Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт мар 28, 2024 11:46 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Уроки географии в школах Великобритании
СообщениеДобавлено: Сб май 28, 2016 9:46 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
От Гринвича
Дата: 26/05/2016
Тема: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ

Мои уроки географии в школах Великобритании


С НОЯБРЯ 2003 года я живу в Великобритании. Две мои дочери, Елизавета (16 лет) и Марфа (13 лет), ходят в школу – сначала ходили в начальную с 4 до 11 лет, а потом – в среднюю. Я тоже времени не теряла и решила узнать, что же это за загадочно прекрасное британское образование, о котором так мечтают многие россияне для своих детей. Я решила пойти работать в школу учителем географии (поскольку у меня диплом МГПУ им. В.И. Ленина, факультет географии и английского языка). Оказалось, что я могу работать по своему диплому только 4 года. Для того чтобы избежать этого ограничения, необходимо прослушать курс методики и практики преподавания географии – PGCE (Postgraduate Certificate in Education in Geography). Я нашла гибкий курс без отрыва от работы в Открытом университете. Подала заявку, прошла устное и письменное тестирование и приступила к учебе (к тому же платили стипендию на весь курс обучения в размере £6000, что было связано с тем, что в школах не хватало учителей географии).

В ходе обучения в Открытом университете я прошла стажировку в четырех школах (двух частных и двух государственных) продолжительностью от двух недель до двух месяцев. В своих записках я попробую осветить основные принципы преподавания географии в средних школах, охарактеризовать содержание программ по географии и объяснить, как оцениваются знания учащихся на уроках.

Содержание программы обучения в каждом классе построено в соответствии с основными вопросами на экзаменах за курс средней школы (GCSE). География после Year 9 (в России 7-й класс) является предметом необязательным (с 2015 г. после Year 8 – в России 6-й класс). Key stage 3 включает Year 7 (5-й класс), Year 8 (6-й класс) и Year 9 (7-й класс). Приведу примеры

изу­чаемых тем: «Погода и климат», «Экосистемы», «Население и миграции» и др.

Каждая школа и отдел географии вправе выбрать свою спецификацию. Экзаменационные программы в школах могут отличаться, но не принципиально. Есть похожие темы, например «Реки», «Побережья», «Тектоника плит», «Климат и погода Великобритании», «Население», «Промышленность», «Туризм», «Экономическое развитие», «Глобализация». Из года в год темы повторяются, но изучаются на новом уровне. Как видите, такой подход в корне отличается от российских программ по географии.

Два раза в году в школе проходит собрание для родителей. На одно из таких собраний пошли я, муж и младшая дочь Марфа, предварительно записавшись на сайте школы на встречу с каждым из преподавателей (такой сеанс с каждым преподавателем длится ровно 10 минут). Преподаватель по географии оказался очень молодым человеком, который пытался продемонстрировать нам, что уроки географии очень полезны и интересны. Вместо того чтобы обсуждать Марфину учебу, он стал рассказывать о том, как дети, например, изучают землетрясения, но не о том, почему они происходят, а о природных, социальных и экономических последствиях землетрясений.

Я сделала свой выбор – получить профессию учителя географии – после 8-го класса, когда моя школьная учительница (сейчас ведущий профессор на кафедре методики преподавания географии МГПУ И.В. Душина) в буквальном смысле слова открыла мне глаза на мир, ответила на многие вопросы из разряда «почему?», «где?» и «когда?». К сожалению, британским детям трудно найти ответы на эти вопросы, т.к. большинство тем, которые изучаются в российских школьных программах, здесь не изучаются или рассматриваются как отдельная тема в отрыве от сопутствующих тем. Британские педагоги пытаются изменять программу обучения (все время что-то дополняют или исключают), но в результате от этого страдают сами учителя, которые каждый раз переделывают тематическое планирование. При этом основная проблема не решается.

Одна из проблем состоит в отсутствии понимания британскими школьниками масштабности окружающего мира. Департамент Международного развития уже в течение почти десятилетия выделяет грант в размере £6 m на 60 месяцев для реализации программы Global Learning Programme, в которой может участвовать любая школа в Великобритании. Кратко суть программы изложена на сайте «Оксфама» (одной из общественных организаций из консорциума, выигравшего тендер).

Однако основная масса школ не принимает участия в программе, т.к. учителя не успевают справляться с основной работой. Как результат британские школьники не обучаются географии в ее глобальном масштабе, не понимают причин возникновения и взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями. Хотя на уроках учителя упорно «вдалбливают», что каждое явление имеет социальные, экономические и природные последствия (например, извержение вулканов, вырубка лесов или политика одного ребенка в семье в Китае). Курс школьной географии, состоящий из не связанных между собой логически, разрозненных тем, не формирует цельной картины мира, не направлен на развитие умений проводить анализ, формирование ассоциативного мышления, выявление взаимодействия и причин возникновения разных явлений и процессов.

***

Рассмотрим методы преподавания, используемые в британских школах. В государственной школе, анализируя мой урок, наставник-учитель сделала мне замечание, что я излишне подробно объясняю учебный материал, бесцельно тратя на это время урока. Она напомнила мне, что соотношение времени на объяснение и презентацию нового материала ко времени самостоятельного выполнения заданий должно быть 20% к 80%. В практике работы я отметила, что больше половины учащихся класса не справляются с заданиям в отведенное для этого время, т.к. они владеют сжатой информацией по рассматриваемому вопросу. Поэтому ставшая модной тенденция «учись сам» для большинства детей на практике не реализуется, а приводит к тому, что они становятся безнадежными троечниками и двоечниками.

В университетском курсе методики преподавания географии с пренебрежением говорится о методе «chalk and talk» («мел и говорение»), который представляет собой хорошо знакомое российским учителям традиционное объяснение с мелом у доски. Однако личные наблюдения в частных школах Wellington School и Taunton School (где родители платят большие деньги за обучение детей) позволяет сделать вывод о том, что в своей работе учителя активно используют этот метод и учат школьников по тем же программам, что и в государственных школах. Мел, конечно, часто заменяет фломастер, но сути это не меняет. Соотношение времени объяснения и презентации нового материла ко времени выполнения заданий на практике – минимум 50% на 50%. Вывод напрашивается сам: если вы хотите качественного образования, то оказывается, что нужен учитель, который будет учить.

В Англии существуют агентства, которые помогают государственным школам найти учителя на замену, когда основной учитель по каким-либо причинам не может вести урок. Как правило, учителей на замене дети любят, потому что на уроке можно безобразничать, ничего не делать, испытывать его или ее терпение. Некоторые учителя пытаются призвать к порядку строгостью, криком или заискивают перед детьми, пытаются им понравиться. Это отрицательная сторона такой замены. Положительная сторона состоит в том, что готовиться к уроку учителю, пришедшему на замену, не надо, т.к. основной учитель оставляет задание, которое надо выполнить школьникам на уроке. Я решила поэкспериментировать и стала выполнять задания сама, давать объяснения учащимся о том, как их надо выполнить, что писать в ответах и почему. Эффект превзошел все мои ожидания. Ученики были признательны, старательно переписывали ответы, а вопрос дисциплины был решен.

На мой взгляд, российские школьники по традиции могут самостоятельно учиться, выполнять задания, т.к. регулярно выполняют домашние задания. Система домашних заданий в Великобритании – это жалкое подобие – не боюсь так прямо и заявить – российской системы. В начальной школе в течение 6 лет учащимся задают 2 задания (часто только одно) в неделю. На мой взгляд, это катастрофа, т.к. детей с раннего возраста отучают от интеллектуального труда, не дают возможности учиться самостоятельно. В средней школе не лучше – от силы 2–3 задания в неделю. В результате британские дети все время дома проводят в интернете (на телефонах, айпадах, в компьютере). Подобная проблема существует и в России. Но российские школьники выполняют домашние задания каждый день. В британских частных школах заданий побольше, но все равно недостаточно для привития навыков трудолюбия и ответственности.

Марфа, моя младшая дочь, которая перешла в 6-й класс по российским меркам, получила задание по географии в первую неделю

обучения, которое состояло в том, что надо было нарисовать обложку к первой теме по географии «How the world can cope?» («Как наш мир справится с проблемами?»). А я вспомнила, как в 7-м классе школы №7 в Чапаевском переулке мы трепетали, когда И.В. Душина вызывала к большой контурной карте Московской области подписывать все реки. Реки – это непреложный неоспоримый факт, а какие мировые проблемы Марфа будет изучать, неизвестно, а как справиться с этими проблемами – на это существуют разные точки зрения. Может быть, самой проблемы не существует. Как, например, спорная проблема глобального потепления. Я думаю, что, в отличие от российской, в британских школах география – это в большей степени политическая и пропагандистская дисциплина, которая ориентирована на issues – проблемы социально-экономического характера. Из года в год изучаются одни и те же проблемы, а разница состоит в том, что чем старше класс, тем рассматриваются они более подробно и с различных точек зрения, с использованием конкретных примеров.

Кто же формулирует достойные педагогического внимания проблемы? Основные проблемы и цели для их решения формулируются Генеральной Ассамблеей ООН. На эти цели выделяются финансовые средства из различных источников (включая Евросоюз, крупные и более мелкие фонды), грантополучателями которых являются общественные организации.

На мой взгляд, изучение глобальных проблем человечества

отдельным курсом географии 10–11-го классов (как в России) имеет гораздо больший образовательный эффект.

***

Еще хочется остановиться на том, как готовят британских школьников к выпускным экзаменам. В процессе обучения учащиеся учатся отвечать на вопросы письменно в тетрадях, которые хранятся в классе и раздаются в начале урока. Каждый урок ученики составляют в тетради конспект урока, выполняют определенные задания. Учитель после урока должен проверить каждую тетрадь и написать свои комментарии: что было хорошо (what went well), что надо улучшить (even better still). Принимая во внимание, что в классе обучаются 30–35 человек, эта работа почти невыполнима, а комментарии порой едва понятны школьникам из-за почерка или из-за непонимания того, что от них требуется.

В британских школах учителя отмечают, что все обучение направлено в основном на натаскивание детей к сдаче экзаменов. Отчасти это является негативным последствием письменного экзамена (GCSE – экзамен за среднюю школу). Положительным следствием письменного экзамена является определенная объективность оценивания знаний по принципу «что написано пером, не вырубишь топором», а также развитие письменных навыков у обучаемых.

Британские учителя накопили колоссальный опыт в разработке различных заданий, что является полем деятельности для творчества каждого учителя. Кроме того, в стране существует большое количество интернет-сайтов в помощь учителям, а также проводится ежегодная конференция и выставка Ассоциации учителей географии, которая привлекает до 1000 участников для обмена опытом и обсуждения новых тенденций на рынке школьного образования.

В методике преподавания выделяют два понятия: assessment for learning и assessment of learning. Первое напрямую связанно с выполнением заданий на уроках или ответами на вопросы учителя и представляет «диагностическую оценку» урока (все ли всем было понятно). Второй термин – непосредственная оценка знаний, полученная, как правило, в результате тестирования по окончании изучения темы, семестра или года. Оценка за работу во время урока, как правило, не ставится, но можно поставить, например, печать в дневнике или дать наклейку в конце урока.

Россия в процессе перехода к рыночным отношениям и интегрируясь в европейское пространство, перенимает западные подходы к образованию, которые, на мой взгляд, не всегда приводят к позитивным результатам. Важно учитывать, что многие достижения Великобритании, такие как бесплатное школьное образование и медицинское обслуживание, были переняты у СССР. Инициатором такого рода преобразований здесь была Лейбористская партия, создание которой было связано с либеральным влиянием и деятельностью в Великобритании российского писателя и философа А.И. Герцена, жившего тут в изгнании. В последние годы после распада СССР и прихода к власти в Великобритании консервативного правительства бюджетные поступления в эти сферы существенно сокращаются. Ответ на вопрос, обсуждаемый в средствах массовой информации, является ли британское образование мифом, можно дать простой: это миф, потому что это разрекламированный рыночный продукт. И многие россияне едут «за туманом».

Может, не надо нам делать такой шаг «вперед», который на деле окажется двумя шагами назад?



Е.Ю. ШЕМЕЛИНА

ОБ АВТОРЕ. Е.Ю. ШЕМЕЛИНА – учитель географии в графстве Сомерсет, Великобритания, член международного комитета Ассоциации учителей географии Великобритании.






Это статья Официальный сайт газеты Советская Россия
http://www.sovross.ru

URL этой статьи:
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... sid=603038


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB