Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вт апр 16, 2024 9:12 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Образование через науку: опыт НУК ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана
СообщениеДобавлено: Чт авг 16, 2012 11:52 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11292
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ НАУКУ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ

А.И. Орлов
МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана

Образование через науку – основополагающий принцип соединения в единое целое научных исследований и учебного процесса. Менеджмент родился в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ядро экономической теории – экономика предприятия, прежде всего - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование. Продемонстрировано, как экономисты и менеджеры могут помочь коллективам разработчиков новшеств.
Ключевые слова: менеджмент, управление, крупномасштабные системы, организационно-экономическое моделирование, неформальная информационная экономика будущего.

Статья написана с позиций научного коллектива, к которому принадлежит автор, поэтому сначала – несколько слов о нашем коллективе. Инновационная деятельность и ее организационно-экономическое обеспечение, особенно в сфере наукоемкой продукции и высокотехнологичных производств, находятся в центре внимания коллектива научно-учебного комплекса (факультета) «Инженерный бизнес и менеджмент» старейшего (основан в 1830 г.) технического университета России – МГТУ им. Н.Э. Баумана. Наш коллектив занимается проблемами производственного менеджмента, т.е. экономики и организации производства, управления развитием крупномасштабных систем, менеджментом высоких технологий на наукоемких предприятиях и их объединениях. Назрела необходимость в объединении усилий подобных коллективов. Первый шаг – обмен информацией. В статье рассмотрен ряд направлений исследований нашего коллектива. Из многообразия проблем в этой области рассмотрим четыре сюжета:
1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском Техническом Училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана).
2. Основное ядро современной экономической теории – это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика).
3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование.
4. Организационно-экономическое обеспечение деятельности коллективов разработчиков новшеств.
Первые два сюжета посвящены нашему положению среди других научных и учебных коллективов, следующие два – конкретным работам.

1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском
Техническом Училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Нам хорошо известно, что «школа научного управления» основана на «русской системе обучения ремеслам», разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время – ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета, практические достижения Г. Форда. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выделению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников. В 70-е годы XIX века «русский метод обучения ремеслам» получил международное признание и распространение в США, Германии, Австрии, Франции и Швеции. Существо метода дополнялось четырьмя требованиями: минимальное время на изучение приемов работы; легкий контроль за последовательностью занятий; осмысленное систематическое усвоение приемов работы; легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника (в порядке возрастания сложности). Основные разработчики метода - Д.К. Советкин, А.П. Платонов.
Метод был хорошо известен в США. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования… В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться». Поэтому нет никаких сомнений в том, что «русский метод обучения ремеслам» был усвоен и широко применялся американскими и западноевропейскими инженерами и менеджерами конца XIX – начала ХХ веков (см. коммент. 1).
Легко видеть, что «русский метод обучения ремеслам» содержит в себе все основные идеи «научной школы менеджмента», с которой и начался современный менеджмент. Однако в учебной литературе по менеджменту, внедренной в России после 1990 г. конкурентами нашей страны, эту школу связывают исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда, француза А. Файоля и др. и относят к началу ХХ в. На самом же деле место и время рождения современного менеджмента – Москва, 60-70-е годы XIX в.
Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым. Традиционной стала ситуация, когда новшества разрабатываются в нашей стране, усваиваются за рубежом, а затем как западные достижения пропагандируются в России. Одним из сравнительно недавних примеров являются стандарты ИСО серии 9000 по менеджменту качества, появившиеся в 1987 г., которые являются аналогом «комплексных систем управления качеством продукции», разработанных в нашей стране еще в 50-е годы.
Итак, геополитические конкуренты нашей страны считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия – догоняющей стороной. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание искусственно сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике не рассматривается как новый этап менеджмента теория активных систем, созданная на базе Института проблем управления РАН, или отечественные разработки по перспективному научно-практическому направлению, известному как контроллинг (за исключением написанного нами учебного пособия по менеджменту [6]).
Подчеркнем, что мы не считаем возможным разделять менеджмент организации и управление государственными и муниципальными структурами. Согласно англо-русскому словарю, manage - заведовать, руководить, management - управление, manager – заведующий, правитель. В нашем учебном пособии по менеджменту [6] в качестве примеров эффективных (успешных) менеджеров рассматриваются полководцы (А.В. Суворов), руководители государства (И.В. Сталин). В любой крупномасштабной системе (на крупном предприятии, в интегрированной производственно-корпоративной структуре, в регионе, стране, на Земле в целом) задачи, модели, методы управления имеют гораздо больше общего, чем различного.

2. Основное ядро современной экономической теории
– экономика предприятия (инженерная экономика)
Итак, наука об управлении «родилась» около 140 лет назад в МГТУ им. Н.Э. Баумана (тогда ИМТУ). Важные вехи дальнейшего развития таковы
- 1929 г. – создание самостоятельной кафедры «Экономика и организация производства» http://www.ibm.bmstu.ru/ibm2/ ,
- 1993 г. – организация на ее основе факультета (ныне – научно- учебного комплекса) «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана (НУК ИБМ) http://www.ibm.bmstu.ru/ (см. коммент. 2).
Сфера деятельности факультета – промышленный менеджмент и управление производством. В соответствии с потребностями практики в 2005 г. введена новая учебная специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий», относящаяся к тогда же введенному направлению подготовки 220700 «Организация и управление наукоемкими производствами», предназначенному для обеспечения инженерами-менеджерами высокотехнологичных предприятий. Эта специальность - техническая, а не экономическая, она входит в сферу ответственности УМО вузов по университетскому политехническому образованию.
Мы полагаем, что экономическую теорию надо избавить от явно выраженного крена в сторону хрематистики (термин Аристотеля). Экономика – это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Основное ядро современной экономической теории – это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика [4]). Термин «инженерная экономика» представляется нам более адекватным, чем «экономика предприятия», особенно при рассмотрении задач управления развитием крупномасштабных систем. Рассмотрение экономических вопросов должно быть подчинено инженерной деятельности, организации производства. А производство должно работать ради удовлетворения потребностей общества. Прибыль – один из возможных инструментов управления, а не цель работы предприятия, тем более системообразующих крупномасштабных систем. Целесообразность применения «рыночных методов» для управления такими системами сомнительна.
Повторим, преподавание менеджмента должно начинаться с «русской системы обучения ремеслам». А современный этап развития организационно-экономической науки – это менеджмент высоких технологий, организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг, организационно-экономическое моделирование, теория активных систем и другие направления работ, ведущихся в МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИПУ РАН и иных научных центрах.
Распространенная в настоящее время квазирелигия «экономикс», посвященная пропаганде «рыночных отношений» как наиболее совершенных и преподаваемая в ряде вузов под неадекватным именем «экономическая теория», не соответствует потребностям организации производства и управления крупномасштабными системами. Она мешает принимать адекватные управленческие решения по управлению крупномасштабными системами, в том числе на государственном уровне.
Третьему тысячелетию нужна новая организационно-экономическая теория. Именно так – менеджмент (т.е. теория управления людьми) и экономика вместе. Рабочее название развиваемого нами варианта этой теории - неформальная информационная экономика будущего [7].
Термин «неформальная» подчеркивает независимость экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур. Термин «информационная» отражает все возрастающую роль информационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать революционный «переход количества в качество». Термин «экономика» означает, что изучается организационно-экономическая сторона деятельности общества. Термин «будущего» подчеркивает ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем, что предполагает преобразование ныне действующих хозяйственных систем и производственных отношений. Основные предшественники неформальной информационной экономики будущего – В.М. Глушков (ОГАС) и Ст. Бир (система Киберсин) . Современные информационные технологии и разработанные в XXI веке методы организационно-экономического моделирования и теории принятия решений позволяют адекватно реализовать их идеи (см. коммент. 3).

3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование

В работах НУК ИБМ выделим три направления (есть и другие) и кратко расскажем о них.
3.1. Организация и управление жизненным циклом продукции
Современный период мирового производственного и экономического развития всей популяции хозяйствующих субъектов отличается значительным ужесточением конкурентной борьбы. Сложившиеся условия отрицательно сказываются на конкурентоспособности и устойчивости функционирования отечественных высокотехнологичных предприятий. Принципиальное значение приобретают в современных условиях не только вопросы освоения современных рыночно-ориентированных методов планирования (в том числе стратегического), управления, организации и контроля производственно-хозяйственной и экономической деятельности, но и разработка новых логистикоориентированных концепций, подходов, методологий к стратегическому анализу и управлению организационно-экономической устойчивостью предприятий и интегрированных производственно-корпоративных структур в условиях риска и неопределенности.
В России начала XXI века высокотехнологичный комплекс, в котором сосредоточены почти все наукоемкие производства, находится в более тяжелом положении, чем остальная промышленность. С одной стороны, предприятия этого комплекса должны быть готовы выполнить государственный заказ, держать для этого мощности и ресурсы в «горячем резерве». С другой стороны, реальные объемы государственного заказа резко сократились, финансирование поступает нерегулярно. Поэтому предприятия высокотехнологичного комплекса вынуждены работать на рынок. Но не могут это делать на равных с гражданской промышленностью, поскольку отягощены необходимостью быть готовыми к выполнению госзаказа. В терминах теории оптимизации: для предприятий высокотехнологичного комплекса к критерию максимизации прибыли добавляется ограничение по поддержанию «горячего резерва» для выполнения госзаказа. Поэтому для руководителей предприятий этого комплекса важна не столько сиюминутная прибыль, сколько обеспечение организационно-экономической устойчивости своих предприятий в условиях неопределенности и риска, порожденных меняющейся внешней средой. Один из оправдавших себя вариантов решения этой проблемы – создание интегрированных производственно-корпоративных структур.
Современное неудовлетворительное состояние наукоемких промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса России требует развития новых нетривиальных подходов к организации производства и всей их хозяйственной деятельности. Резкое снижение государственного заказа сочетается с постоянным усилением конкурентной борьбы с западными производителями специальной техники.
Для обеспечения соответствия отечественного высокотехнологичного комплекса современному уровню рыночных отношений требуется коренная реструктуризация, переориентация и наладка производственно-хозяйственного механизма и системы управления предприятиями на стратегическом уровне. Повышение степени риска заставляет принимать стратегические решения вне циклов планирования. Несомненны актуальность и практическая значимость развития новых методологий, концепций, теоретических основ и организационно-экономических методов стратегического управления деятельностью наукоемких предприятий высокотехнологичного комплекса в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся инфраструктуры.
Научные исследования в области экономики, организации и управления промышленным производством ведутся в МГТУ им. Н.Э.Баумана уже полтора века. Однако развитие научно-технического прогресса ставит перед инженерами и экономистами новые задачи. Не только промышленность должна быть инновационной, но и образование. Как уже отмечалось, в 2005 г. введена новая инновационная учебная специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий». Для новой специальности понадобились новые учебники, основанные на последних научно-технических разработках, подкрепленных практическим опытом. Но сначала эти разработки должны быть проанализированы, сведены в систему и представлены в виде единой теории, нацеленной на непосредственное применение при решении практических задач, стоящих перед современной промышленностью и другими крупномасштабными системами.
Полученные результаты представлены в ряде научных монографий и учебников [1, 2, 12], отражающих подходы и результаты научной школы МГТУ им. Н.Э.Баумана по экономике и организации производства. Они посвящена проблемам организации, экономики, управления, проектирования, эффективности, устойчивости применительно к новой форме организации современного промышленного производства - интегрированным производственно-корпоративным структурам как одной из разновидностей крупномасштабных систем. Появление этой новой формы связано со столь сильным развитием горизонтальных и вертикальных связей между предприятиями, что при обсуждении вопросов организации производства, экономики и управления нельзя оставаться в рамках одного предприятия, необходимо рассматривать более сложные образования - интегрированные производственно-корпоративные структуры.
3.2. Контроллинг
В современных условиях эффективное функционирование инновационных предприятий и организаций возможно лишь при адекватном использовании различных форм и методов организационно-экономического обеспечения их деятельности. Все большее распространение приобретает концепция контроллинга. Согласно одному из определений контроллинг – это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, крупномасштабной системой).
Работы по развитию и внедрению методов контроллинга в России координирует Объединение Контроллеров (см. коммент. 4). В частности, с 2002 г. выходит ежеквартальный журнал «Контроллинг». В курс «Экономика предприятия» для студентов технических специальностей включен раздел по контроллингу, признанному необходимым не только для будущих экономистов и менеджеров, но и для инженеров различных специальностей.
Разработки отечественной научной школы в области контроллинга отражены в ряде монографий и учебников [3, 13, 14].
Общеизвестна роль экономико-математических и, в частности, статистических методов в деле обеспечения эффективного функционирования предприятий и организаций. В России развитием высоких статистических технологий занимается Российская ассоциация статистических методов. Экономико-математические и эконометрические методы играют важную роль в контроллинге.
3.3. Организационно-экономическое моделирование
Целью исследований в этой области является разработка концепции, методологии и теоретических основ создания, изучения и применения системы организационно-экономических методов, позволяющих повысить эффективность процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
3.3.1. Выработать концепцию и методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями. В частности, на основе классификации организационно-экономических методов и моделей управления производственными системами разработать систему инструментальных средств организационно-экономического моделирования, опирающуюся на современную методологию организационно-экономического моделирования.
Другими словами, необходимо было развить методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями, а именно, проанализировать теоретические инструменты организационно-экономического моделирования, дать классификации организационно-экономических методов и моделей, разработать методологию организационно-экономического моделирования и теоретические основы системы инструментальных средств, включающих вероятностно-статистические модели и методы анализа данных, экспертные технологии разработки управленческих решений, нечеткие и интервальные модели, рассматриваемые с точки зрения их применения для повышения эффективности процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями. В частности, следовало разработать концепцию нечисловых экономических величин и моделей, теорию построения рейтингов, вопросы использования индекса инфляции при анализе хозяйственной деятельности предприятия.
3.3.2. Провести организационно-экономическое моделирование процессов стратегического управления промышленными предприятиями, в частности, разработать новые технологии социально-экономического прогнозирования и дать рекомендации по их реализации, проанализировать проблемы горизонта планирования, целеполагания и дать характеризацию моделей с дисконтированием, рассмотреть организационно-экономическое моделирование при проектировании интегрированных производственно-корпоративных структур.
3.3.3. Дать системный анализ организационно-экономических моделей, предназначенных для использования в условиях неопределенности и риска, в частности, предложить классификации рисков, разработать методы системной оценки и анализа рисков, в том числе аддитивно-мультипликативную модель расчета рисков, проанализировать методологические проблемы построения моделей управления рисками.
3.3.4. Разработать организационно-экономические методы и модели в функциональных областях деятельности промышленных предприятий и их объединений, в том числе при решении задач информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений при управлении промышленными предприятиями, в инновационном, инвестиционном и экологическом менеджменте, при выявлении предпочтений потребителей промышленной продукции и при управления материальными ресурсами промышленного предприятия, развить новые статистические методы и модели управления качеством.
Решению сформулированных задач посвящены научные монографии и статьи, основанные на них учебники ([8, 9, 11] и др.). Исследования по организационно-экономическому моделированию ведет Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Организационно-экономическое моделирование (ОЭМ) – научная, практическая и учебная дисциплина, посвященная разработке, изучению и применению математических и статистических методов и моделей в экономике и управлении народным хозяйством, прежде всего промышленными предприятиями и их объединениями. Термин «экономико-математические методы и модели» (ЭММиМ) имеет близкое содержание. Отличаются эти термины акцентами. ОЭМ нацелено на решение задач организации (управления, менеджмента) и экономики с помощью моделирования. В ЭММиМ сильна математическая составляющая, не связанная непосредственно с проблемами реального мира.
При стратегическом планировании на российских предприятиях, особенно на уровне интегрированных производственно-корпоративных структур и крупномасштабных систем, должны использоваться современные методы организационно-экономического моделирования, основанные на интенсивном использовании математических и статистических методов.
В рамках НУК ИБМ ведутся теоретические исследования и прикладные разработки в области организационно-экономического моделирования, прежде всего в Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге. Основные места публикаций – журналы «Контроллинг» и «Заводская лаборатория». В качестве примера одного из направлений работ Лаборатории рассмотрим исследование проблемы устойчивости в моделях и методах разработки стратегии предприятия [10].

4. Устойчивость в социально-экономических моделях

Процессы стратегического планирования на промышленных предприятиях реализуются в реальных ситуациях с достаточно высоким уровнем неопределенности. Велика роль нечисловой информации как на «входе», так и на «выходе» процесса принятия управленческого решения. Неопределенность и нечисловая природа управленческой информации должны быть отражены при анализе устойчивости экономико-математических методов и моделей. Для обоснованного практического применения математические модели процессов управления промышленными предприятиями и основанных на них экономико-математических методов должна быть изучена их устойчивость по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей. Возможные применения результатов подобного исследования:
− получаем представление о точности предлагаемого решения;
− удается выбрать из многих моделей наиболее адекватную;
− по известной точности определения отдельных параметров модели удается указать необходимую точность нахождения остальных параметров;
− переход к случаю «общего положения» позволяет получать более сильные с математической точки зрения результаты.
Следовательно, необходима разработка и развитие теоретических основ и методологии обоснования, выбора и создания новых математических методов и моделей, направленных на рационализацию и оптимизацию управления экономической составляющей производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий на основе изучения их устойчивости по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей.
Реализованную нами исследовательскую программу целесообразно разбить на шесть направлений, посвященных решению следующих задач:
4.1. Развить методологию разработки математических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями, интегрированными производственно-корпоративными структурами, крупномасштабными системами, разработать общий подход к изучению устойчивости (общую схему устойчивости) таких моделей и методов и выделить частные постановки проблем устойчивости, в том числе устойчивость к изменению данных, их объемов и распределений, по отношению к временным характеристикам. Один из подходов к построению устойчивых методов и моделей - моделирование с помощью нечисловых объектов.
4.2. Разработать непараметрические (устойчивые к изменению распределения) статистические методы для решения конкретных задач управления промышленными предприятиями – для оценки характеристик, прогнозирования, сегментации рынка и др.
4.3. Установить связи между различными видами объектов нечисловой природы, построить вероятностные модели их порождения. На основе расстояний (показателей различия, мер близости) и задач оптимизации развить статистическую теорию в пространствах общей природы, Разработать методы моделирования конкретных нечисловых объектов.
4.4. Разработать асимптотическую статистику интервальных данных на основе понятий нотны и рационального объема выборки, развить интервальные аналоги основных областей прикладной статистики.
4.5. На основе концепции устойчивости по отношению к временным характеристикам (моменту начала реализации проекта, горизонту планирования) провести экономико-математическое моделирование ряда процессов стратегического управления промышленными предприятиями: обосновать применение асимптотически оптимальных планов, дать характеризацию моделей с дисконтированием.
4.6. Разработать устойчивые экономико-математические методы и модели процессов управления экономикой в функциональных областях производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, в частности, при использовании экспертных методов, в инновационном и инвестиционном менеджменте, при управлении качеством промышленной продукции, при выявлении предпочтений потребителей, при управления материальными ресурсами предприятия (см. коммент.5).

5. Чем специалисты по экономике предприятия и производственному менеджменту могут помочь коллективам разработчиков новшеств?

Предлагаем развернутую классификацию типовых этапов развития инновационного проекта.
5.1. Начальный этап – «Формирование идеи», которая ляжет в его основу. Рождение идеи - это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи обычно не предполагает.
5.2. «Оформление интеллектуальной собственности» состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть как физические, так и юридические лица. По мере движения по траектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договора по оформлению интеллектуальной собственности.
5.3. «Защита интеллектуальной собственности» состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.
5.4. «НИР по тематике инновационного проекта». Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этапа 4 отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в Интернете.
5.5. «Разработка опытного образца». Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому выделяем этап 5, на котором осуществляет переход от «слов» к «железу». Основным итогом этапа 5, который во многих случаях естественным образом вытекает из этапа 4, является «опытный образец» - устройство, посредством которого разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям и демонстрирует возможности будущего серийного изделия. Естественно, он подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых характеристиках доступна потенциальным покупателям. Достаточно часто этап 5 растянут во времени.
5.6. «Маркетинговые исследования». Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, коллективы разработчиков новшеств обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах, в частности, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо.
Необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждения характеристик потенциальных потребителей также ведутся, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После этапа 5 наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым маркетинговым исследованиям.
5.7. «Оценка эффективности». Если этап 6 показывает целесообразность дальнейшей проработки заявки на коммерциализацию инновационного проекта, то далее - оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный, производственный, финансовый планы, оценку и методы управления рисками при реализации проекта и др. Должны быть оценены различные характеристики экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты.
5.8. «Экспертиза». На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания.
5.9. «Интернет-аукцион». В его результате может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инновационного проекта. Интернет-аукцион, как и экспертиза, может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла - от оформления прав на интеллектуальную собственность до внедрения результатов. К заказчикам и инвесторам целесообразно обращаться с бизнес-планом, используя современные информационные технологии проведения Интернет-аукционов. Подчеркнем ведущую роль «электронных» экономических связей субъектов инновационной деятельности, необходимость развития информационной и цифровой культуры, роль мощного центрального игрока, обеспечивающего использование систем электронной коммерции и средств организационно-технологического обеспечения.
5.10. «Подготовка к внедрению - ОКР и технологическая модель». Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта - опытно-конструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. Этап завершается подготовкой «технологической модели», посредством которой разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. Технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после проведения Интернет-аукциона и получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со стороны коллектива разработчиков первоначальной идеи. Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков первоначальной идеи действует в составе научно-производственного объединения, то этап 9 может быть проведен силами «материнского» НПО.
5.11. «Внедрение и выход на рынок». Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой конец инновационной составляющей проекта и переход к типовой ситуации производства продукции.
5.12. «Контроль после внедрения». Однако коллектив разработчиков должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должна быть закреплена в договорах, заключенных по итогам Интернет-аукциона.
5.13. «Оценка эффективности реализации проекта». Очевидно, должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные последствия реализации проекта - социальные, технологические, экологические, экономические, политические В частности, для инвесторов представляет интерес (дисконтированный) срок окупаемости.
Судя по опыту МГТУ им. Н.Э.Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств. Остаются неизученными предпочтения потребителей, сопоставление с разработками конкурентов является отрывочным, прогнозирование научно-технического прогресса и соответствующих изменений рынка не проводится. В результате отсутствуют как представление об объеме будущих продаж предлагаемого к реализации новшества, так и обоснование цены. Не анализируется структура потенциальных потребителей и функция спроса. Маркетинговые исследования не относятся к сфере деятельности коллективов разработчиков конкретных новшеств и должны проводиться профессионалами-маркетологами, естественно, в сотрудничестве со специалистами в конкретной научно-технической области.
Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки, то следующим этапом является подготовка бизнес-плана, в котором, в частности, должен быть оценены различные характеристики общего экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов - социальные, экологические, технологические ... Практика показывает, что коллективы, занимающиеся научно-технической стороной заявки, не в состоянии самостоятельно разработать полноценный бизнес-план, поскольку такая деятельность не входит в круг их профессиональных занятий.
На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Организовывать и проводить такие процедуры должны профессионалы в области теории и практики экспертных оценок.
Итак, для успешного осуществления инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, предлагающих заявки к рассмотрению, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура (организация), занимающаяся организационно-экономическим обеспечением. А именно, маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий [5].
Работы по организационно-экономическому моделированию инновационных процессов наш научный коллектив ведет в тесном взаимодействии с другими идейно близкими коллективами, с академическими институтами (Институт проблем управления, Центральный экономико-математический институт, Институт системного анализа, Вычислительный центр РАН и др.), вузами (МФТИ, МАИ, МГТУ «СТАНКИН», МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИУ и др.), организациями и предприятиями промышленности.
Образование через науку – основополагающий принцип соединения в единое целое научных исследований и учебного процесса [15]. В частности, наши учебники ]2, 8, 9, 11] и учебные программы соответствующих учебных дисциплин составлены на основе недавних научных статей нашего исследовательского коллектива.

Комментарии

1. Информация о «русском методе обучения ремеслам» содержится в любом описании истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, например, в фундаментальном издании, выпущенном к его 175-летию: Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. 2-е изд., доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 464 с.
2. История развития экономики и организации производства в нашей стране описана в книгах С.Г. Фалько: Экономика и организация производства: к 80-летнему юбилею кафедры ИБМ-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 288 с.; Эволюция концепций управления предприятиями промышленности. – М.: ЦЭМИ РАН, 2007. - 50 с.
3. Основной Интернет-ресурс по неформальной информационной экономике будущего viewtopic.php?t=570 просмотрен уже 38 тыс. раз (на 27.02.2011). К основным публикациям, кроме [7], можно отнести доклад http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#stats-10-nefor и статью: Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего – базовая организационно-экономическая теория // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2010. No.2. С.55-67; список публикаций по этой тематике на 27.02.2011 включает 14 названий viewtopic.php?t=951 .
4. Информация о различных направлениях деятельности Объединения контроллеров представлена на сайте http://controlling.ru/. В МГТУ им. Н.Э.Баумана действует научно-исследовательская Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html.
5. Исследовательская программа реализована в диссертации Орлова А.И. «Разработка и развитие устойчивых экономико-математических методов и моделей для модернизации управления предприятиями» на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики, защищенной 13.10.2009 в МГТУ «Станкин».

Литература

1. Бром А.Е., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Методология, методы и модели организационно-логистической системы управления жизненным циклом наукоемкой продукции. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 280 с.
2. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. – М.: Экзамен, 2008. 621 с.
3. Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.
4. Кочетов В.В., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Инженерная экономика / Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. 668 с.
5. Орлов А.И. Инновационная деятельность: организационно-экономическое обеспечение и Интернет-аукционы // Проблемы информационной экономики. Выпуск VII. Стратегия инновационного развития российской экономики: Сб. научных трудов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. С.325-345.
6. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 475 с.
7. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. № 1. С.89-105.
8. Орлов А.И. Прикладная статистика. – М.: Экзамен, 2006. -671 с.
9. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2006. - 576 с.
10. Орлов А.И. Устойчивые математические методы и модели / Заводская лаборатория. 2010. Т.76. № 3. - С.59-67.
11. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 4-е, дополн. и перераб.. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 572 с.
12. Проектирование интегрированных производственно- корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н.Анисимов, А.А.Колобов, И.Н.Омельченко, А.И.Орлов, А.М. Иванилова, С.В. Краснов; Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
13. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 256 с.
14. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.
15. Орлов А.И. Высокие статистические технологии - из науки в преподавание. - В сб.: Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 555-556.


Доклад на конференции «Научные проблемы современного образования» (20-21 октября 2012 года, Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ)).


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB