Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пн авг 20, 2018 4:05 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Троянские кони в экономике и менеджменте
СообщениеДобавлено: Вс июл 02, 2006 8:11 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7770
ТРОЯНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ И БОРЬБА С НИМИ

Орлов А.И.
(Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, http://orlovs.pp.ru, prof-orlov@mail.ru)


Введение
Проф. А.Н. Поддьяков в ряде работ анализирует троянские обучающие технологии, направленные на обучение тому, что невыгодно (вредно, опасно) для обучаемого, но выгодно организатору обучения [4]. Он отмечает, что «часть субъектов (отдельных индивидов, неформальных групп, официальных институтов) пытается управлять чужим обучением и развитием, используя при этом и средства дезориентации - стремится формировать у обучаемых и воспитуемых дезориентирующий образ мира».
Троянские технологии применяются не только при обучении. Применительно к инновационному менеджменту следует говорить о технологиях, направленных на формирование у конкурентов «дезориентирующего образа мира». В докладе рассмотрим несколько примеров троянских технологий, относящихся к инновационному менеджменту и его инструментам. При этом опираемся на ряд положений, сформулированных в Послании 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, которые целесообразно привести.

1. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию 10.05.2006
… В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами…
Следует кардинально повысить эффективность потребления энергии.… Это требование – не прихоть для страны, богатой ресурсами, это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности…
России нужна конкурентоспособная образовательная система…

2. Троянские технологии на уровне стран
Чтобы разъяснить наш подход, начнем с обсуждения конкуренции США и СССР. Роль троянского коня сыграло известное решение об утверждении программы построения в СССР основ материально-технической базы коммунистического общества к 1980 г., в которой требовалось догнать США по производству основных продуктов питания на душу населения. Во-первых, здесь конкурент (США) был признан образцом, на который необходимо равняться, что привело к отсутствию поддержки различных вариантов асимметричных ответов. Во-вторых, провал этой конкретной инновационной программы был предопределен характеристиками имеющихся природных ресурсов. Климат не тот, чтобы соревноваться по урожайности. Провал конкретной программы привел трудовой коллектив к разочарованию в менеджменте, что облегчило банкротство предприятия (развал СССР).
В настоящее время аналогичным троянским конем является идея о том, что РФ может развиваться в качестве сырьевой империи (в другой терминологии - сырьевого придатка Запада). А ведь уже примерно с 2010 г. добывать нефть будет нерентабельно. Троянский конь отвлекает нас от насущных задач подготовки к неизбежному резкому снижению добычи углеводородного сырья и стимулирует действовать в интересах конкурентов. Результат предсказуем – экономический кризис, перерастающий в политическую смуту [3].

3. Троянский конь монетаризма в экономическом образовании
Вряд ли надо доказывать, что наша страна по своей истории, традициям, организации социальной и экономической жизни, менталитету граждан гораздо ближе к Европе, чем к США. Однако конкурентам нашей страны при кардинальной перестройке преподавания организационно-экономических дисциплин в начале 90-х годов удалось сориентировать общественное мнение и отечественные образовательные структуры на монетаризм и США, а не на кейнсианство и Европу. Концепция монетаризма в мировой экономической науке является маргинальной, а в нашей стране стала господствующей. Монетаризм овладел массами преподавателей, выпущено огромное количество учебной литературы.
В результате принятия к осуществлению выгодной конкурентам экономической стратегии РФ двигается в противоположном направлении по сравнению со всеми промышленно развитыми странами. Для каждой из одиннадцати промышленно развитых стран доля государственных расходов (расходная часть бюджета) в ВВП в 20 веке непрерывно росла (с в среднем 11,5% в 1913 г. до 29,1% в 1960 г. и 45% в 1998 г.). В РФ она упала менее чем до 20%. Это означает, что для того, чтобы влиться на равных в мировое сообщество, необходимо увеличить роль государства в экономике в 2-3 раза [2].
Для решения задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 10 мая 2006 г., массовое сознание и экономическое образование предстоит преобразовывать в соответствии с европейскими стандартами социально ориентированной экономики.

4. Троянские технологии в эконометрике
Как известно, эконометрика – это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы - это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных.
В 90-е годы конкурентам нашей страны с помощью специально организованной пропагандистской компании, в частности, проведенной на западные гранты серии летних школ для преподавателей, удалось внедрить крайне узкий взгляд на эконометрику. В настоящее время в РФ распространены учебные сочинения по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе анализа подобных сочинений проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.Н. Тутубалин приходит к выводу: «Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача, которая произошла из-за чрезмерно настойчивых попыток применить вероятностно-статистические методы к анализу такого материала (динамика макроэкономических показателей), к которому они вообще не могут применяться. В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направление превратилось в схоластику, мало пригодную для преподавания студентам экономических специальностей. Но уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» [5]. Этот вывод связан только с той извращенной формой эконометрики, которая внедрена в РФ.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработано адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины «Эконометрика» и выпущен соответствующий учебник [1]. Остается вытеснить троянского коня. Но для этого необходимо переучить преподавателей.

5. Инновационные троянские кони
В теории организации производства считается очевидным, что крупные предприятия является экономически более эффективными, чем малые. Однако конкурентам нашей страны удалось внедрить в массовое сознание мысль о пользе конкуренции и малых предприятий. Для внедрения инноваций рекомендуют создавать малые венчурные предприятия. Эти троянские технологии стремятся замедлить научно-технического прогресс, создать дополнительные препятствия на пути внедрения инноваций. Их основная цель - лишить нашу страну конкурентного преимущества – достигнутой трудом предыдущих поколений высокой доли крупного бизнеса в народном хозяйстве.
Таким образом, основная задача отечественного инновационного менеджмента – разработка организационно-экономических методов стимулирования инновационных процессов в рамках крупных корпораций (холдингов, концернов и т.п.).

6. Троянские технологии в менеджменте
В МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время – ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский способ обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выполнению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников.
Таким образом, основные идеи «научной школы менеджмента» были разработаны в Москве. Однако в литературе по менеджменту, внедренной в России конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда и др. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым.
Итак, конкуренты считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия – догоняющей стороной, вопреки исторической правде. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике как новый этап менеджмента не рассматривается теория активных систем, созданная «незримым коллективом» на базе ИПУ РАН.

Литература
1. Орлов А.И. Эконометрика (3-е изд., исправл. и дополн.). – М.: Экзамен, 2004. – 576 с.
2. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 496 с.
3. Орлов А.И. Грядущая смута 2012 года. - Вестник Академии Прогнозирования (Исследований Будущего). N 12. 2004. - С.42 - 45.
4. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. N 1. С. 13-20.
5. Тутубалин В.Н. Эконометрика: образование, которое нам не нужно. - М.: Фазис, 2004. – 168 с.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 05, 2007 12:59 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7770
Концепция "троянских коней" дает основу для анализа разнообразных странных "идей", проникнувших в отечественное экономическое и управленческое образования в тот период, когда забрасываемые к нам "идеи" встречались без критики.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июл 29, 2007 11:45 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7770
Публикация на бумаге:
620. Орлов А.И. Троянские технологии в инновационном менеджменте и борьба с ними. – Управление инновациями – 2006. Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Доброе слово, 2006. – С.156-160.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт июл 31, 2009 5:50 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7770
ТРОЯНСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ
Орлов А.И.
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва
prof-orlov@mail.ru , http://orlovs.pp.ru , http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html

Тезисы доклада на VIII Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» (CASC'2009) (17-19 ноября, ИПУ РАН)

Троянские обучающие технологии имеют целью заставить обучающегося действовать в чуждых интересах. С начала 90-х годов в систему образования в области экономики и менедж-мента внедрен ряд догм, наносящих вред развитию нашей страны. Как первый шаг к исправлению отклонений в докладе выделен ряд подобных экономических догм массового сознания.

Ключевые слова: троянские обучающие технологии, эконо-мика, менеджмент, догмы массового сознания.

Введение
Неформальная информационная экономика будущего (НИЭБ) развивается в Инновационном научно-образовательном центре Института проблем управления РАН и МГТУ им. Н.Э. Баумана как методологическая основа конкретных исследова-ний в области организационно-экономического моделирования [1]. Одно из направлений НИЭБ – выявление, анализ и снятие накопившихся заблуждений в области экономики и менеджмен-та. Часть из них представляет собой реликты прошедших времен или возведенных в абсолют частных случаев, другие же созна-тельно внедрены в наше массовое сознание конкурентами Рос-сии с помощью «троянских технологий обучения», изученных А.Н. Поддьяковым [2, 3]. Цель доклада - привести примеры таких утверждений.
1. Эффективность предприятий разных типов
Согласно распространенной догме государство должно со-кращать свое участие в экономике. Однако хорошо известно, что для каждой из одиннадцати промышленно развитых стран доля государственных расходов в ВВП (т.е. доля расходной части бюджета в ВВП) в ХХ в. непрерывно росла (в среднем с 11,5% в 1913 г. до 29,1% в 1960 г. и 45% в 1998 г.). В РФ она к настоящему времени упала значительно ниже. Следовательно, чтобы влиться на равных в мировое сообщество, необходимо увеличить роль государства в экономике в 2-3 раза [4].
Какие предприятия работают более эффективно – государ-ственные или частные? На основе словесного обсуждения нель-зя сделать однозначного вывода. Статистические данные Евро-пейского Союза показывают, что производительность труда (объем созданной добавленной стоимости на одного работаю-щего) в госсекторе выше, чем на частных предприятиях [5]. Это утверждение справедливо для Европейского Союза в целом и для всех его стран по отдельности, кроме одной – Бельгии.
В теории экономики и организации производства давно ус-тановлено и считается ныне очевидным, что крупные предпри-ятия является экономически более эффективными, чем малые. Однако конкурентам нашей страны удалось внедрить в массовое сознание мысль о пользе всеохватной конкуренции и малых предприятий. Перечень экономических догм, успешно внедрен-ных в массовое сознание, можно продолжать [37].
2. Догмы в системах обучения
Особенно вредны догмы, закрепившиеся в системах обуче-ния. Рассмотрим примеры.
Концепция монетаризма в мировой экономической науке является маргинальной, а в нашей стране стала господствую-щей. Монетаризм овладел массами преподавателей, выпущено огромное количество учебной литературы, содержащей большое число ошибок. Например, специалистам давно известно, что т.н. «кривые Филлипса» - результат сознательной фальсификации . Тем не менее они кочуют из учебника в учебник.
Ложным является представление о высокой доле полно-стью рациональных экономических субъектов, действующих независимо от других подобных субъектов. Отсутствие макси-мизации полезности – характерная черта поведения большинст-ва потребителей и юридических лиц. Именно поэтому эффек-тивна реклама и другие инструменты маркетинга.
Распад логического мышления демонстрируют рассужде-ния о максимуме прибыли при минимуме затрат (непонимание основ многокритериальной оптимизации), о необходимости минимизации запасов (вместо оптимизации). Или попытки выводить рост цен из роста денежной массы.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время – Императорском Московском Техническом Училище) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам». Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Фила-дельфии (1876), Париже (1878).. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования… В Америке после этого никакая иная система не будет употреб-ляться» [6]. Хотя основные идеи «научной школы менеджмента» разработаны в Москве, в литературе по менеджменту, внедрен-ной в РФ конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами Ф.У. Тейлора, Г. Форда и др.
Особенно нетерпимое положение сложилось в эконометри-ке. В 90-е годы конкурентам нашей страны с помощью специ-ально организованной пропагандистской компании, в частности, проведенной на западные гранты серии летних школ для препо-давателей, удалось внедрить крайне узкий взгляд на экономет-рику. В настоящее время в РФ распространены учебные сочине-ния по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе их анализа В.Н. Тутубалин заключает: «Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача... В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направле-ние превратилось в схоластику» [7]. Этот вывод связан только с той извращенной формой эконометрики, которая внедрена в РФ с помощью троянских технологий. В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработано адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины «Эконометрика» [8].
Литература
1. ОРЛОВ А.И. Основные идеи неформальной информацион-ной экономики будущего – новой организационно-экономической теории / Сборник трудов Четвертой между-народной конференции по проблемам управления. М.: ИПУ РАН, 2009. С.672-686.
2. ПОДДЬЯКОВ А.Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними // Психологические исследования. 2008. №1.
3. ПОДДЬЯКОВ А.Н. Троянское обучение в информационных технологиях // Компьютерра. 2008. 01 апреля. №13.
4. ОРЛОВ А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006. - 576 с.
5. АБРАМОВ Ю.А. В поисках баланса интересов и ресурсов / Космос в фокусе политики, экономики, культуры. М.: Но-вости космонавтики, 2002. С.92-101.
6. Научные школы Московского государственного техниче-ского университета имени Н.Э. Баумана. История разви-тия. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 464 с.
7. ТУТУБАЛИН В.Н. Эконометрика: образование, которое нам не нужно. М.: Фазис, 2004. – 168 с.
8. ОРЛОВ А.И. Эконометрика. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Экзамен, 2004. - 576 с.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт ноя 13, 2009 9:54 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7770
Публикация:
Орлов А.И. Троянские обучающие технологии в экономике и менеджменте. - Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2009): Труды Международной конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва). – М.: ИПУ РАН, 2009. – С.76 - 79.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB