Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вт мар 19, 2024 6:48 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 14 мая начинает работу новый семинар - кризис и НИЭБ
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 10:22 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
14 мая в 14-00 в аудитории 411-ю МГТУ им. Н.Э. Баумана начинает работу
Научно-методический семинар
«Проблемы преподавания экономики и менеджмента
на переломе эпох»

Повестка дня

1. Открытие семинара – руководитель НУК ИБМ д.т.н., д.э.н. , профессор Омельченко И.Н.

2. Экономический кризис и неформальная информационная экономика будущего – научный руководитель Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге НУК ИБМ д.т.н., проф. Орлов А.И.

3. Причины глобального кризиса и пути выхода из него – заместитель декана по научной работе, к.э.н., доцент Климентов Г.А.

4. Обсуждение.

Приглашаются все желающие.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт май 15, 2009 10:25 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
К докладу 14 мая 2009 г. на семинаре НУК ИБМ

0. Докладчик преподавал экономическую теорию, экономику предприятия, менеджмент, организационно-экономичекое моделирование, посвященное инструментам менеджмента.

1. Кризис - надолго. Восстанавливать погибшие предприятия – долго. Прогноз Римского клуба.

2. Кризис - с Запада, в отличие от начала 90-х и дефолта 98. Следствие – надо разобраться, как вести хозяйство, и Запад нам не указ.

3. Наука о том, как вести хозяйство – наука об организации производства, менеджмент. Наука об управлении. Manager – правитель. Миссия – стратегические цели – задачи – конкретные задания. Файоль: прогнозирование и планирование, …, контроль.

4. Практика – «Робинзон» Дефо, «Таинственный остров» Ж. Верна. Обеспечение ратного труда. СССР при Сталине.

5. Внутри хозяйства – работа по единому плану, хотя и с делегированием полномочий. Соревнование подразделений. Так и в ТНК.

6. А в государствах западного типа не так. Невмешательство в бизнес, т.е. анархия товаропроизводителей. Регулярные выборы и т.п.

7. Менеджмент – наука об управлении не только заводом, но и государством. Путин не раз называл себя наемным менеджером. Наука об управлении едина. Нет оснований разделять «менеджмент организаций» и «государственное и муниципальное управление».

8. Итак: менеджмент против рыночной «экономической теории». Разделение ввел еще Аристотель. Экономика (ведение хозяйства) соответствует организации производства (менеджменту), хрематистика (деятельность, направленную на извлечение прибыли) - рыночной «экономической теории».

9. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: конструировать экономические механизмы (как предприятий, так и стран) на основе современных технологий управления (менеджмента, организации производства).

10. МГТУ им. Н.Э. Баумана – основоположник современного менеджмента, который начался с «русской школы обучения ремеслам». Поэтому нам вполне естественно сделать следующий шаг в развитии организационной науки.
Хорошо известно, что «школа научного управления» основана на «русской системе обучения ремеслам», разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время – ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выполнению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной азадачи технического образования… В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться» [40].

11. В качестве одного из подходов предлагается неформальная информационная экономика будущего. Смысл составных частей термина. История и доклады по НИЭБ.

12. Основное в НИЭБ – реализация на современном уровне идей ОГАС (В.М. Глушков) и Киберсин (Ст. Бир), посвященных информационно-аналитической поддержке процессов принятия решений.
В начале 1960-х годов академик В.М. Глушков предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15-20 лет и 20 млрд. тогдашних рублей. В.М. Глушков писал:
«Отныне только «безмашинных» усилий для управления мало. Первый информационный барьер или порог человечество смогло преодолеть потому, что изобрело товарно-денежные отношения и ступенчатую структуру управления. Электронно-вычислительная техника – вот современное изобретение, которое позволит перешагнуть через второй порог. Происходит исторический поворот по знаменитой спирали развития. Когда появится государственная автоматизированная система управления, мы будем легко охватывать единым взглядом всю экономику. На новом историческом этапе, с новой техникой, на новом возросшем уровне мы как бы «проплываем» над той точкой диалектической спирали, ниже которой, отделенный от нас тысячелетиями, остался лежать период, когда свое натуральное хозяйство человек без труда обозревал невооруженным глазом».
«Своеобразная ОГАС, хотя и куда более скромная по масштабам, была введена на практике в другом уголке Земли – в Чили, во время президентства Сальвадора Альенде. В Чили был приглашен один из основоположников кибернетики Стаффорд Бир, который, разработал автоматизированную систему управления национализированными предприятиями Чили. Проект получил название «Киберсин». Он представлял собой автоматизированную систему сбора и обработки информации, которая состояла из четырех основных компонентов: «Кибернет» - сеть, осуществлявшаяся с помощью телексной связи, «Киберстрайд» - компьютерные программы, «Чико» - математическая модель чилийской экономики - и ситуационная комната – главный «мозговой центр», из которого велось управление. Последняя представляла собой зал с экранами, на которых отображалось в виде графиков и схем состояние экономики Чили. Отсюда можно было управлять производством всей страны в реальном времени, сразу же видеть результат принятых решений и при необходимости вносить поправки. Кроме того, были предусмотрены настоящие рычаги демократии, так называемые алгедонические приборы. В каждом населенном пункте предполагались «опросные пункты», где производился автоматизированный опрос населения по поводу принимаемых мер. Эти центры были включены в систему «Киберсин», и правительство быстро узнавало реакцию населения на очередное нововведение».

13. К вычислительной технике не сводится НИЭБ. Важны современные технологии управления – контроллинг, теория активных систем, управление жизненным циклом продукции, организационно-экономическое моделирование на основе теории принятия решений.
Конкретные методы в учебниках «Менеджмент высоких технологий» (с А.А. Колобовым и И.Н. Омельченко), «Теория принятия решений», «Эконометрика». «Прикладная статистика», «Нечисловая статистика» и др.

14. Все чаще используется термин Технологии: Высокие статистические технологии, Технологии прогнозирования, Экспертные технологии. Путь развития - от отдельных приемов к технологиям.

15. Чтобы понять, что происходило последние 25 лет, надо обратиться к теории троянских технологий обучения проф. Поддъякова Александра Николаевича.
К 1990 г. СССР оставался основным конкурентом (противником) США в области экономики. Естественно желание США разрушить экономическую систему СССР. Один из инструментов - троянских технологий обучения.

16. Примеры троянских технологий обучения многочисленны.
При рассмотрении экономики предприятия очевидна несостоятельность лозунга максимизации прибыли. Многочисленные ошибочные утверждения в рамках курсов экономической природы (например, давно известно, что «кривые Филлипса» - результат фальсификации данных) отражают идеологическую программу вероятного противника и внедрены в нашей стране с помощью троянских технологий обучения.

17. Шесть положений («лозунгов факультета ИБМ»):
1. Менеджмент высоких технологий – это современный этап развития организационно-экономической науки.
2. Центр современной организационно-экономической науки - НУК «Инженерный бизнес и менеджмент» (см.:
3. Русский метод обучения ремеслам - основа научного менеджмента.
4. Управленческие решения принимают на основе СТЭЭП-факторов (социальных, технологических, экологических, экономических, политических). Экономические факторы – лишь часть из тех, которые следует принимать во внимание.
5. Экономика - служанка общества.
6. Экономика - наука о том, как производить, а не о том, как делить. Центральная часть экономической науки - экономика предприятия, или инженерная экономика.

18. Конкретные меры по борьбе с кризисом вытекают из необходимости обеспечения плановости развития народного хозяйства в условиях мобилизационной экономики. Впереди – много проблем. «Грядущая смута 2012 года» - прогноз в трудах МАИБ.


Проблема отражения кризиса в учебно-методической и научной работе факультета
(Тезисы А.И. Орлова к заседанию Ученого Совета НУК ИБМ 26.03.2009)

Сама мысль о том, что рынок все отрегулирует, является идиотской.
Н.Саркози, президент Франции

1. Кризис – это надолго (не менее 5 лет – миллиардер Баффет, США). И он заметно отразится на нас (в 2009 г. работу потеряет треть россиян - экс-министр труда О. Дмитриева) (см. подборку статей о кризисе http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=769 -). Возможный результат – смута. Ответят за кризис преподаватели рыночной экономики.
2. Кризис демонстрирует необходимость переосмысления основ преподавания экономической теории. Например, всеми экономически развитыми странами отброшено требование невмешательства государства в экономику. Идет реальная национализация. Миф о безграничности потребностей человека несовместим с требованиями экологии. Вызывает сомнения экономическая необходимость анархии товаропроизводителей (т.е. «рынка») и конкуренции. И т.п.
3. Начать переосмысление можно, опираясь на работы Аристотеля. Он разделял экономику (ведение хозяйства) и хрематистику (деятельность, направленную на извлечение прибыли). «… Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции… Работу на общую пользу ставь выше выгоды…» (Генри Форд) http://www.improvement.ru/bibliot/ford/ford001.shtm . П.Ф. Друкер подчеркивал, что эффективное управление предприятием невозможно при использовании лишь идеи о максимальной прибыли. Подробнее: http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#stats-10-nefor
4. В разных вузах я преподавал экономическую теорию (в т.ч. макроэкономику и микроэкономику), менеджмент, экономику предприятия. Подходы этих дисциплин различны. Один из основоположников научного менеджмента Анри Файоль так формулировал основные функции управления: «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». При рассмотрении экономики предприятия очевидна несостоятельность лозунга максимизации прибыли. Многочисленные ошибочные утверждения в рамках курсов экономической природы (например, давно известно, что «кривые Филлипса» - результат фальсификации данных) отражают идеологическую программу вероятного противника и внедрены в нашей стране с помощью троянских технологий обучения.
5. Кризис открывает и новые возможности. На заседании 18.04.08 Ученого Совета НУК ИБМ были выдвинуты шесть положений («лозунгов факультета ИБМ»):
5.1. Менеджмент высоких технологий – это современный этап развития организационно-экономической науки.
5.2. Центр современной организационно-экономической науки - факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» (см.: http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=779).
5.3. Русский метод обучения ремеслам - основа научного менеджмента. Недопустимо, что авторы переводных учебников и их последователи иногда забывают об этом, начиная изложение с работ Тейлора, Форда и других достойных специалистов.
5.4. Управленческие решения принимают на основе СТЭЭП-факторов (социальных, технологических, экологических, экономических, политических). Экономические факторы – лишь часть из тех, которые следует принимать во внимание.
5.5. Экономика - служанка общества.
5.6. Экономика - наука о том, как производить, а не о том, как делить. Центральная часть экономической науки - экономика предприятия, или инженерная экономика.
6. Предложения:
6.1. Провести дискуссии по проблемам, выдвинутым экономическим кризисом.
6.2. Провести изучение соответствия преподавания современным требованиям.
6.3 Развернуть научные исследования по рассматриваемой тематике.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср сен 16, 2009 9:32 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
ОБЪЯВЛЕНИЕ

24 СЕНТЯБРЯ 2009г. в 15-00 в зале Ученого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана состоится очередной семинар из цикла научно-методических семинаров «Проблемы преподавания экономики и менеджмента на переломе эпох».
Тема предстоящего семинара:
«Глобальный экономический кризис и его последствия»
На семинаре с основным докладом выступит Михаил Леонидович Хазин.
Справка Хазин Михаил Леонидович - президент ООО «Компания экспертного консультирования «Неокон»». Создатель и постоянный автор интернет-сайта Worldcrisis.ru , на котором размещаются обзоры состояния и прогнозы развития мировой экономики. Автор многочисленных публикаций и интервью на экономические и политические темы. Один из экспертов телевизионной программы «Однако» и авторов журнала «Профиль».

Программа семинара:
15-00 – 15-10 Открытие семинара. Выступление руководителя НУК ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н., д.э.н., проф. И.Н. Омельченко.
15-10 – 16-10 Доклад по теме «Глобальный экономический кризис и его последствия» М.Л. Хазина.
16-10 – 17-00 Вопросы по докладу.
17-00 – 18-00 Обсуждение. Выступления д.т.н., проф. каф. ИБМ-2 А.И. Орлова, зам. руководителя НУК ИБМ по научной работе, к.э.н., доцента Г.А. Климентова, и др.
Для регистрации участников семинара необходимо отправить Ф.И.О. и персональный адрес электронной почты на e-mail организационного комитета семинара: orgcommittee@ibm.bmstu.ru.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт сен 25, 2009 2:37 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11254
М.Л. Хазин оказался безнадежным любителем рынка. Договорился до того, что целью коллективизации в СССР объявил создание потребителей из крестьян, а целью производства самолетов - их продажу. Свято верит в то, что кредиты надо отдавать. Самовлюбленный и малограмотный. Итог: как специалист несерьезен. Но в целом поговорили неплохо. Молодежи было человек 40, и мы с Климентовым выдали им достаточно мыслей для обдумывания.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB