://www.roi.ru/32442 ,

Петицию «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии» http://change.org/p/6782120 (подписало более 40 тыс. человек; в ответ на петицию осенью 2016 г. я получила из всех инстанций ответы, что никаких проблем с оплатой труда у нас в стране нет. Однако в марте 2017 года «работающие бедные» названы «уникальным явлением» РФ).

Необходимо отменить НСОТ и установить модернизированную Единую тарифную сетку. По ЕТС реальная зарплата (со всеми премиями и денежными поощрениями) руководителей и других администраторов должна быть не более чем в полтора раза больше зарплаты квалифицированного работника данной отрасли.
Необходимо изменить порядок финансирования бюджетных организаций: чтобы «сэкономленное» не оставалось в их бюджетах. Тогда руководители будут заинтересованы в том, чтобы выполнить госзадание в полном объеме и в том, чтобы заполнить все ставки штатного расписания (иначе ставки будут потеряны). Сейчас руководители бесконтрольно сокращают число работников и множат безработицу.
Необходимо ограничить сферу, которую организации могут регулировать самостоятельными локальными актами: сейчас именно локальными актами, а также согласованными с карманными профсоюзами Положениями работникам создаются все более тяжелые условия для работы.
Назначить выборы директоров во всех бюджетных организациях и отраслях, поскольку сейчас многие руководители бюджетных организаций проявили себя как коррупционеры. Их семейный бюджет настроен на миллионные зарплаты – у них кредиты и т.п. Ждать, что эти люди перестанут строить работу так, чтобы получить из бюджета максимальную личную выгоду, не приходится. При этом далеко не все способы «экономии» подпадают под закон, да и кто будет бороться с этой «экономией», вникая во все нюансы работы каждого коллектива?
Очень надеюсь, Ольга Юрьевна, что Вы согласитесь с тем, что практика НСОТ – корень многих социально-экономических проблем РФ, и поднимете вопрос об отмене НСОТ в правительстве.

Ирина Канторович


http://www.za-nauku.ru/index.php?option ... &Itemid=31


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой
СообщениеДобавлено: Пт июн 23, 2017 9:16 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Можно ли пришить костюм к пуговицам?

Несостоявшееся выступление на пленарном заседании Государственной думы 23 июня 2017 г.

В России вновь выпускные вечера – время добрых надежд и светлых слез. Сегодня и в ближайшие дни – в школах, а вскоре и в вузах. Пользуясь случаем, поздравляю всех выпускников страны и всех депутатов, у кого есть выпускники в семье, среди друзей или знакомых!

Мы же поговорим сегодня о некоторых системных проблемах российского образования.
Одно из немногих относительных достоинств действующего с сентября 2013 г. Федерального закона №273 «Об образовании в Российской федерации» – возвращение в законодательство положения о том, что правительство РФ ежегодно должно представлять Федеральному собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Трижды правительство такой доклад в Думу представляло. На последнее представление министр образования и науки Ольга Васильева не пришла. И понятно почему – не хотела отчитываться за чужую работу и ошибки. И трижды, читая и слушая доклады, я вспоминал известную интермедию Райкина.
Человек в ателье спрашивает:
– Кто сшил мне костюм?
Ответ:
– Мы. Я, например, пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?
– Нет. Пришиты намертво – не оторвешь! Но кто вместо штанин мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил?
Так и во всех правительственных докладах: масса избыточных мелких деталей, но нет целого – системы и системных проблем.
Правительство готовит новый доклад. И хотелось бы, чтобы с четвертого захода ошибка была исправлена. Какие же проблемы современного образования можно отнести к системным?
На мой взгляд, следующие:
1) ценности образовательной политики, ее идеология;
2) финансирование (точнее, недофинансирование);
3) статус педагога – от воспитателя детского сада до профессора;
4) статус учащегося – от дошкольника до аспиранта;
5) содержание образования – чему учить;
6) дебюрократизация образования;
7) развитие сети образовательных организаций, в т.ч. вопрос о том, кончится ли когда-нибудь ее бессмысленная реорганизация;
8) образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивное и (или) коррекционное;
9) главный итог – воспитание, формирование личности.
Пройдусь лишь по некоторым проблемам.
Уверен: большинство депутатов в этом зале смотрели последнюю «прямую линию» общения президента страны с народом. Если не целиком, то частично. Но знаете ли вы, какой вопрос в разных формах повторялся во всех без исключения таких «прямых линиях» начиная с 2000 г.? Как говорят, догадайтесь с трех раз.
Радио «Коммерсант» сделало подборку таких вопросов и ответов президента. Кто не догадался, подсказываю: это вопрос о бедности, а временами нищете работников образования, медицины, науки и культуры. Тех самых, кто создает главное богатство страны – ее человеческий потенциал.
С 2000 г. их номинальная заработная плата росла, но росли и цены. И совсем не так, как рассказывает нам Росстат. Согласно недавнему опросу, по мнению большинства граждан, в прошлом году цены выросли не на пять с небольшим процентов, как уверяет официальная статистика, но на 10–15%! И, думаю, хозяйке, идущей в магазин, доверять можно больше, чем чиновнику, который умеет выжать 120 граммов сока из 100 граммов лимона.
Много лет я нахожусь в состоянии, скажем мягко, творческой дискуссии с коллегами – системными либералами из Высшей школы экономики. Но при этом внимательно смотрю их данные. Давайте откроем последний справочник «Вышки» и узнаем.
1) С 2000 по 2015 г. государственные расходы на образование в России всех видов выросли примерно с 215 млрд до 3 трлн 35 млрд руб., т.е. примерно в 14 раз, казалось бы – гигантский рост.
2) При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете по отдельным уровням образования почти не изменилась, а в целом даже уменьшилась. Суммарные расходы на образование от валового внутреннего продукта в консолидированном бюджете в 2006 г. составляли 3,9%, в 2015 г. – 3,6%. Другими словами, государство экономило на образовании в 1990-е, на рубеже 2000-х – и продолжает экономить сейчас.
3) По доле расходов на образование в консолидированном бюджете среди стран экономического сотрудничества и развития Россия занимает 22-е место из 33 стран, по которым есть данные.
4) По доле расходов на образование от валового внутреннего продукта место нашей страны еще хуже – 29-е из 33. Слабым утешением может служить тот факт, что, по данным Высшей школы экономики, в 2011 г. по этому же показателю Россия занимала предпоследнее место среди стран ОЭСР.
5) Но самое интересное – измеренные Высшей школой экономии расходы на образование в постоянных ценах. Если принять за 100% расходы в ценах 2006 г., то в 2010 г. они составят 161%, а вот в 2015 г. – 149%, т.е. на 12% меньше, чем в 2010 г.
Коллеги! И после этого вы нам рассказываете о том, что правительство и правящая партия любят образование? Как говорили в светском государстве, побойтесь Бога!
Подчеркну специально: речь идет именно о государственных расходах, а не обо всех расходах на образование.
При всех моих расхождениях с лидером либерального направления в образовательной политике Ярославом Кузьминовым, один из пунктов, по которому мы сходимся много лет, состоит в следующем: для модернизации страны расходы на образование необходимо повышать как минимум вдвое – до 7% от валового внутреннего продукта.
Вернемся еще раз к «прямой линии» президента. Политологи и журналисты обратили внимание на то, что несколько примеров с негативной информацией были подобраны из так называемых «красных регионов», в частности, из Иркутской области и Новосибирска. Посмотрел официальную статистку и убедился – положение в них не хуже, чем в других, а скорее, лучше.
Так, Иркутская область среди 12 регионов Сибирского федерального округа по уровню средней заработной платы занимает третье место, по уровню зарплаты учителей – шестое, т.е. выше средней по округу.
Что же касается Новосибирска, то, согласно опросу журнала «Русский репортер», уровень удовлетворенности жизнью в своем городе составляет у них 69% – середина рейтинга. Для сравнения: в Саратове – 48%, в Челябинске – 47%, в Волгограде – 38%.
...Недавно страна обсуждала историю с мальчиком, который на Арбате читал «Гамлета» и был задержан нашей доблестной полицией под слезы и крики протеста. Все великие эксперты, включая министра внутренних дел, заявили, что по закону все правильно. Возможно, оно так и есть. Юридически все правильно, а по сути – издевательство. Только когда вы общаетесь с детьми, кроме закона нужно иметь еще и мозги и желательно – сердце.
Придуманный поэтом советский милиционер дядя Степа был одним из мощных воспитателей. Он воспитывал в детях уважение к милиции, а в милиции – бережность к детям. Какой урок отношения к полиции получил мальчик на Арбате, да и полстраны, которые посмотрели этот сюжет?
Приходят сообщения из Комсомольска-на-Амуре, где участников протестных митингов отказываются принимать в 10-й класс. Хочу напомнить всем, кто забывает о своем педагогическом долге, что подобная практика противоречит закону об образовании, и мы будем обращаться в прокуратуру в защиту прав детей.
Известная грустная шутка гласит: Аракчеев воспользовался формулой Пушкина, но при этом ее переосмыслил: «Души прекрасные порывы»! Однако такое отношение к молодежи – это бумеранг. Владимира Ульянова тоже исключали из Казанского университета. Думали «воспитать». А чем кончилось – известно. Если хочешь воспитать молодежь, лояльную не только к стране, но и к власти, душить ее можно только в объятиях – социальных и политических.
Полагаю, Государственная дума могла бы обратиться к министру внутренних дел с предложением организовать специальное обучение сотрудников министерства на предмет воспитания у них гуманного отношения к детям.
Возвращаясь к выпускному вечеру, хочу напутствовать старшеклассников строками поэта Игоря Кохановского:
Как будто по ступенькам,
Все выше и вперед,
Из детства постепенно
Нас юность уведет.
И, стоя на пороге,
Решай, куда шагнуть.
А нас позвал в дорогу
Далекий Млечный Путь.
Так пусть же память выпускного бала и свет юности пройдут с ними по дорогам судьбы! Пожелаем нашим ребятам удачи, добра и новых вершин впереди!

О.Н. СМОЛИН

http://sovross.ru/articles/1565/33522


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB