Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пн дек 17, 2018 9:45 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вдумчивый невежда
СообщениеДобавлено: Вс мар 19, 2006 9:10 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Вдумчивый невежда
О книге В.Н. Тутубалина «Эконометрика: образование, которое нам не нужно» (М.: Фазис, 2004. - 168 с.)

К моменту выхода сочинения В.Н. Тутубалина появилось уже три издания моего учебника «Эконометрика» (суммарный тираж 11 тыс. экз.). Но прочел я ее только через полтора года (в марте 2006), за которые мой учебник скачали с сайта http://orlovs.pp.ru еще 6 тысяч читателей. Так что же, я обманул 17 тысяч студентов и специалистов? Навязал им образование, которое никому не нужно?
Отмалчиваться нельзя.
Читаю Тутубалина. Для начала убеждаюсь, что моего учебника он не знает. Нехорошо для лица, пытающегося давать оценку учебной дисциплине как таковой. Мог бы и в магазины с библиотеками зайти, и в Интернет заглянуть.
Откуда я знаю, что В.Н. Тутубалин не читал моего учебника? Не ссылается и не знает содержания. По тексту его книги ясно, что В.Н. Тутубалин не знает, что такое современная эконометрика. А главное доказательство - Тутубалин пространно критикует известную ему крупицу эконометрики за то, что в ней нет методов оценивания функции спроса. И даже строит некую эрзац-модель (с.99 и далее), впрочем, завершая обсуждение совершенно справедливыми словами: «Все это не имеет, однако, никакого экономического значения из-за нелепости исходной предпосылки» (с.104). А между тем способ оценки функции спроса по эмпирическим данным подробно рассмотрен в главе 2 моего учебника, и пропустить его никак нельзя, поскольку с него начинается содержательная часть «Эконометрики» (после общей информации во вводной главе 1). С этим способом знакомы еще и 20 тысяч читателей нашего «Менеджмента» 2000 г. издания, так что далее доказывать плохое знакомство В.Н. Тутубалина с литературой по тематике его сочинения (короче - невежество) нет необходимости.
Что же знает В.Н. Тутубалин из эконометрики? Совсем немного - оценивание параметров методом наименьших квадратов и применение этой математической техники в макроэкономике. В критике этого убогого раздела эконометрики В.Н. Тутубалин проявляет свойственную ему вдумчивость и глубину анализа. Действительно, такая эконометрика нам не нужна!
Критику это можно и продолжить. Тутубалин верит в «мартингальность дисконтированной цены акций» (уравнение (15) на с. 141), а на самом деле средняя цена акций всегда выше цены облигаций (бон), и их разность экономисты рассматривают как «плату за риск». Т.е. плату за то, чтобы избавиться от неопределенности (избавление от неопределенности, естественно, сочетается с уменьшением дохода). Так что критика В.Н. Тутубалиным финансовой математики еще более справедлива, чем ему кажется.
Итак, к настоящему времени распространены учебные сочинения по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе анализа подобных сочинений проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.Н. Тутубалин приходит к выводу: «Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача, которая произошла из-за чрезмерно настойчивых попыток применить вероятностно-статистические методы к анализу такого материала (динамика макроэкономических показателей), к которому они вообще не могут применяться. В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направление превратилось в схоластику, мало пригодную для преподавания студентам экономических специальностей. Но уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» (с.2). Именно так и поступил МГТУ им. Н.Э. Баумана, разработав адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины «Эконометрика» и выпустив соответствующий учебник.
Этот учебник соответствует общепризнанному определению эконометрики. Согласно Большому Энциклопедическому словарю (М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997), эконометрика – наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы - это, прежде всего, методы статистического анализа конкретных экономических данных, естественно, с помощью компьютеров.
Каким же образом в распространенных в России учебниках вместо большой науки «Эконометрика», включающей и развитый математический аппарат, и разнообразные практические применения, оказалась лишь убогая крупица? А именно - оценивание параметров методом наименьших квадратов и малообоснованные попытки применения этого оценивания в макроэкономике.
Для ответа надо вспомнить, что около 10 лет назад небольшая группа лиц (во главе с зам. директора ЦЭМИ РАН С.А.Айвазяном), получив гранты из-за рубежа, организовала внедрение эконометрики в российское образование. Они забросили в пару вновь созданных вузов западных эмиссаров, на основе записей их лекций подготовили учебные материалы, на западные деньги организовали летние школы для подготовки преподавателей, добились включения эконометрики в государственные образовательные стандарты. Так сказать, запустили троянского коня в наши вузы.
В результате не только зря расходуется время студентов и преподавателей. Происходит дискредитация математических методов в глазах студентов-экономистов. Хорошо известно, что в настоящее время человеческий капитал определяет степень успешности фирмы и страны в целом. И приходится констатировать, что человеческому капиталу нашей страны нанесен большой ущерб.
По поводу причинителей вреда можно повторить знаменитую фразу П.Н. Милюкова: «Что это - глупость или измена?» Другими словами - нанесен вред из-за профессиональной некомпетентности или сознательно, с целью ослабления нашей страны?
Будем надеяться, что ответ на этот вопрос найдет компетентный суд.
В настоящее время необходимо исправлять положение. Как и предлагает В.Н. Тутубалин, «уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» (с.2). Поскольку такими примерами наполнен наш учебник эконометрики, то его и можно порекомендовать для использования, во всяком случае, на первое время.

Проф. А.И.Орлов

2006-03-19


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Прошу высказать соображения
СообщениеДобавлено: Вс мар 19, 2006 9:12 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Предполагаю разослать отзыв на книгу Тутубалина В.Н. заинтересованным лицам и организациям.
Прошу помочь - высказать свои соображения и предложения по тексту.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Пришел отклик
СообщениеДобавлено: Вт апр 04, 2006 8:13 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Уважаемый Александр Иванович,
С большим удовольствием познакомился с Вашим сайтом и даже
вроде бы зарегистрировался, но когда попытался высказать свое
мнение о Вашем письме по поводу книжки Тутубалина В.Н., то система
не приняла мой пароль. Поэтому я использую ваш личный адрес.

Итак, Вы "наотмаш" громите В.Н. за то, что он не познакомился с
Вашим учебником и, соответственно, нещадно ругает "эконометрику".
Действительно, я тоже бы обиделся! Но во второй части письма Вы,
фактически поддерживаете тезисы Тутубалина - "такая эконометрика
нам не нужна".
Я не читал книжку Тутубалина В.Н., но знаком с электронной
версией Вашей "Эконометрики" (понравилась!!). Вы делаете
большое дело, активно пропагандируя и продвигая "настоящую" эконометрику. Но
если посмотреть книжные полки и, особенно, рабочие учебные планы
экономических вузов, то там царит "убожество", о котором говорите
и Вы, и Тутубалин. Мне кажется, что Тутубалин воюет именно с той
внедряемой убогой эконометрикой, которую не премлете и Вы. Так
может не стоит ссориться, а лучше объединить усилия?
Я наблюдал внедрение "Эконометрики" в Иркутском экономическом
вузе (ИГЭА, ныне БГУЭП). До "внедрения" был традиционный курс
"экономической статистики" со всеми ее достоинствами и
недостатками. Лично я недостатки пытался скомпенсировать, создав
очень небольшой прикладной курс "Прогностика для коммерсантов", включивший неплохой анализ и
прогноз временных рядов (с использованием, кроме трендовых
моделей, спектрального анализа и моделей типа "АРИМА"), нейро-технологии, нечеткую логику
и даже технический анализ - все это без особого внимания к теории,
но отрабатывалось на ПК. Интерес студентов был неплохой, освоение
- тоже. Затем пошло сверху внедрение "статистики1", "статистики2",
"эконометрики1", "эконометрики2" - огромное количество часов и
нуль знаний теории и навыков практического прогноза. Моя
"прогностика" оказалась ненужной (ведь ее нет в западных
университетах) - вот видите, я тоже "обижен"(хотя бывшие студенты
до сих пор обращаются ко мне за электронными версиями курса и
консультациями).
Мне кажется, одна из причин печальной ситуации с "эконометрикой"
состоит в том, что преподавание ее в экономических ВУЗах (я могу
говорить только за периферию) ведут не люди, получившие
математическое образование, а бухгалтера и экономисты, защитившие
диссертации, в которых упоминалось слово "регрессия". Зачастую им
не под силу обозреть (и тем более освоить и преподавать) огромное
поле настоящей эконометрики. Они только пересказывают то, что им
сказали западные "корифеи" на ФПК, проводимых по грантам (иногда
за рубежом), что изложено в толстых, но убогих переводных
учебниках. Вот с этим и надо бороться! Кажется, ваш сайт на это
тоже направлен?
Итак, резюмирую, возвращаясь к Вашему письму. Мне кажется,
что Вам не стоит воевать с В.Н.Тутубалиным.

С уважением,
профессор ИрГУПС, д.ф-м.н. Георгий Попов


Последний раз редактировалось Проф.А.И.Орлов Пн май 01, 2006 10:53 am, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Ответ Г. Попову
СообщениеДобавлено: Сб апр 08, 2006 3:32 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Уважаемый Георгий Васильевич!

Спасибо за письмо. Выставил его в форумах "Экономика и менеджмент" и "Преподавание". Надеюсь, что с доступами на наши форумы у Вас не будет проблем.

По сути обсуждаемых проблем.
Поскольку я веду курс эконометрики, а мои коллеги в него не вникают, то само название книги Тутубалина выглядит как нападение на мой курс и на меня как инициатора постановки такого курса. Надо отвечать на нападение. Тем более что Тутубалин по своему обыкновению (как и в 70-е, когда выпустил серию брошюр) не удосужился познакомиться с существующими работами.

Однако основной вред России принес не Тутубалин. Он как раз старается исправить положение. Измеряет параметры яиц и взвешивает скорлупу, стараясь приблизить статистику к жизни (жаль, что его книги нет в электронном варианте; я ее купил в интернет-магазине).

Основной вред принесли те, кто внедрял "убогую эконометрику".
Насколько я понимаю, этим занималась в интересах Запада и на западные деньги группа лиц, среди которых наиболее заметным является мой давний "друг" С.А. Айвазян (ЦЭМИ РАН). Другие фамилии - Мхитарян, Ершов, Катышев, Пересецкий, Елисеева. Базовые организации - РЭШ (т.н. Российская экономическая школа при ЦЭМИ), ГУ-ВШЭ, МЭСИ. К нам на факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э.Баумана никакая информация от этой компании не поступала, видимо, потому, еще в 1999 г. был им дан отлуп.

Поэтому я не очень представляю себе реальную картину внедрения "убогой эконометрики". Например, действительно ли главный виновник - С.А.Айвазян? Или кто-то прикрывался этим известным администратором? Известно ли Вам что-либо по этому вопросу? Например, какое УМО внедряет "убогую эконометрику"? Кто приглашает на ФПК?

С уважением, А.И.Орлов


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Вредители действуют по науке из ГУ-ВШЭ
СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 11:45 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
В Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ, www.hse.ru) работает научный семинар
"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ
В ЭКОНОМИКЕ, БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ".

Руководители семинара:
д.т.н., проф. Алескеров Фуад Тагиевич,
д.т.н., проф. Подиновский Владислав Владимирович

На заседании семинара 16 ноября 2005 г. состоялся доклад
«Противодействие обучению конкурента
и "троянское" обучение в экономическом поведении»
Докладчик: Поддьяков А.Н. (ГУ-ВШЭ)

Аннотация
В практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеет место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процессам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно - это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В докладе рассматриваются теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, конфликт, конкуренция, теория "принципал - агент", оппортунизм, создание трудностей, противодействие обучению, обман, троянское обучение, совладающее поведение.

История с эконометрикой может служить одним из примеров того, как способствуют снижению человеческого капитала в России путем внедрения обучения по ущербным программам.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт сен 06, 2007 6:46 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт сен 06, 2007 6:01 pm
Сообщений: 1
Здравствуйте, Александр Иванович!
Блуждал в сети, наткнулся на Ваш сайт и на эту статью. Прочитал и не сожалею о содеяном 8))).
К сожалению помочь ни чем не смогу, да и чем может помочь обыкновенный студент?! ;))
Теперь перейдем к статье. Был очень обрадован, что хоть кто-то еще думает о качестве образования, качестве учебной литературы в наше время. ВЫ посмотрите на книжные полки. Большинство книг, которые там находятся Ужасны. Я не раз покупал книги, а в последствии сожалел об этом. Мне пока трудно что либо судить о Ваших трудах, т.к. еще не прочел ничего (о чем сожалею), но верю, что они достойны похвалы и прочитаю (кстати, уже скачал электронную версию учебника :D ). Спасибо, что заботитесь о СТУДЕНТАХ. )))
Я считаю, что Вашим слушетелям крайне повезло.
Могу только пожелать успехов и крепчайшего здоровья.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб авг 20, 2011 5:47 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Спасибо за добрые слова.

Хорошо бы собирать критику "ужасных" книг. Кое-что есть в теме
"Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд"
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=548


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вдумчивый невежда
СообщениеДобавлено: Пн фев 13, 2012 8:18 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт фев 10, 2012 5:31 pm
Сообщений: 6
Проф. Орлов А.И.!
Знаете ли Вы как преподается эконометрика в российской провинции?
Думаю вряд ли! Если Вы сожалеете о том , что ее читают не математики-проф-лы.
О чем речь? Я из этой самой провиции. Из столицы, как выразился один из столичных жителей российской перди!
Мне, после много прочитанного здесь о состоянии эконометрического образования в РФ (если так можно выразиться), взяться за голово и тихо уединится в уголке и горько, заплакать от того как все же Вы далеки от народа! Или засмеяться над Вами,- как всетаки вы далеки от реального положения дел!
Пример 1: в двух филиалах "ВУЗов" этой перди эконометрика читается еще до того момента как студенты познакомятся с такой дисциплиной как статистика. Каково ?
Реакция администрации: А кого это волнует?! Вам, что больше всех надо? Не хотите ,- не надо, найдем другого!
Пример n-1: Ужасающе низкийй уровень математич. подготовки студентов,- две последних пары все группой находили арифм. средннюю, нашли решая (без утрирования) такие задачи: У Маши - 3 яблока , а у Пети 4 яблока. Сколько ,в среднем, яблок приходиться на одного чел? Вот это эконометрика !
Если Вы на "лекции" произнесете такие имена как Фишер, Стьюдент,- Вас побьют или сочнут за иностанца или ненормального.
Что такое график? как построить точку на плоскости (графике) по двум координатам это сегодня невыполнимая задача для 99% студентов таких ВуЗов! Раньше это называли школы для детей с ограниченными умств. способностями,- сегодня это наши провинц ВУЗы. Вузовского образования в провинции больше НЕТ!
Недаром Вас на форуме (как Архимеда в свое время просил А Македоский) многие просят открыть своеобразные курсы то "облегченной" то "ускоренной" подготовки эконометрике, это ведь не студенты, а преподы и научн сотрудники просят! У нас один такой научный "сотрудник", сын олигарха, вначале защитил кандидатскую, затем получил диплом о окончаении ВУза, а еще через год - доктора экономич наук. Так, между делом.
Зарплата нищенская ставка доцента -7,5 тыс. руб. Путин с 1 сенября12 года обещал, так и хочется сказать,-........ налить воды в бассейн.
Поезжайте, Вы, батенька, за пределы МКАД, да подальше , инкогнито , да посмотрите какой такой эконометрикой молодежь российская занимается?
Про себя скажу, что от трудов таких стал замечеать за собой, что не всегда теперь могу таблицу умножения припомнить, особливо на 7и на 8.
С уважением к Вам, преподаватель статистики и эконометрики, не математик и даже не экономист, но и не дворник. Пока.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вдумчивый невежда
СообщениеДобавлено: Пн фев 13, 2012 8:24 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт фев 10, 2012 5:31 pm
Сообщений: 6
Извините, не Архимеда, а Пифагора!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вдумчивый невежда
СообщениеДобавлено: Ср фев 15, 2012 3:50 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7970
Вопль души Arkadiy впечатляет.

С одной стороны, телевидение показывает нам еще более вопиющие картинки из жизни вузов - студентов вообще нет на занятиях, а дипломы вручаются.
Так что Arkadiy не в худшем положении - у него все-таки есть студенты.

С другой стороны, есть серьезно поставленное преподавание эконометрики не только в Москве и Ленинграде, но и в Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре, Новосибирске и иных провинциальных центрах.

С третьей стороны, даже в рамках одного вуза сочетаются две крайности. Например, в Российской экономической академии (теперь университете) им. Г.В. Плеханова на экономико-математическом факультете и факультете информатики я читал столь же серьезные курсы, что и в МГТУ им. Н.Э. Баумана и в МФТИ, а вот студенты других факультетов могли явиться на зачет по эконометрике, не зная, что такое метод наименьших квадратов.

С четвертой стороны, власти стараются развалить образование (вводя ЕГЭ, систему бакалавр-магистр, снижая реальную оплату труда), и это им удается.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB