Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Сб окт 19, 2019 2:54 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: В лексикон правящего режима возвращается слово планирование
СообщениеДобавлено: Пн янв 28, 2013 11:31 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
П.С. Дорохин: В наш лексикон возвращается слово планирование, а это уже о многом говорит…
2013-01-28 11:12
По материалам «Регионы России», Наталья Вербицкая

– Планы комитета Госдумы по промышленной политике вполне осуществимы при наличии политической воли. И мы видим, что 80% наших предложений Владимир Путин включил в свою программу, – рассказал «Регионам России» депутат Госдумы от фракции КПРФ, заместитель председателя комитета ГД по промышленности, член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ П.С. Дорохин. Он поделился с «РР» своим видением работы комитета, рассказал о результатах своей работы и о планах, которые должны быть осуществлены в 2013 году.

– Павел Сергеевич, в каких направлениях вы как заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности работаете сейчас? С какими проблемами вы сталкиваетесь?

– Я как зампред комитета по промышленности веду вопросы модернизации промышленности, развития элементной базы стратегических материалов, материально-технического сотрудничества. В связи с проблемой модернизации промышленности мы решаем вопрос о необходимости принятия закона о государственной промышленной политике – он будет дополнять закон о стратегическом планировании, который уже внесен в Думу.

Сейчас проходят слушания по законам о гособоронзаказе, о фонде перспективных исследований, о федеральной контрактной системе. Многострадальный закон о государственной промышленной политике остается последним. Общие положения закона были внесены рабочей группой Торгово-промышленной палаты РФ. Накануне мы провели два совместных заседания с комитетом по промышленной политике ТПП, и председатель комитета ТПП Валерий Платонов, президент ТПП Сергей Катырин и вице-президент Александр Рыбаков поддержали закон. После двух заседаний мы приняли решение провести в первом квартале еще ряд слушаний вместе с экспертным сообществом из разных направлений промышленности. После этого я как субъект законодательной инициативы буду вносить законопроект в Думу и приглашу несколько коллег-депутатов присоединиться.

– Когда планируется внесение законопроекта о государственной промышленной политике?

– Я думаю, в конце первого квартала. Обсуждение документа будет проводиться в январе-феврале. Я предложу поучаствовать в этом своему коллеге Владимиру Гутеневу, и, возможно, мы совместно внесем законопроект в Думу. Документ должен получиться всеобъемлющим, чтобы он дополнял закон о стратегическом планировании. Поэтому параллельно мы работаем с Экспертным управлением президента и правительством.

В работе над законом мы не делимся ни на какие комитеты и работаем слаженно, понимая, что новая индустриализация – это как раз та часть промышленной политики, которая необходима для страны. Изношенный парк станков и оборудования, которое в некоторых отраслях устарело на 70%, нужно заменять на новое технологическое оборудование и делать это своевременно, как в 60-70 гг. Раньше мы закупали самые передовые технологии за рубежом, их дорабатывали наши инженеры-конструкторы, а в итоге мы получали нашу готовую продукцию. Я думаю, что совместными усилиями мы сможем через 20 лет все сбалансировать и сделать индустриализацию и промышленную политику локомотивом всей российской экономики.

– Для этого потребуется большой период времени.

– Безусловно. Но мы считаем, что это вполне осуществимо при наличии политической воли. В наш лексикон возвращается слово планирование, а это уже о многом говорит. Президент на основе предложенного КПРФ патриотизма, призвал все общество к консолидации в решении социально-экономических вопросов. То, что разработала каждая фракция, депутаты КПРФ сейчас положили на стол к президенту, и мы видим, что 80% наших предложений Владимир Путин включил в свою программу.

– Как фракция КПРФ относится к вступлению России в ВТО?

– Мы выступали против вступления в ВТО, потому что сначала надо проводить модернизацию, чтобы поднять нашу конкурентоспособность, и уже после этого входить в ВТО, а не наоборот. Но поскольку данное стратегическое решение уже принято, сейчас мы выступаем за то, чтобы адаптационный период внутри страны был увеличен.

При этом если у государства будет сильная политика и воля в продвижении государственных интересов, то и мы сможем продвигать продукцию наших промышленных предприятий в рамках мейнстрима. Когда государство проявляет волю, с ним считаются и именно его машины и оборудование начинают выбирать.

– Как вы в целом оцениваете итоги 2012 года?

– В 2012 году сделано очень много. Мы с правительством пришли к консенсусу по большинству вопросов промышленной политики, выдвинули ряд законопроектов, которые проходят сейчас обсуждение. Эти законопроекты были разработаны при нашем депутатском участии.

– Озвучьте ваши планы на 2013 год по работе фракции и комитета, какие инициативы вы намерены реализовать?

– Как я уже говорил, мы планируем внесение закона о государственной промышленной политике. В Свердловской области у нас есть договоренность с вице-губернатором Яковом Силиным, что раз в два месяца мы проводим встречу с директорами региональных предприятий, слушаем проблемы, посещаем предприятия. Я занимаюсь территорией южнее Нижнего Тагила – это пласт предприятий Екатеринбурга, Каменска-Уральского. Я буду в хорошем смысле слова лоббировать интересы этих предприятий на федеральном уровне как депутат, избранный от Свердловской области.

http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/114835.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: В лексикон правящего режима возвращается слово планирова
СообщениеДобавлено: Вт янв 14, 2014 4:08 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
Е.Примаков: Без госпланирования России Запад не догнать

Без государственного индикативного планирования экономического роста России невозможно будет преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран, заявил член президиума РАН Евгений Примаков, занимавший пост главы правительства РФ в посткризисные 1998-1999гг., сообщает Торгово-промышленная палата РФ.

По мнению бывшего премьер-министра, принцип, согласно которому свободная игра экономических сил, а не государственное планирование, обеспечивает социальную справедливость, "не выдержал столкновений с действительностью и в капиталистических странах".

Как отметил Е.Примаков, проблемы в экономике РФ, названные, в частности, в президентском послании Владимира Путина, являются следствием именно недостаточной роли государства в экономике.

"Конечно, это не означает навечного доминирования государства в экономике. Но это необходимо в определенные исторические периоды, а я считаю, что сегодня мы находимся именно в таком периоде", - отметил Е.Примаков, добавив, что в США и ЕС во время кризиса 2008-2009гг. было усилено влияние государства на экономику, и такой тренд сохраняется.

По мнению бывшего премьер-министра, чтобы простимулировать экономический рост, необходимо реализовывать крупные инвестиционные проекты и восстановить разрушенные в 90-е гг. отрасли промышленности, в первую очередь машиностроение. "Постиндустриальное общество - это не только хай-тек и сфера услуг. В тех же постиндустриальных США сегодня существует тенденция восстановления для покрытия внутреннего спроса производств, ранее вытесненных в развивающиеся страны", - продолжил он.

При этом Е.Примаков отметил, что у государства существуют крупные финансовые резервы, которые не используются в целях экономического роста из-за плохого администрирования. Потери ресурсов, в частности, связаны с неравномерным выполнением бюджета в течение года, оттоком капитала в офшоры, низкой эффективностью управления инвестпроектами. Также важным препятствием роста экономики является инфляция, причиной которой являются не "монетарные факторы", а "олигархический монополизм" и рост тарифов.

В 2013г. правительству России так и не удалось сосредоточиться на системе мер, необходимых для экономического роста, а курс на приватизацию и децентрализацию производства может иметь негативные последствия, заключил Е.Примаков.

14 января 2014 г.

http://top.rbc.ru/economics/14/01/2014/899307.shtml


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: В лексикон правящего режима возвращается слово планирова
СообщениеДобавлено: Пн май 12, 2014 8:22 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
Возвращение планирования
Автор Александр МЕШКОВ.

Это необходимое условие экономического роста — так считают участники Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий».

ЕЩЁ В 60-Е ГОДЫ прошлого века один из всемирно известных экономистов — американец Джон Гэлбрейт пришёл к выводу о том, что планирование — это объективная потребность современной промышленности. Потребность в нём объясняется усложнением технологии, значительным увеличением капиталовложений в новую технику, повышением требований к организации производства. Основой и главным инструментом замены рынка планированием Гэлбрейт считал развитую корпорацию, а экономическую деятельность государства рассматривал как необходимый элемент, «венчающий здание планирования». Учёный отмечал схожие черты руководства промышленным предприятием в советских условиях и на Западе, хотя и обращал внимание на существующие отличия. Он считал, что обе системы переросли рынок. В своё время эти мысли казались крамольными.

Но в начале 1990-х в России даже умеренные идеи Гэлбрейта выглядели уже в глазах новой элиты чересчур «красными». Новые правители и их научная обслуга торопились вычеркнуть из истории практику многих десятилетий управления хозяйственной деятельностью. Планирование высмеяли и сдали в архив. Все надежды возлагались теперь на «саморегулирование рынка». Любопытно, что о «системе оптимального функционирования экономики» и об экономико-математическом моделировании, задуманных как средство противостоять «рыночным прожектам» в странах Восточной Европы, иные их отцы-основатели и пропагандисты в Центральном экономико-математическом (ЦЭМИ) и других институтах Российской академии наук напрочь забыли. Николай Петраков и Станислав Шаталин в годы перестройки фактически стали советниками Горбачёва, а бывший старший научный сотрудник Андрей Вавилов при Ельцине не только занял пост первого заместителя министра финансов, но благодаря высоким должностям научился находить для себя золотоносные клондайки.

Однако не все экономисты, которые ранее разрабатывали упомянутую тематику, пытались «попасть в струю». В резкой оппозиции к проводимой социально-экономической политике оказался академик-секретарь отделения экономики РАН Дмитрий Львов, который вместе со своими соратниками обосновал необходимость возвращения народу присваиваемой олигархами природной ренты. После дефолта 1998 года неожиданно улучшились показатели хозяйственной деятельности промышленных предприятий (как оказалось, ненадолго). Воспрянули духом экономисты — противники либертарианских доктрин и приверженцы развития реального сектора экономики. Под началом члена-корреспондента РАН Георгия Клейнера в ЦЭМИ стали проходить всероссийские симпозиумы «Стратегическое планирование и развитие предприятий». В нынешнем году участники этих форумов отметили их 15-летний юбилей. Новый многочисленный симпозиум состоялся в апреле, в феврале же на встрече Путина с группой учёных-экономистов РАН Клейнер обратил внимание президента на болевые точки микроэкономики, которая имеет не менее важное значение, чем макроэкономика. У предприятий нет представительства в органах государственной власти. Отсутствует центр, который бы изучал и анализировал обстановку на них.

(Отметим, что стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, нацеленных на выполнение стратегических задач, рассчитанных на десятилетия. Конечно же, без знания микроэкономики, отслеживания происходящих в ней процессов разговоры о таком планировании теряют всякий смысл.)

Именно от эффективности предприятий зависят конкурентоспособность экономики в целом, её инвестиционная привлекательность, доказывал учёный президенту. Но положение на них тревожное: треть стабильно убыточна, многие практически не закупают нового оборудования. Кстати, на симпозиуме Клейнер привёл новейшие данные. Согласно последним исследованиям, на подъёме находятся только 2 процента российских предприятий. В устойчивом положении — 44 процента, нестабильном — 42 процента, тяжёлом — 13 процентов. Более половины не чувствуют уверенности в завтрашнем дне.

Директор Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда) Владимир Ильин привёл цифры, которые свидетельствуют об ухудшении положения в отечественной экономике после якобы последовавшей вслед за кризисом «нормализации». Постепенно падают темпы роста ВВП, инвестиций, прибыли. Зато «чистый вывоз капитала — та болезнь, которая сжирает всю экономику страны» — после понижения стал опять повышаться.

Эти результаты состоят из слагаемых величин в региональной экономике. Крайне низки темпы роста территориальных бюджетов. В культурных и экономических центрах Уральского и Сибирского территориальных округов спад собственных доходов увеличился от 4 до 25 процентов. Происходит сворачивание безвозмездной финансовой помощи государства, увеличиваются социальные обязательства, которые перекладываются на региональные бюджеты. Президент настаивает на повышении зарплаты учителям, работникам здравоохранения — это хорошо, но тем самым обескровливаются упомянутые бюджеты. Наблюдается беспрецедентное падение налогов на прибыль, которые идут в региональные бюджеты. Фактически все субъекты Российской Федерации имеют отрицательный бюджетный баланс. На какие средства создавать тогда 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест? Одним из факторов низкой наполняемости бюджета Владимир Ильин считает неэффективное управление государственной собственностью. Однако этот вывод можно распространить и на частные корпорации и фирмы.

«В результате проводимого курса в стране сложилась смешанная система государственно-олигархического типа, и никакое ручное управление уже не выведет её на траекторию устойчивого развития», — считает экономист. В качестве примера он привёл сталелитейную и горнодобывающую компанию «Северсталь». Совет директоров корпорации сделал ставку на стратегию развития, ориентированную на транснациональный бизнес. Она оказалась убыточной, в том числе из-за высоких затрат на содержание зарубежных отделений холдингов.

Использование трейдерских схем при экспорте металлопродукции, когда большая часть прибыли остаётся в офшорах, — ещё одна причина бюджетных недопоступлений. Кроме того, бюджет теряет средства в результате деятельности «консолидированной группы» налогоплательщиков, отличительная черта которой — сложный и непрозрачный режим налогооблагаемой базы.

Более подробно на теме деофшоризации остановился заведующий лабораторией ЦЭМИ Юрий Петров. Докладчик предложил на основе стратегического планирования сформировать систему информационно-статистического обеспечения деофшоризации; бороться с агрессивным налоговым планированием, которое построено на уменьшении поступлений в бюджет, а также с ошибками и сомнительными операциями при составлении платёжного баланса; закрыть все налоговые щели. И, конечно же, расторгнуть соглашение об избежании двойного налогообложения при размещении капиталов на Кипре. Ведь переход от ресурсной модели к новой индустриализации, увеличение ВВП — эти задачи невозможно решить без оставления прибыли в России.

Необходим принципиально иной подход. По мнению доктора экономических наук, заместителя заведующего кафедрой институциональной экономики Государственного университета управления Альберта Зарнадзе, ориентация на максимизацию прибыли является рудиментом экономики, заводит в тупик. Нельзя управлять исходя только из данного показателя, это приводит к катастрофам, подобно происшедшей на Саяно-Шушенской ГЭС.

В народном хозяйстве критический износ оборудования достигает 75 процентов. Полностью исчерпал свои ресурсы работающий аппарат в энергетике. За 20 лет в России не построили ни одного крупного предприятия, не освоили ни одного крупного месторождения. Из-за потери производственного аппарата страна рискует потерять государственность. Доктор экономических наук Виктор Волконский акцентировал внимание на такой проблеме, как изъяны неотраслевого планирования. Все экономические чудеса ХХ века связаны с планированием; в странах, которые ныне стали развитыми, разрабатывались пятилетки. Чтобы побороть экспортно-сырьевую ориентацию, надо устанавливать совершенно другие цены на продукцию разных отраслей обрабатывающей промышленности. И для этого, конечно же, необходим самостоятельный орган — Госплан. Этот орган, который отвечает перед всей страной, способен привлечь специалистов, не допустить «голландскую болезнь», организовать масштабное перераспределение ресурсов.

Последние события в экономико-академической среде (кампания в защиту существования РАН, итоги Московского экономического форума-2014 и выводы большинства ораторов 15-го Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий») показывают: на поприще экономической науки государственники начали теснить приверженцев либерально-монетаристских подходов. Но, к сожалению, именно либералы определяют сегодня политику правительства. Поэтому вряд ли в ближайшее время планирование вернётся в реальную практику принятия экономических решений в нашей стране.


Опубликовано в газете "Правда" №49 (30111) 13—14 мая 2014 года

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php?start=10


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: В лексикон правящего режима возвращается слово планирова
СообщениеДобавлено: Вс сен 28, 2014 9:15 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 20 июня 2014 года
Одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года
Опубликован 3 июля 2014 г.
Вступает в силу: 11 июля 2014 г.

Статья 47. Заключительные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2015 года разработать план подготовки предусмотренных настоящим Федеральным законом документов стратегического планирования, содержащий сроки разработки и утверждения (одобрения) документов стратегического планирования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2016 года:
1) разработать нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
2) создать федеральный государственный реестр документов стратегического планирования в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
3) осуществить информационное обеспечение стратегического планирования в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2017 года:
1) разработать документы стратегического планирования в соответствии с планом подготовки документов стратегического планирования, предусмотренным частью 1 настоящей статьи;
2) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока, если иное не установлено Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные целевые программы реализуются до окончания срока их действия.

Президент Российской Федерации
В. Путин


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: В лексикон правящего режима возвращается слово планирова
СообщениеДобавлено: Пн фев 01, 2016 9:48 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
Есть ли в России стратегическое планирование?

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н..
Закон о стратегическом планировании был принят полтора года назад. Учел ли он ошибки прежнего закона? Появилась ли в России стройная система стратегических документов?
В 2014 году на смену Федеральному закону от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который был правовой основой государственного прогнозирования и программирования, пришел Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Некоторые аспекты нового закона мы проанализировали в статье «Процесс стратегического планирования: правовой аспект».
Закон вступил в силу в июле 2014 года, то есть полтора года назад. Успел ли закон как-то повлиять на систему стратегических документов или мы сохраняем бессистемную кучу концепций и стратегий по различным направлениям? Повторяет ли новый закон ошибки прежнего закона о государственном прогнозировании?
________________________________________
ОШИБКИ СТАРОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
В соответствии с Законом № 115-ФЗ разрабатывались государственные прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Аналогичные документы принимались на уровне субъектов Российской Федерации.
Однако указанный Закон № 115-ФЗ действовал не в полной мере. Например, в 2008 году Минэкономразвития России подготовило проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2008 года № 1662-р), это так называемая «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» разрабатывалась не по правилам Закона № 115-ФЗ, а в соответствии с поручением Президента РФ, данного по итогам заседания Государственного совета РФ 21 июля 2006 года. Но и этот труд рисковал остаться не законченным, если бы не очередное поручение Президента РФ на совещании с Правительством РФ по экономическим вопросам 1 ноября 2007 года, которым предписывалось активизировать работу над Концепцией.
Из предусмотренных Законом № 115-ФЗ прогнозов и программ регулярно принимались только среднесрочные программы социально-экономического развития РФ. Но периодичность их принятия не была связана с требованиями Закона, а скорее была обусловлена политической необходимостью.
Закон № 115-ФЗ не конкретизировал правовой статус концепций социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Вопросы разработки и содержания долгосрочных программ должны были регулироваться Правительством РФ. Такое понижение статуса концепций до уровня постановлений Правительства РФ создавало опасность их неисполнения федеральными министерствами и ведомствами, что и происходило на практике. Это касалось и среднесрочного, и краткосрочного прогнозирования и программирования. Например, после принятия Закона № 115-ФЗ вышло распоряжение Председателя Правительства РФ о разработке программы социально-экономического развития на 1997-2000 годы, однако оно было проигнорировано.
Тут надо вспомнить, что именно в 1998 году был дефолт, и это не могло быть случайностью. Такие результаты могли быть связаны с полным отсутствием среднесрочного прогнозирования в тот период, либо сознательным желанием некоторых должностных лиц уйти от возможной ответственности неисполнение Закона № 115-ФЗ и поручений Председателя Правительства РФ. Связь между дефолтом 1998 года и отсутствие системы прогнозирования нужно иметь в виду при анализе текущей экономической ситуации.
Есть несколько причин отсутствия системы прогнозирования и программирования на долгосрочную перспективу, то есть фактической неработоспособности Закона № 115-ФЗ. Во-первых, это коллизии в законодательстве, в частности, противоречия с Бюджетным кодексом РФ. Во-вторых, это отсутствие механизма реализации закона в самом законе: ряд норм требовал принятия подзаконных актов. Ряд норм оставался неопределенным: например, это касалось определения ряда процедур Правительством РФ. Статус этих подзаконных актов оставался неоднозначен, что не позволяло создать в рамках Бюджетного кодекса РФ систему среднесрочного бюджетного планирования для перехода на трехлетние бюджеты.
________________________________________
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Анализ недостатков прежнего законодательного регулирования вопросов прогнозирования и программирования позволяет дать несколько рекомендаций по его совершенствованию.
Во-первых, необходимо определить статус долгосрочных программ развития и орган исполнительной власти, ответственный за их реализацию. Нужно прямо предусмотреть меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций и соответствующий контрольный механизм.
Во-вторых, законодательство о стратегическом планировании должно быть гармонично встроено в единую законодательную систему. Нельзя допускать противоречий с Бюджетным кодексом РФ и другими законами. Иерархия документов стратегического планирования должна быть четко выстроена в рамках системы нормативных правовых актов. Это облегчит, в том числе, разрешение коллизий, если таковые случатся.
В-третьих, для того, чтобы закон работал, нужно принять все необходимые подзаконные акты. И это надо делать быстро, чтобы реализация закона не зависала из-за отсутствия механизма его воплощения в жизнь.
В-четвертых, должны быть конкретизированы полномочия органов власти, в том числе отраслевых министерств. В частности, надо детализировать функции Минэкономразвития и Минфина России в сфере проведения экономической политики и закрепить их ответственность за проведение государственной экономической политики в пределах их компетенции.
________________________________________
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО?
Закон о стратегическом планировании, с помощью которого нужно было провести работу над ошибками, имеет многоступенчатую систему введения в действие. На самом деле, эта система только вводит отсрочку для начала работы закона.
Как мы уже сказали, закон был введен в действие через 10 дней после его опубликования, 11 июля 2014 года. Но заключительные положения закона предусматривают следующее.
До 1 января 2015 года должен быть принят план подготовки документов стратегического планирования, содержащий сроки разработки и утверждения (одобрения) документов стратегического планирования. Поиск по правовой базе данных не выдал такого плана на уровне Федерации. У ряда субъектов РФ такие планы, действительно, утверждены.
До 1 января 2016 года должны были быть приняты акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Тут все хорошо: было принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».
Далее, предписано создать федеральный государственный реестр документов стратегического планирования. Такой реестр также был создан совсем недавно постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 года № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».
По существу, в соответствии с заключительными положениями Закона № 172-ФЗ (статья 47) Закон может заработать лишь после принятия подзаконных актов, на основании которых будут разрабатываться документы стратегического планирования. Сами документы стратегического планирования должны быть разработаны до 1 января 2017 года. Так или иначе получается, что пока эти документы не разработаны, действуют прежние стратегии и прогнозы, принятые не в соответствии с новым Законом. Иными словами, результатов работы нового закона пока не видно, и еще долго не будет видно.
Например, в настоящее время действует «Стратегия 2020», о которой мы писали выше. Однако по новому Закону № 172-ФЗ должна приниматься Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации сроком на шесть лет. Стратегический прогноз Российской Федерации разрабатывается по поручению Президента Российской Федерации на двенадцать и более лет. Эти документы не разработаны. Есть Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития в 2013 году, то есть до принятия закона о стратегическом планировании.
В то же время сохраняет действие ряд документов, принятие которых вообще не предусмотрено Законом № 172-ФЗ (Военная доктрина Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации и многие другие). Их статус остается не встроенным в систему стратегического планирования. В статье 1 Закона сказано, что он регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
В части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Закон применяется с учетом специального законодательства РФ. Что это означает? Закон ограничивает свое действие социально-экономической сферой и сферой обеспечения национальной безопасности. Однако из стратегических документов в сфере национальной безопасности Закон упоминает лишь Стратегию национальной безопасности РФ. К слову сказать, сейчас действует утвержденная Президентом РФ в 2009 году Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (тоже не в соответствии с Законом № 172-ФЗ). А как же иные сферы? В них не требуется долгосрочное планирование?
Анализ стратегических и концептуальных документов по всем сферам государственного управления показал, что не существует ни одной сферы жизнедеятельности страны, ни одного направления государственного управления, которое не нуждается в тщательной, глубокой, профессиональной коррекции и оптимизации. Для большинства направлений государственной политики существуют официальные стратегические документы. Однако эти программные и доктринальные документы имеют характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических документов (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития.
________________________________________
БЫЛА ЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Проанализируем новый Закон о стратегическом планировании с точки зрения путей исправления ошибок предыдущего закона.
Во-первых, конкретные ответственные органы (кроме Президента РФ и Правительства РФ) не определены. Самое главное — меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций не установлены.
Во-вторых, встраивание законодательства о стратегическом планировании в систему действующего законодательства произведено нечетко. Сохраняют свое действие множество программных и стратегических документов в различных сферах, в том числе в сферах экономики и национальной безопасности. На данный момент о коллизиях между ними и новым законом даже нет речи, но это не значит, что коллизий нет. О согласовании стратегического планирования с бюджетным процессом нужно было думать сразу при принятии нового закона и предусматривать прямые корреспондирующие нормы.
В-третьих, принятие подзаконных актов во исполнение нового закона проходит явно неспешно, что приводит к тому, что закон до сих пор не работает. Перечни полномочий в законе пестрят отсылочными нормами, что плохо для любого нормативного правового акта.
В-четвертых, конкретизация полномочий министерств должна производиться в том числе на уровне их регламентов. Работа с полномочиями должна в том числе решать задачу исключения дублирования. Сейчас такое дублирование сохраняется в некоторых сферах.
________________________________________
ВЫВОДЫ
1. Закон о стратегическом планировании есть, но толку от него пока нет.
2. Органы исполнительной власти заняты преимущественно тактическим решением острых проблем. Функция стратегического планирования реализуется бессистемно, на среднесрочную и краткосрочную перспективы, что не позволяет сделать действующие акты реальными стратегическими инструментами управления.
3. Отсутствие долгосрочного планирования привело к тому, что подавляющее большинство проблем во всех сферах жизнеустройства страны остались за последнее десятилетие не решенными.
4. Отсутствуют политические механизмы и институты, обеспечивающие ответственность органов исполнительной власти за результаты своей деятельности. Это негативно влияет на любую сферу государственного управления и. в частности, это тормозит развитие стратегического планирования.
5. Дефолт 1998 года был обусловлен отсутствием среднесрочного прогнозирования. Срок отсутствия прогнозирования и планирования можно исчислять с 1991 года, то есть до дефолта прошло 7 лет, и эти 7 лет тоже не были спокойными в плане экономики (мягко говоря). Сегодня с 1991 года прошло 25 лет, и уже можно говорить о глубоком системном кризисе, ситуативном и случайном регулировании практически во всех сферах госуправления. И на этом фоне полтора года мы живем фактически без государственного стратегического планирования — по старым разрозненным концепциям и стратегиям.

http://rusrand.ru/analytics/est-li-v-ro ... anirovanie


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: В лексикон правящего режима возвращается слово планирова
СообщениеДобавлено: Чт ноя 17, 2016 10:07 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8502
Минэкономразвития предложили переименовать в Росплан


Замглавы комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин предложил создать на базе Министерства экономического развития новый орган под названием Росплан.

«Мы предлагаем на базе Министерства экономического развития, зная тем более последние пертурбации, связанные с этим министерством, может быть, его есть смысл перепрофилировать как новый Росплан, где две трети департаментов занимались бы межотраслевым, межрегиональным, динамичным, балансовым контролем», — заявил депутат на состоявшейся в четверг в Госдуме встрече министра финансов Антона Силуанова с членами фракции КПРФ (цитата по ТАСС).

Дорохин напомнил, что принятый ранее закон о стратегическом планировании предусматривает создание органа, «отвечающего за координацию и проведение стратегического планирования», и именно таким органом, по словам депутата, мог быть стать созданный на основе Минэкономразвития Росплан.

Силуанов, в свою очередь, отметил, что МЭР и сейчас выполняет функции органа стратегического планирования. «Может быть, просто эту часть нужно усилить», — сказал глава Минфина.

В понедельник, 15 ноября, президент России Владимир Путин своим указом уволил с поста главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки с вымогательством и в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК). В указе указано, что министр отправлен в отставку «в связи с утратой доверия». Басманный суд принял решение об отправке бывшего министра под домашний арест до 15 января 2017 года.

В настоящее время обязанности главы Минэкономразвития, согласно распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, исполняет заместитель министра Евгений Елин.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, предложений по кандидатурам на пост министра экономического развития России от главы правительства Дмитрия Медведева главе государства пока не поступало.


Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/582dc58e9 ... m=newsfeed


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB