ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В ИННОВАЦИОННОМ ВУЗЕ
Ковалев С.В., Орлов А.И.
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва)
labemmco@ibm.bmstu.ru,
orlov@ibm.bmstu.ru
Ключевые слова: оценка эффективности, управление качеством, инно-вационный вуз, прикладная статистика.
Введение
В связи с актуализацией проблемы обеспечения различных сфер экономики страны высококвалифицированными специалистами в области технологии и управления на первый план выдвигается обеспечение качества подготовки специалистов, наличие условий, способствующих налаживанию эффективной системы управления качеством подготовки инженеров.
Проведенный анализ показал необходимость внедрения концепции кон-троллинга для достижения наилучших результатов деятельности, создания комплексной методологии. Разрабатываемая нами комплексная методология измерения и оценки системы управления качеством с помощью системы отдельных и комплексных показателей позволяет одновременно контроли-ровать и совершенствовать реализуемые мероприятия и процессы, осуществ-лять на основе получаемых данных постоянный мониторинг качества. Сущ-ность методологии составляет применение методов контроллинга при совершенствовании системы управления качеством подготовки инженеров в техническом ВУЗе: сравнение и анализ по количественным, качественным показателям и характеристикам, разработка иерархической системы критериев измерения и оценки эффективности управления качеством. Результат - повы-шение качества подготовки инженеров.
1. Прикладная статистика в руках контроллера
Обоснование концепции синтеза критериев и алгоритмов принятия реше-ния при оценке системы менеджмента качества представляется перспективным проводить на основе методологии решения системных задач, поскольку функ-ционирование системы менеджмента качества определяется не столько абсо-лютными значениями показателей тех или иных ее характеристик, сколько изменениями отношений между ними. Она основана на анализе матрицы кор-реляционных связей между изучаемыми характеристиками и представлении ее в удобной для понимания форме. Методы прикладной статистики позволяют классифицировать показатели по силе их внутренней (факторный анализ) или внешней (канонический корреляционный анализ) связи, что облегчает анали-тический поиск и описание причин, приводящих к выявленной классификации, интегрально характеризующей структуру системной реакции.
Поиск компоновок структуры (строения, состава) организационной систе-мы на основе применения структурных моделей предопределяет оценку (ана-лиз) взаимосвязей структуры и целей оптимизации: структурной Z = {C1; C2; ..., Сn} и параметрической Р = {p1; p2; …, pm}. Такие соответствия компонентов структуры критериям (параметрам) целей организационной системы можно представить бинарным отношением Q* на прямом произведении множеств . Отношение Q* в свою очередь определяется матрицей инцидентности.
Факторный анализ (как часть прикладной статистики) позволяет объеди-нить в интегральные “блоки” - классифицировать - наиболее коррелированные между собой первичные показатели [2]. Анализ каждого из “блоков” (называе-мых латентными факторами) дает исследователю информацию для поиска пер-вопричин объединения первичных показателей, за которыми стоят механизмы функционирования. После проведения факторного анализа устанавливается изоморфизм между уровнями развития системы менеджмента качества и аль-тернативами выбора, которые формируют внешние и внутренние факторы. Это - задача принятия решения в условиях многокритериального выбора. Одним из наиболее употребительных способов ее решения является сведение к однокри-териальной путем введения некоего суперкритерия, т.е. скалярной функции векторного аргумента q0(x) = q0(q1(x), q2(x),…, qp(x)), где q1(x), q2(x),…, qp(x) - частные критерии. Задача сводится к максимизации суперкритерия:
(1) .
В рамках поставленных выше задач менеджмента качества наиболее целе-сообразным представляется использовать аддитивную критериальную функ-цию выбора вида q0(x) = a1q1(x)+ a2q2(x)+…+ apqp(x), где коэффициенты ai от-ражают относительный вклад частных критериев. Для разработки моделей системы менеджмента качества на уровне метасистемы могут также использо-ваться различные иные методы экспертных оценок [1].
2. Оценки эффективности управления качеством
Таким образом, предложена методология синтеза количественных критери-ев системы менеджмента качества, включающие в себя как современные мето-ды многомерного статистического анализа, так и математические методы мно-гокритериального выбора. Ее практическое применение на фактических данных системы менеджмента качества позволяет разрабатывать критерии оценки качества подготовки специалистов для обеспечения постоянного мони-торинга эффективности функционирования системы, достижения экономиче-ской выгоды от внедрения предлагаемых мероприятий, прогнозирования даль-нейшего развития и совершенствования системы образования.
При анализе "издержки-выгоды" используют характеристики финансовых потоков (см. [1, гл.5] и др.)- индекс рентабельности PI; чистую текущую стои-мость NPV; внутреннюю норму доходности IRR.
Многолетняя практика проведения анализа "издержки-выгоды" инвестиций в образование во многих странах показывает, что чаще всего этот анализ осно-вывается на вычислении внутренней нормы доходности IRR, а не альтернатив-ных критериев. В случае инвестиций в образование критерии NPV и IRR прак-тически всегда приводят к согласующимся выводам, и предпочтение IRR связано с тем, что этот показатель легче интерпретировать и использовать при выборе инвестиционных решений. Другое преимущество использования IRR при оценке инвестиций в образовании заключается в том, что при вычислении этого показателя нет необходимости делать какие-либо предположения о вели-чине коэффициента дисконтирования.
Различают социальную и частную IRR. Первая из них измеряет соотноше-ние между всеми затратами на образование, которые несет общество в целом, и теми выгодами, которые оно получает в результате инвестирования в образо-вание. При вычислении социальной IRR прирост доходов за счет образования учитывается до вычета прямых налогов, а затраты включают все источники (государственные, частные и др.). Частная IRR измеряет отношение между за-тратами отдельных индивидов на свое образование и теми выгодами, которые они получают в будущем. Частная IRR учитывает прирост доходов за счет об-разования после вычета прямых налогов, а затраты на образование включают лишь личные расходы обучающегося с учетом потерянных заработков (упу-щенной выгоды). Как частная, так и социальная IRR являются важными показа-телями экономической эффективности инвестиций в образование и служат достаточно надежным инструментом инвестиционного выбора. Однако их вы-числение может вызывать ряд проблем, а применение должно осуществляться с учетом всего комплекса СТЭЭП-факторов (социальных, технологических, эко-логических, экономических, политических) [1].
Литература
1. ОРЛОВ А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006. - 576 с.
2. ХАРМАН Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. – 486 с.
Публикация:
645. Ковалев С.В., Орлов А.И. Организационно-экономическая оценка эффективности управления качеством в инновационном вузе. – В сб.: Управление инновациями – 2007: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Р.М. Нижегородцева.- М.: Доброе слово: ИПУ РАН, 2007. – С.392-394.