Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вс апр 14, 2024 2:01 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: На повестке дня — мобилизационная экономика
СообщениеДобавлено: Ср июн 28, 2023 9:26 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11289
На повестке дня — мобилизационная экономика

Газета "Правда" №66 (31415) 29 июня 2023 года, 4 полоса

Автор: Виктор ВИДЬМАНОВ, министр сельского строительства РСФСР в 1973—1989 годах, заслуженный строитель Российской Федерации, почётный академик РАН.

Предложения на основе советского опыта
Сегодня, когда Россия, выполняя свою историческую миссию на Украине, ведёт специальную военную операцию с целью обезопасить свои границы и не дать превратить бывшую братскую республику в зону интересов глобального капитала, всё чаще в повестку дня встаёт вопрос о военной мобилизационной экономике. Об этом пишут в редакцию люди разных поколений: ветераны, помнящие годы советских пятилеток, покорения целины, строительства крупнейших ГЭС, БАМа, и совсем молодые специалисты, студенты, учащиеся, которые хотят понять, что такое мобилизационная экономика.
По этому вопросу мы попросили высказаться известного хозяйственника, министра сельского строительства РСФСР в 1973—1989 годах Виктора Михайловича Видьманова.
Его перу принадлежат фундаментальные работы «Кто виноват? И что делать?», «Оглянись, Россия в опасности!», «Терроризм — угроза России», «Скорпион за тенью Сердюкова», «Чёрные шары над городом, или Нужна ли России мобилизационная экономика?», «Россия должна быть великой», множество брошюр и свыше 70 статей, опубликованных в периодической печати.
Для вывода страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, в котором оказалась Россия, на первом этапе её возрождения необходимо применить соответствующую моменту мобилизационную экономику, наподобие военных и послевоенных лет.
Её суть состоит в том, что государство, возвращаясь в экономику, берёт на себя не только управление экономической деятельностью государственного сектора, но и устанавливает определённые формы влияния и контроля в других секторах экономики. Особое внимание уделяется ценообразованию, товарно-денежному обращению, экспортной, импортной и инвестиционной политике, размещению и развитию производительных сил, осуществлению крупномасштабных проектов, регулированию отношений между городом и деревней.
В сложившихся условиях экономика страны нуждается в таких программных разработках и установках, которые бы обязывали и мобилизовывали каждого трудоспособного гражданина общества к конкретному созидательному действию, направленному на быстрейшее возрождение России, и мобилизационная экономика будет преследовать именно эту цель.
На период её действия принимаются соответствующие законодательно-правовые акты федерального и регионального значения, обязывающие органы управления и другие институты всех форм собственности неукоснительно руководствоваться согласованными заданиями. Располагая значительным государственным сектором, объединяющим или контролирующим бюджетообразующие отрасли, власти страны при ценообразовании на продукцию отраслей жизнеобеспечения будут исходить из задач укрепления и ускоренного развития всего народного хозяйства.
В руках государственного управления должны находиться средства производства и капитал базовых направлений страны: топливо, энергетика, транспорт, тяжёлая промышленность, сырьевая база, средства связи, оборона, наука, образование, культура, здравоохранение.
В смешанном и частном секторах должны находиться предприятия, организации и хозяйства, в основном работающие в сфере социальных услуг, частично перерабатывающей промышленности, строительства, производства строительных материалов, других областях хозяйствования.
Определив доли государственного, смешанного и частного капиталов в общегосударственном объёме, государство даст в руки народа право участия во всех способах производства и формах накопления капитала, органически свяжет их в единое целое, создаст глубоко интегрированное общество, заинтересованное в достижении поставленных целей развития России на всех его этапах: стабилизации, расширенного воспроизводства, стремительного научно-технического прогресса.
С помощью механизмов мобилизационной экономики:
— устанавливается особый порядок учёта и контроля за движением внешнего и внутреннего капитала, доходами и расходами хозяйствующих субъектов всех форм собственности, определяется и уточняется активная и пассивная часть, а в личном пользовании — движимого и недвижимого имущества, в зависимости от этого устанавливаются требуемые объёмы налоговых отчислений;
— берётся под государственный контроль импортная и экспортная политика;
— устанавливается государственная монополия на алкогольные напитки, табачные изделия, внешнюю торговлю энергоносителями и стратегическими ресурсами и материалами;
— ужесточается валютный режим;
— всемерно стимулируется развитие инвестиционной политики и укрепляется авторитет отечественного товаропроизводства.
Главным документом в период действия мобилизационной экономики, определяющим этапы развития страны, должен стать государственный план — закон о социально-экономическом развитии России. Разработанный на десятилетний период, он определит решение конкретных задач для каждой пятилетки и года в отдельности. Темпы роста валового внутреннего продукта ежегодно в первые пять лет планируется доводить до 12—15%, а в последующие годы — до 10—12%. И это вполне реальные цифры, по оценке специалистов. На этом этапе законодательная и исполнительная ветви власти будут закладывать конкретные направления будущего развития промышленности и объёмы производства, определять доли государственного, смешанного, частного, а также привлечённого внешнего капитала, с помощью которого производитель станет наращивать свои возможности.
Государственная собственность на данном этапе явится доминантной. Именно опираясь на неё, государство сумеет направить все социально-экономические потоки в нужное русло, оживить поле деятельности для каждого региона, хозяйствующего субъекта и трудящегося. Сегодня Россия не может производить всё то, что ранее производил Советский Союз. Поэтому будут определены приоритетные направления развития тех отраслей хозяйствования, которые обеспечат достаточную независимость России. Прежде всего это оборонный, аграрный, топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, наукоёмкие и другие стратегические отрасли. Производство конечного продукта, как внутри, так и вне рамок нашей страны, станет обеспечиваться путём глубоко интегрированной производственной кооперации участников всех форм собственности.
Топливно-энергетический комплекс
В советское время энергетика развивалась планомерно и динамично по всей цепочке: геологоразведка месторождений опережала добычу; освоение месторождений сопровождалось развитием вокруг них соответствующих инфраструктур. Строились мощные электростанции, трубопроводы, предприятия энергомашиностроения. Венцом инженерной мысли стала единая электроэнергетическая система, объединившая в 1985 году свыше 900 электростанций страны. Достойное место в энергетическом балансе заняла атомная энергетика.
Сегодня с большой болью приходится констатировать, что гордость советских людей — мощнейший топливно-энергетический комплекс в результате антинародных реформ катастрофически деградирует и разрушается. Если смотреть глубже, то обвал ТЭК — одно из звеньев коварного плана разрушения вначале СССР, а теперь и России.
Нефть
В Советской России в 1989 году мы добыли 552 млн тонн нефти. При этом в советское время основная часть нефтепродуктов шла на внутреннее потребление и только 100 млн тонн — на экспорт. В 2021 году вывоз нефти за рубеж нефтяными магнатами составил 385 млн тонн.
Как видим, идёт открытое разграбление национального богатства страны при полном попустительстве власти. Создаётся серьёзная угроза для экономической и энергетической безопасности страны. С 1995 года снабжение армии нефтепродуктами упало в 5 раз, аграрного сектора — в 3 раза, прочих потребителей — в 2,5 раза.
Падение масштабов геологоразведочных работ привело к сокращению количества открываемых месторождений.
Новые частные хозяева ведут хищническую добычу ресурсов, а доходы от добычи, вместо того чтобы вкладывать их в геологоразведку и обустройство новых месторождений, оседают на счетах в западных банках. По сравнению с 1991 годом объём эксплуатационного бурения на нефть уменьшился почти в 5 раз, разведочного — в 4 раза. Доля бездействующих скважин выросла в 2,8 раза. В результате новые мощности вводятся лишь на 135 млн т в год, а выбывает втрое больше — 390 млн тонн.
Практически ничего не вкладывают новые хозяева и в производство. Порядка 80% нефтяного оборудования выработало срок амортизации, свыше 50% трубопроводов эксплуатируются более 25 лет.
Газ
Не лучше, чем в нефтяной, обстоит дело и в газовой промышленности. Отрасли угрожает как истощение запасов, так и острая нехватка капиталовложений для наращивания добычи. Сегодня при нарастающем экспорте газа за рубеж его поставки на внутренний рынок снижаются.
Экспорт нефти и газа, от которых в обозримом будущем будет зависеть выживание России, допустим лишь при обеспечении полного возврата валютной выручки в страну и целевом её использовании на закупку передовых технологий.
В настоящее время 80% газа добывается на месторождениях с падающей добычей. Основные базовые месторождения практически выработаны в Европейской части страны — на 70%, в Западной Сибири: Медвежье — на 78%, Уренгойское — на 67%, Ямбургское — на 46%. Поэтому без активного инвестирования и ввода новых мощностей взамен выбывающих добыча газа может снизиться в ближайшие годы. Реализация нефтегазового потенциала страны требует огромных капитальных вложений как на поиски месторождений, так и на их промышленное обустройство.
Решение этой задачи невозможно без государственной поддержки нефтегазового комплекса и жёсткого государственного регулирования отрасли.
Уголь
Крайне сложные проблемы складываются в угольной промышленности. За последние пять лет добыча и потребление угля сократились почти на треть. В Европейской части страны добыча угля вдвое меньше его потребления, отсюда — необходимость значительного завоза угля из восточных и северных районов. Острый дефицит в угле испытывают Урал, Северный Кавказ, Алтай, Хабаровский и Приморский края.
Разведанные запасы угля у нас составляют почти 12% от мировых, прогнозные — более 30%. Однако в топливно-энергетическом балансе страны на долю угля приходится лишь 12% против 28% в остальном мире. Доля угля в выработке электроэнергии у нас составляет только 20%, тогда как в мире она равна 44%, в том числе в США — 56%, в Германии — 58%, в Англии — 63%, в КНР — 71%.
Производственные мощности угледобывающих предприятий сегодня составляют 330 млн тонн, и все они оказались в частных руках.
Уран
Его доля в энергобалансе страны составляет всего 2,5%. Но и здесь есть серьёзные проблемы. Сегодняшний уровень добычи этого сырья лишь наполовину покрывает внутреннюю потребность действующих АЭС. Добыча урана ведётся единственным в стране предприятием — Приаргунским горно-химическим объединением. Обеспеченность его активными запасами составляет всего 8—10 лет.
По Закону «О недрах» добыча урана допускается только государственными предприятиями. Фактически же сегодня все горнодобывающие предприятия минатома являются акционерными объединениями. Добыча его в последние годы ведётся в условиях бесконтрольности, по существу, хищническим способом извлечения наиболее богатых руд.
Электроэнергетика
Из всех составляющих ТЭК наиболее опасное положение сложилось в электроэнергетике. Эта отрасль может стать основным тормозом восстановления российской экономики. В нашей энергетике работают в основном устаревшие паровые турбины, средний КПД которых не превышает 30%. В мировой практике уже более 15 лет работают электростанции с парогазовыми установками. Это позволяет при КПД порядка 60% экономить до 40% топлива.
В России подобных станций нет.
На заре ельцинских «реформ» нашу страну наводнили тучи западных, преимущественно американских, советников и консультантов. Были и свои прямые проводники американской политики. Одним из настойчивых их «рецептов» было расчленение на мелкие составляющие нашей топливно-энергетической системы, и они достигли этой цели. В 2003 году Государственная дума, Совет Федерации и президент страны приняли закон о приватизации и расчленении энергетической системы России. Это лишило государство возможности не только поддерживать в работоспособном состоянии энергетику — сердце промышленности, но и управлять энергопотоками.
В течение последних лет государство «освободилось» от всех генерирующих мощностей, распродав их на аукционах, оставив за собой только межрегиональные линии электропередачи. Под вопрос поставлены главные критерии функционирования энергосистемы: поддержание нужной частоты, надёжность энергообеспечения и её безаварийность. Нельзя не отметить, что подобное «реформирование» идёт вразрез с мировой практикой. В США, например, существует план выкупа в течение 50 лет всех частных электростанций и создания единой энергосистемы, а мы, построив за годы Советской власти эту систему, решительно её разрушили.
На практике каждая частная компания видит смысл своего существования в получении максимальной прибыли сейчас любой ценой — за счёт бесчеловечной эксплуатации наёмного работника, без соблюдения технических норм эксплуатации оборудования. При этом получаемая прибыль от такой работы оседает в офшорных зонах у новых хозяев. По сути, весь ТЭК сегодня вышел из-под государственного влияния и оказался в собственности кучки предприимчивых, в подавляющем большинстве нечистых на руку дельцов. Неудивительно, что эти дельцы из года в год повышают цены на энергоносители на внутреннем рынке и тем самым окончательно добивают конкурентоспособность нашей промышленности и сельского хозяйства.
С разрушением единой электроэнергетической системы разрушается один из главных элементов, интегрирующих территорию России, её экономическое пространство. Реализация этой программы — прямой путь к разрушению России как единого государства.
Учитывая, что топливно-энергетический комплекс является стержневой основой социально-экономического развития России, необходимы радикальные меры по выводу его из тупикового состояния. Для этого необходимо в системе энергоснабжения и электрификации России восстановить единство энергосистемы и государственное управление этой отраслью: преобразовать минэнерго РФ в министерство энергетики и электрификации РФ с передачей ему всех ТЭЦ, гидроэлектростанций и энергопроводящих систем. На базе «Газпрома», «Роснефти» и других нефтегазодобывающих компаний создать миннефтегазпром РФ. С целью наращивания угледобычи, снижения её себестоимости создать на базе действующих предприятий по добыче угля министерство угольной промышленности РФ.
При этом определить цену 1 киловатт/часа потребляемой электроэнергии, 1 кубометра газа, тонны нефтепродуктов и угля для физических и юридических лиц по себестоимости с надбавкой не выше 5% от себестоимости получаемой электроэнергии, кубометра газа, тонны нефтепродуктов и угля по всем регионам Российской Федерации, что ниже действующих цен в пять раз.
Для обеспечения стратегической и плановой работы по разведке и освоению новых месторождений нефти и газа, железорудных месторождений, других полезных ископаемых создать министерство геологии на базе действующих организаций и структур, занимающихся геологоразведкой. Они и будут осуществлять планирование развития соответствующих отраслей и разрабатывать совместно инвестиционные программы, на которые станет выделяться финансирование через государственные кредитно-финансовые учреждения. Здесь должен чётко действовать принцип: сначала обеспечить наши собственные потребности, а оставшееся — экспортировать.
Необходимо ввести государственную монополию на экспорт нефти, газа, угля и электроэнергии. В этом случае получение максимальной прибыли или валютной выручки не должно быть самоцелью. В ведении государства будут и вопросы ценообразования на энергоносители, включая бытовое потребление.
Возвращение собственности ТЭК в ведение государства позволит целенаправленно приступить к осуществлению задачи углубления переработки нефти и газа. Необходимо разработать меры по широкому внедрению сберегающих технологий по всем составляющим топливно-энергетического комплекса, а также по стимулированию эффективного и экономного использования энергоносителей. В период реконструкции большой энергетики особое внимание следует уделить развитию «малой энергетики», использующей небольшие высокоэффективные установки, в том числе газотурбинные.
Лесное хозяйство
Давно известно, что Россия имеет огромные лесные ресурсы — четверть мировых запасов древесины. Однако наши леса тают на глазах от незаконных вырубок, пожаров и безответственной политики государства, которое за последние 25 лет практически ушло из лесного комплекса.
Объём экспорта всех видов лесной и деревообрабатывающей промышленности составляет всего около 4 миллиардов долларов. При этом экспортные цены на исходную древесину у нас на 35% ниже мировых. Причина одна: ничтожно мал объём глубокой и безотходной переработки древесины.
В России около 60% лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий убыточны, а износ машин и оборудования достигает 70%. Производство собственной лесозаготовительной техники и оборудования ликвидировано. Объём капитальных вложений в лесную отрасль в последние годы снижен в разы по сравнению с 1990 годом. Более 30% вырубок леса в стране осуществляется незаконно. Доля лесной отрасли на мировом рынке составляет не более 4%, при этом на условиях дешёвого лесного сырья для других стран. Новый Лесной кодекс не способен изменить ситуацию к лучшему.
Что надо делать? На базе действующих государственных предприятий, организаций и структур, занимающихся лесоведением, создать министерство лесного хозяйства России — вертикально интегрированную структуру с жёстким централизованным руководством сверху донизу, с полным федеральным финансированием. Основная задача министерства — охранять и приумножать лесное богатство, создавать необходимые условия для устойчивого качественного роста возобновляемых лесных ресурсов. Задачи: оснастить предприятия отрасли современной техникой, оборудованием и материалами для проведения работ по воспроизводству леса и ухода за ним. В целях ликвидации лесных пожаров, браконьерства и незаконных вырубок, приносящих колоссальный ущерб лесным ресурсам страны, создать мощную внутриминистерскую службу быстрого реагирования, оснащённую современным оборудованием, наземным и воздушным транспортом.
На базе крупных действующих предприятий по глубокой переработке древесины и целлюлозно-бумажной промышленности создать министерство лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Провести полную реконструкцию всех действующих предприятий с внедрением новых технологий и современного оборудования, обеспечивающего глубокую и безотходную переработку лесного сырья и выпуск на этой основе качественной продукции мирового уровня.
Для заготовки и переработки мелкотоварной древесины создать обширную сеть небольших лесопильных заводов. Мелкотоварная древесина — ценное сырьё для изготовления различных видов продукции: пиломатериалов, бумаги, картона и получения щепы и пеллетов для использования в отопительных установках.
Для окончательного и эффективного решения лесной проблемы необходимо в корне изменить действующее лесное законодательство, пересмотреть внешнеторговую и таможенную политику государства. И в первую очередь значительно повысить вывозную экспортную пошлину на необработанную древесину и снизить её на продукцию глубокой переработки, создать сеть государственно-торговых бирж, через которые вести весь торговый оборот древесины и изделий из неё.
Сельское хозяйство
Особого отношения в стране заслуживает село, сельскохозяйственное производство — и не только как поставщик продуктов питания и сырья, но прежде всего как среда обитания россиян. Принципиально важна и функция обеспечения продовольственной безопасности страны, без которой никакое самостоятельное развитие невозможно.
В целях полного удовлетворения потребностей страны продовольствием собственного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо решить следующие задачи.
Вернуть в собственность государства земельные и лесные угодья, акватории и водные ресурсы. Отменить Земельный кодекс, узаконивший распродажу земель сельскохозяйственного назначения. Установить, что в частный оборот могут входить лишь земли, которые находятся в пользовании населения в виде приусадебных, дачных, садово-огородных участков. Земли сельскохозяйственного назначения могут сдаваться в долгосрочную аренду, но не более чем на 49 лет.
Возложить на министерство сельского хозяйства проведение государственных закупок до 80% всей годовой сельскохозяйственной продукции от прямых производителей по установленным государственным ценам, обеспечить 50% предоплаты закупаемой продукции. Организовать хранение основной сельскохозяйственной продукции, для чего вернуть в собственность государства наиболее крупные элеваторы, овощефруктохранилища, комбикормовые предприятия, мясокомбинаты и холодильные ёмкости.
Для организации дополнительных закупок сельскохозяйственной продукции в сельской местности, её хранения и переработки, а также для организации торговли в сельской местности создать Всероссийское кооперативно-государственное объединение ОАО «Роспотребсоюз».
Строительство и коммунальное хозяйство
С учётом критического положения дел в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве страны, с целью выработки единой государственной политики в строительстве, промышленных сельскохозяйственных и гражданских объектов, концентрации и координации усилий, мобилизации имеющихся ресурсов в общегосударственном масштабе реорганизовать структуру министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и на этой основе:
Создать Государственный комитет по строительству — «Госстрой» РФ, возложив на него разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих строительный процесс на всех его стадиях, контроль за соблюдением этих норм и правил, установление расценок и тарифов на работы и услуги организаций строительства применительно к конкретным регионам.
Вернуть жилищно-коммунальное хозяйство в ведение государства и муниципальных образований. Ликвидировать управляющие компании. Для чего создать министерство жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе действующих структур на федеральном и региональном уровнях. Организационные и контролирующие функции осуществлять руководством федерального министерства и региональных администраций. Ввести единую нормативную базу, методики расчёта тарифов и цен жилищно-коммунальных услуг с учётом особенностей регионов.
Установить, что месячная цена за жильё и коммунальные услуги не должна превышать 10% совокупного дохода семьи в месяц.
В ведении министерства строительства РФ оставить вопросы координации и планирования производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций всех форм собственности, выполнение работ по государственным капитальным вложениям, решение вопросов материально-технического развития, внедрения передовой техники и технологий, кадрового обеспечения.
На базе Росавтодора и крупных дорожно-строительных организаций создать министерство дорожного строительства РФ, возложив на него строительство, ремонт и эксплуатацию автодорог федерального и регионального значения.
Для ускоренного строительства железнодорожных магистралей, аэропортов, морских и речных портов, магистральных трубопроводных систем на базе действующих структур, занимающихся этой деятельностью, создать минтрансстрой Российской Федерации.
Для ведения строительства жилых домов, объектов соцкультбыта, производственных зданий, сооружений сельскохозяйственного назначения в сельской местности на базе действующих строительных организаций и предприятий создать кооперативно-государственное объединение «Россельстрой».
Финансовая сфера и торговля
Для регулирования и управления финансовыми потоками, полного и действенного валютного контроля необходимо национализировать банки. На их базе для нормального функционирования производства, торговли и экономики в целом создать в стране и за рубежом единую систему управления и контроля финансовых потоков во главе с ЦБ РФ. При этом в России на базе национализированных банков должны функционировать только «Внешторгбанк», «Промбанк», «Стройбанк», «Сельхозбанк», «Сбербанк», «Нефтегазбанк», «Торгбанк», «Транссвязьбанк» и «Бизнесбанк».
Необходимо установить жёсткий государственный контроль над валютными операциями, включая вывоз валюты за рубеж физическими лицами, ликвидировать валютные обменные пункты внутри страны.
Следует установить ставку рефинансирования в 2% годовых, а валютный курс — 1 доллар — 15 рублей. Банковские кредиты под конкретные производственные проекты выдавать на срок до 5 лет под 3% годовых. Краткосрочные кредиты на накопления оборотных средств, торговые сделки, выдачу заработной платы — под 5% годовых.
Давно пора ввести по-настоящему прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц, а также реализовать следующий комплекс мер.
Национализировать основные месторождения алмазов, золота, других ценнейших редкоземельных элементов.
Включить ежегодно в приходную часть бюджета определённую величину доходов от использования собственности РФ за рубежом. Провести в кратчайшие сроки полную инвентаризацию всей государственной собственности РФ как внутри страны, так и за рубежом.
Исключить практику начислений пеней и штрафов на хозяйствующие субъекты, если им не выплачивает средства государство.
Продолжить снижение налогов в реальном секторе экономики, особенно в ведущих отраслях, при одновременном повышении налогов в сфере банковских, посреднических услуг, шоу-бизнесе и других сферах, где норма прибыли оказывается существенно выше средней по народному хозяйству.
Установить жёсткую государственную монополию на винно-водочную и табачную продукцию, на поставку по экспорту нефти и газа, чёрных и цветных металлов, других сырьевых ресурсов.
Создать министерство торговли Российской Федерации на базе крупных торговых формирований и оптовых баз, работающих в Российской Федерации, сосредоточив в них государственный сектор торговли.
Для упорядочения и организации действенного контроля внешнеэкономических связей и торговли за рубежом создать министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации на базе действующих структур внутри страны и торговых представительств за рубежом.
Реорганизовать Федеральную антимонопольную службу в Комитет по ценам и антимонопольной политике Российской Федерации.
В результате проводимых мероприятий по национализации, внедрению прогрессивного налогообложения, государственной монополии на винно-водочную и табачную продукцию получением государством доходов от страховой деятельности и туризма в течение пятилетки довести федеральный бюджет до 55 триллионов рублей, а консолидированный, с учётом регионов — до 85 триллионов рублей.
Вывод страны из жесточайшего кризиса на базе нового социально-экономического курса, использование качественно иных методов управления на основе мобилизационной экономики требуют коренного изменения кадровой составляющей высшего правительственного звена, привлечения к управлению прежде всего профессионалов. Начало этому простое: полностью убрать от власти сторонников либеральной экономической политики.
Единственная возможность отстоять целостность и независимость России — это создание мощной экономики, как минимум втрое превосходящей сегодняшнюю по своим размерам. Для этого и нужны мобилизационная экономика и 10 лет напряжённой работы. И тогда Россия сможет противостоять любому вызову.

https://gazeta-pravda.ru/issue/66-31415 ... ekonomika/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: На повестке дня — мобилизационная экономика
СообщениеДобавлено: Пн ноя 27, 2023 9:00 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11289
Мобилизационная модель
27.11.2023 - Прокомментировать

16 октября в Воронеже под председательством секретаря Совбеза Н.Патрушева состоялось совещание по вопросам обеспечения национальной безопасности в Центральной России. В выступлении, в частности, прозвучало поручение «обеспечить формирование мобилизационных планов экономики субъектов РФ и муниципальных образований».

Совершенно правильная постановка вопроса. Однако сразу отметим, что формирование мобилизационных планов экономики регионов невозможно без мобилизационного плана экономики федерального уровня.

В свое время Минэкономразвития РФ разрабатывало пятилетний мобилизационный план экономики Российской Федерации. Он доводился до регионов и ориентировал на формирование необходимых запасов и мобрезервов. Последний раз такой план был подписан президентом РФ В.Путиным в 2001 году. Затем «эффективные менеджеры» либерально-экономического блока на волне «реформирования», оптимизации управленческой деятельности прекратили его разработку.

Специальная военная операция (СВО) на Украине, жесткие санкции США и коллективного Запада против России отчетливо показали, протестировали, что в условиях затяжной гибридной войны модель либерально-рыночного фундаментализма, реализуемая в стране вот уже тридцать лет, не может быстро обеспечить необходимые потребности армии, ее надо коренным образом менять. Переходным процессом в этой замене может быть только мобилизационная модель народно-хозяйственного комплекса.

Между тем в правительстве, видимо, сложилась устойчивая точка зрения, однозначно высказанная первым вице-премьером РФ А.Белоусовым, что создавать мобилизационную экономику «смысла никакого нет», потому что «у нас просто не получится это сделать», что у страны якобы «есть резервы и рычаги, чтобы решить все поставленные задачи», Правда, два года СВО показывают, что, видимо, не все «рычаги» срабатывают. Четкого комплексного плана антикризисных мер с учетом усиливающегося санкционного давления коллективного Запада на экономику России у правительства, к сожалению, до сих пор нет.

Поручение госсекретаря Н.Патрушева губернаторам о переводе экономики российских регионов на «мобилизационные рельсы» тут же подверглось критике.

Подобный переход якобы «нарушает гармоничность развития страны», «приведет к колоссальному негативному эффекту на предпринимательскую активность», «к ущемлению различных прав и свобод». В качестве примера, в частности, приводится «ущемление конституционных прав в ряде регионов страны, когда власти уже ограничили гарантированную гражданам 31-й статьей Конституции РФ свободу собраний». Правда, какое отношение ограничение собраний имеет к мобилизационной экономике – большой вопрос.

Критики почему-то забывают, что в стране с 1997 года существует федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» №31-ФЗ[1] (с изменениями и дополнениями) и он должен был бы вступить в действие с началом СВО и усиливающегося санкционного давления США и коллективного Запада на экономику России.

Мне уже приходилось обосновывать, что в условиях современных глобальных и жестких вызовов коллективного Запада против России, чтобы Россия сохранилась как суверенное государство, как единая территория, как единый многонациональный народ, объективно необходим переход на новую политико-экономическую модель развития (См.: «Аргументы недели», 25.06.2022).

Это предполагает прежде всего принципиально отвергнуть концепцию либерально-рыночного фундаментализма по рецептам «Вашингтонского консенсуса» и международных финансовых институтов, приоритеты которых заключаются в стремлении «делать деньги», достижении сверхприбыли любой ценой, снижении регулирующей роли государства в экономике, сохраняя частную собственность в малом и среднем бизнесе. Именно тридцатилетний период «реформирования», встраивания экономики в систему капитализма, в конечном счете, завел Россию в тупик, низвел «экономику развития» в «экономику торможения».

Через тридцать лет реализации этого ущербного либерально-рыночного курса по промышленному производству в целом и по большинству видов экономической деятельности Российская Федерация до сих пор не вышла на уровень 1990 года, кризис, особенно в наукоемком секторе экономики, продолжается вот уже более 20 лет. Россия лишилась 26 млн своих граждан. Дестяки тысяч брошенных деревень, изуродовано здравоохранение, школьное образование, непомерный рост цен на продукты питания и лекарства, нищенские пенсии. И эта пагубная для страны стратегия, снижающая национальную безопасность страны, к сожалению, продолжается.

Так, в федеральном бюджете на 2024 год заложено снижение на 6% расходов на развитие национальной экономики, при этом из страны продолжается вывоз почти всего добываемого золота, причем в страну нашего противника – в Англию. Не удивительно, что за годы СВО совокупное состояние богатейших 110 российских долларовых миллиардеров увеличилось более чем на 25%, превысив 500 млрд долларов, а количество долларовых миллионеров возросло до 108 тыс. При этом, по данным Росстата, численность населения с доходами ниже границы бедности составляет 15,5 млн человек, или 10,8% россиян.

Новая модель развития должна качественно изменить все составляющие народно-хозяйственного комплекса в идеологической, внешнеполитической, военной и экономической сферах, сформировать социально справедливое общество обновленного социалистического типа: на планово-рыночной основе с упором на государственное регулирование народно-хозяйственного комплекса и особенно стратегических отраслей промышленности, с сохранением частных компаний среднего и малого бизнеса (См.: «Советская Россия», 26.05.2022). По моим оценкам, правительство ведет страну в ручном управлении со значительной потерей времени, отставанием от потребностей общества.

Особое значение в новой модели развития отводится именно новому качественному подходу к идеологической составляющей.

Спецоперация на Украине и глобальное военно-политическое и экономическое давление США и его сателлитов на Россию отчетливо выявили, хотя этого многие не осознают, что Россия оказалась в состоянии не только военно-экономической, но, самое главное, – идеологической войны с ущербным западным либерализмом.

Воевать, с одной стороны, с США и коллективным Западом, а с другой – продолжать ориентироваться на его идеологические ценности, на ущербную либеральную идею, защищать российский олигархический капитализм – это просто абсурд, особенно для молодежи, населения, живущего за чертой бедности, научной и творческой интеллигенции.

Для безусловной консолидации общества в жесточайших военных условиях России жизненно необходима общенациональная идеология.

На необходимость формирования государственной идеологии, закрепление ее в российской Конституции, поскольку «общество не может существовать без идеологии», заявил на XVII международной научно-практической конференции «Державинские чтения» 22 ноября 2023 года председатель Следственного комитета РФ А.Бастрыкин. Именно на основе общенациональной идеологии у граждан, особенно молодежи, формируется подлинная государственность, интернационализм, любовь к Родине и патриотизм, а не желание уехать из нее, идеология, которая должна способствовать отторжению ущербной идеологии Запада, включая неонацизм, идеологию либеральной пятой колонны, развращающей сознание и души молодежи. Только идеология нового социализма, включающая интернационализм, может победить фашизм и другие радикальные течения, особенно агрессивный украинский национализм.

Вызывает удивление, когда чиновники, имеющие, как правило, высшее образование, изучавшие диалектику развития общественно-экономических формаций, а некоторые – имеющие даже научные звания, активно раскрывают опыт формирования «экономического чуда» в Китае, реализующем стратегию построения социализма с китайской спецификой, когда речь заходит о смене российского ущербного курса рыночного фундаментализма, ввергнувшего страну в величайшую российскую депрессию и заведшего экономику страны в тупик, на замену его на подлинный научный социализм.

Хочется это кому признавать или нет, но в стране формируется и углубляется сильнейшее идеологическое «полевение», внятный запрос на построение социализма исходя из позитивного мирового опыта. Это прежде всего опыт Советского Союза, Китая, Вьетнама, Швеции.

Социализм с китайской спецификой обобщил преимущества капитализма и социализма, свободного рынка и государственного регулирования на планово-рыночной основе. Это на сегодняшний день наиболее прогрессивная модель, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире.

Не удивительно, что большинство россиян и мечтают об обществе социальной справедливости, высокой степени социальной защиты, уверенность в завтрашнем дне. Другими словами, запрос на социальную справедливость, социализм в России год от года растет все сильнее и сильнее.

Только опираясь на общенациональную идеологию обновленного социализма с российской спецификой можно привести в действие генетический, интеллектуальный, социальный потенциал общества и вырваться на траекторию стабильного экономического роста. Правда, мы опять опаздываем с решением этого стратегического вопроса, теряем главный ресурс – время!

По сути, российский ВПК уже сейчас пытается работать в мобилизационном режиме. Однако сегодня просто выполнять оборонный заказ уже недостаточно. Еще раз подчеркнем, мобилизационный режим как особый тип развития в особых военно-политических и социально-экономических условиях требует специфических, качественно иных методов управления, чем это делается в нормальных мирных условиях. Он предполагает вовлечение в свою сферу большинства отраслей экономики, государственного контроля в этой сфере.

В этой связи нелишне будет напомнить, что до середины 1990-х годов в исполнительных структурах власти – на федеральном и региональном уровнях были специальные органы и должности, координирующие государственный оборонный заказ и формирование мобилизационных планов и резервов. В Минэкономики РФ это был первый заместитель министра, в регионах за эти вопросы отвечал вице-губернатор. Был также специальный федеральный орган, координирующий деятельность предприятий военно-промышленного комплекса, – Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпром России). Потом на основе исполнения ельцинского лозунга «врагов у России нет» все это было просто ликвидировано, а резервы разворованы.

Известно, что до начала СВО в оборонно-промышленном комплексе России числилось немногим более 1,3 тыс. предприятий. Причем по форме собственности и по организационной форме – самые разные (акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, федеральные государственные унитарные предприятия). Спецоперация ничего не изменила в их организационной форме. Они продолжают функционировать в рыночных условиях как и раньше – в мирное время.

Об этом свидетельствует, в частности, продолжающееся банкротство предприятий оборонного комплекса, перевод их под конкурсное производство и распродажу их имущества. Между тем распродажа предприятий ВПК, разрушение оборонных заводов в жесточайших условиях войны должна рассматриваться как диверсия. С соответствующими наказаниями, известными всему миру. Но в либерально-рыночной российской экономике допустимо все, лишь бы оно приносило сверхприбыль. Поэтому и перевод предприятий оборонно-промышленного комплекса на новую модель управления с усилением госконтроля – это сегодня важнейшая политическая задача (См.: «Новые известия», 5.05.2023).

И, наконец, главное: исходя из динамики развития общественно-экономических формаций, позитивного опыта Советского Союза и особенно Китая, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель политико-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный (!) на государственной основе.

Новая модель не может быть сформирована в одночасье. Для переходного периода к этой новой модели нужен новый механизм, механизм экономики развития.

В критические для стран периоды мировая практика не раз использовала рычаги мобилизационной модели экономики.

Именно мобилизационная модель, проведенная ударными темпами, позволила обеспечить ускоренную и успешную индустриализацию и модернизацию молодого Советского государства. Победа советского народа в Великой Отечественной войне очень четко подвела итоги реализации мобилизационной модели экономики.

О необходимости формирования мобилизационной экономики как особого типа экономики развития в особых условиях гибридной войны США и коллективного Запада против России, требующих специфических, качественно иных методов управления, чем это делается в нормальных условиях, нами обосновывалось уже с первых месяцев специальной военной операции (СВО) на Украине (См.: «Советская Россия», 19.03.2022).

К сожалению, в реализации перевода народно-хозяйственного комплекса на мобилизационные рельсы мы опять упускаем время, которое работает против нас. Российские «эффективные менеджеры» никак не могут понять, что в решении одной из целей СВО, например демилитаризации Украины, страна имеет дело не просто с ее военно-политическим потенциалом, а с военно-политическим потенциалом коллективного Запада, который на порядок сильнее российского. Понять нужно и то, что даже если чисто военный конфликт будет заморожен и «пушки перестанут стрелять», экономическая война усилится, санкции будут сказываться все сильнее и сильнее – ни завтра, ни послезавтра Запад под эгидой США от санкций не отойдет.

Сложнейшая ситуация гибридной войны требует безотлагательно возродить мобилизационный план экономики России, внеся соответствующие коррективы в федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» №31-ФЗ от 1997 года. Сама объективная ситуация гибридной войны требует замены «эффективных менеджеров» экономического блока, считающих, что создавать мобилизационную экономику «смысла никакого нет», потому что «у нас просто не получится это сделать», не способных в экстренной ситуации мобилизовать внутренние ресурсы не просто для обнуления санкций, а для мощного рывка даже в этих сложных условиях, на грамотных, профильных специалистов, болеющих за Россию.

Между тем без двух ключей – мобилизационной экономики как части переходного периода к новой политико-экономической модели развития и без идеологии обновленного социализма Россия не выйдет из того тупика, в который его загнали «эффективные менеджеры» либерально-рыночной экономики.

* * *

Таким образом, главными условиями победы в специальной военной операции (СВО) на Украине и противодействия санкционному напору США и коллективного Запада на национальную безопасность России является скорейшее формирование новой политико-экономической модели развития страны на планово-рыночной основе с упором на государственное регулирование народно-хозяйственного комплекса и особенно его стратегических отраслей, опирающихся на государственную идеологию обновленного социализма с российской спецификой.


ВОРОНИН Ю.М. – доктор экономических наук, профессор,

заместитель председателя Совета министров Татарской АССР–

председатель Госплана ТАССР; первый заместитель председателя

Верховного Совета РФ; депутат Государственной думы (второго созыва);

аудитор Счетной палаты РФ

[1] См.: О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. №31-ФЗ. С изменениями и дополнениями от: 16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 25 октября 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г., 22 февраля 2017 г.

https://sovross.ru/2023/11/27/mobilizacionnaya-model-3/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB