Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пн сен 25, 2017 5:43 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О проекте федерального бюджета
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 6:57 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7219
Татьяна Куликова. О проекте федерального бюджета

05.09.2016 г.

В Правительстве продолжается работа над проектом федерального бюджета на 2017 год и на период 2018-2019 годы. Пока зафиксированы только основные параметры бюджета, и теперь основная дискуссия ведется вокруг дополнительных источников доходов. obnishanie.png



Но уже сейчас видно, что если предлагаемый проект бюджета будет принят, то ни о каком развитии экономики речи не будет, а обнищание населения продолжится ускоренными темпами.

Итак, что мы имеем к настоящему моменту? Предельное значение расходной части бюджета зафиксировано на три года в номинале – на уровне 15 787 млрд руб. И это меньше даже в номинале (т.е. без учета инфляции), чем расходная часть бюджета этого года – 16 098 млрд руб.! Это означает, что расходы бюджета в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) будут с каждым годом значительно сокращаться.

Но даже такое драконовское сокращение расходов не помогло сверстать бюджет с приемлемым уровнем дефицита. И теперь Минфин ищет дополнительные источники доходов. При этом такие, казалось бы, очевидные источники доходов как введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) даже не рассматриваются: в Минфине считают, что это «создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда». Вместо этого Минфин предлагает решения «простые и понятные»: просто поднять все налоги. Так, по сообщению газеты «Ведомости», на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, проходившем 30 августа, Минфин «в порядке обсуждения» выдвинул несколько альтернативных идей, в частности:

· поднять единую ставку НДФЛ до 15-16% (при этом возможно введение необлагаемого минимума, величина которого не уточняется);

либо

· повысить на 1 процентный пункт каждый из ключевых налогов: налог на прибыль, на имущество организаций, НДС и НДФЛ.

Первый из этих вариантов напрямую означает дополнительное сокращение располагаемых доходов населения. Второй приведет дальнейшему сокращению инвестиционной активности в экономике и к разгону инфляции (на нее сильно повлияет повышение НДС), что в свою очередь приведет к еще большему сокращению реальных расходов федерального бюджета (как мы уже говорили, общий объем расходов бюджета предлагается зафиксировать в номинале).

Эти предложения пока не приняты: по-видимому, партия власти решила не шокировать население такими новациями накануне выборов. Однако есть все основания полагать, что в случае сохранения у власти нынешнего правительства эти (или подобные им) идеи после выборов будут воплощены в жизнь.



Куликова Татьяна Юрьевна, к.ф.-м.н.

Помощник депутата Государственной Думы

http://www.za-nauku.ru/index.php?option ... &Itemid=35


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проекте федерального бюджета
СообщениеДобавлено: Ср сен 14, 2016 2:49 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7219
Гляжу в бюджет как в зеркало

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина

Только приступило правительство к разработке бюджета на 2017 год, как уже со всей очевидностью проявилась кризисная ситуация в российской экономике. Денег не хватает, и как скоро правительство полезет в долги — лишь вопрос времени. Можно, конечно, и ускорить консолидацию бюджета, но тогда придётся так резко сократить расходы, что даже нынешняя экономия покажется цветочками.

Как стало известно, проект бюджета на 2017 год правительство может готовить как однолетний. Между тем, ещё в апреле Дмитрий Медведев сетовал в Госдуме: «Надо возвращаться к трёхлетнему планированию, это дает нам более четкое видение перспективы». До последнего времени обсуждался именно трехлетний бюджет, но недавно появилась идея сохранить однолетнюю проектировку еще на год.

В связи с резкой нехваткой некогда изобильных нефтегазовых поступлений бюджетные ресурсы иссякают прямо на глазах. Однако пока что есть хорошие новости. Пенсии в России в 2017 году планируют проиндексировать по уровню инфляции 2016 года, которая прогнозируется Минфином в 5,9%. Другой вопрос — действительно ли инфляция будет таковой и насколько можно верить официальным цифрам Росстата. С зарплатами бюджетников ситуация менее определённая. Неделю назад министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что в следующем году бюджетникам зарплату повысят: «Совершенно точно повышение будет: указы надо выполнять». Однако конкретных цифр министр не назвал.

Положительно ещё и то, что, по слухам из правительства, налоговую нагрузку в 2017 году пока что повышать не планируется. Но на этом хорошие новости в принципе и заканчиваются. Все повышения налогового бремени планируют перенести на период после 2018 года. То же самое относится и к параметрам пенсионной системы. В качестве возможных новшеств рассматриваются: удлинение шкалы страховых взносов, прогрессивная ставка НДФЛ, повышение ставки НДС с одновременным снижением ставки налога на прибыль, а также рост НДС и снижение страхового взноса.

Теперь о плохом. В начале июля Антон Силуанов сообщил, что дефицит бюджета РФ в 2017 году планируется на уровне в 3,2% ВВП. Для сравнения, в 2016 году дефицит планировался в размере 3% или 2 360 млрд руб. Дефицит бюджета РФ в I полугодии 2016 г. составил 4,3% ВВП. Как заявил в начале сентября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, правительство постарается удержать дефицит бюджета РФ в 2016 году на уровне 3,3% ВВП. 2 сентября Владимир Путин заявил, что в 2016 году дефицит бюджета ожидается в районе 3% или немногим больше. Всего дефицит в 2017—2019 гг. может составить 5,3–5,6 трлн. руб.

СОКРАЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Борясь с дефицитом, правительство сокращает расходы. В июне 2016 года Министерство финансов предложило заморозить расходы бюджета на уровне 15,78 трлн. рублей на три года. Под сокращение должны были попасть госпрограммы социальной поддержки граждан, развития образования и здравоохранения. Таким образом, расходы федерального бюджета в реальном выражении должны были сократиться за три года примерно на 20%. В целом сокращение финансирования должно было затронуть 36 программ из 42. В начале июля года на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева предложение Минфина было одобрено. Незащищённые статьи бюджета должны были сократиться на 5%.

В начале августа 2016 года в СМИ попала информация о том, что Минобрнауки огласило на бюджетном совещании у премьер-министра, насколько пострадает наука и образование в 2017 году, если Минфин не откажется сократить финансирование госпрограмм «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий».

Госпрограмма по образованию должна будет сократиться на 23,4% в 2017 году. А в 2018 и 2019 годах финансирование должно будет упасть на 28,5% и на 35,2% соответственно. По причине недофинансирования в 2017 году под сокращение могут попасть 40% бюджетных мест в вузах. А к 2019 году придётся уволить из вузов, Академии наук и Курчатовского института более 10 тысяч научных сотрудников.

На следующий день глава департамента информационной политики Минобрнауки Анна Усачева была вынуждена оправдываться, утверждая, что оглашённые её министерством планы не могут быть реализованы. «Сведения, изложенные в публикации, не соответствуют действительности, некорректны и не являются официальной позицией Минобрнауки России», — заявила Усачева. Количество бюджетных мест в вузах, как подчеркнула представитель министерства, гарантировано федеральным законом и не может подвергаться сокращению.

ИСЧЕРПАНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

Необходимость сокращения расходов возникла в результате падения доходов. Согласно прогнозам, используемым для бюджетных проектировок, доходы федерального бюджета в процентах от ВВП в 2019 г. снизятся до 20-летнего минимума — 13,3% ВВП. Секвестр был ещё жёстче, если бы временно не компенсировался из бюджетных резервов. Но и они не бездонны. В октябре 2015 года глава Минфина Антон Силуанов, предупреждал в Совете Федерации, что при отказе от оптимизации бюджетных трат Резервный фонд будет исчерпан к 2017 году. Однако позже (в июне 2016 года) в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации министр финансов дал уже более оптимистичный прогноз. По его мнению, Резервный фонд не должен был исчерпаться к 2017 году. На конец 2016 года на его счетах должно было остаться 900 млрд. руб.

В июле 2016 года агентство Reuters со ссылкой на материалы Минфина сообщило, что Резервный фонд России будет исчерпан в 2017 году. Для финансирования дефицита бюджета правительству придется потратить 40 процентов Фонда национального благосостояния (ФНБ) и увеличить заимствования на внутреннем рынке в несколько раз. Чистые внутренние заимствования планировалось увеличить с 300 млрд. в 2016 г. до 1,29 трлн. руб. в 2017 г.

В июле 2016 года заместитель министра финансов Сергей Сторчак заявил, что Резервный фонд может быть потрачен к 2017 году.

В июле 2016 года источники в правительстве рассказали «Газете. Ru», что Резервный фонд России к 2017 году полностью иссякнет, что заставит правительство использовать Фонд национального благосостояния (ФНБ). Одним словом, ясно, что резервы постепенно подходят к концу. Это видно и по статистике объёма Резервного фонда. Резервный фонд в августе сократился на 470 миллиардов рублей, его совокупный объем составил 2,09 триллиона рублей или 32,2 миллиарда долларов (рис. 1).

Рис. 1. Объём средств Резервного фонда, на конец периода, млрд руб. Источник

ВЫВОД

Российская экономика неуклонно возвращается в 90-е годы. Сохранить достижения потребительского бума 2000-х получится лишь в том случае, если цены на нефть снова пойдут вверх. Альтернативное решение проблемы возможно только при опережающем росте несырьевых секторов. Но это не быстрое решение. Кроме того, для настоящей модернизации экономики потребуется и модернизация модели страны: от рыночных перекосов — к сбалансированности, от коррупции — к законности, от экстремистского либерализма — к научному подходу к управлению.


http://rusrand.ru/analytics/glyaju-v-by ... -v-zerkalo


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проекте федерального бюджета
СообщениеДобавлено: Ср ноя 09, 2016 10:23 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7219
В терновом венце революций грядет… семнадцатый год?

Выступление на пленарном заседании Госдумы от фракции КПРФ Олега Смолина. Публикуем полностью данные им оценки.

9 ноября 2016 г.

Уважаемые коллеги! Как всегда в это время, Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной год – на сей раз 2017-й.

А в конце октября состоялось заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России, куда были приглашены и депутаты межфракционной группы «Солидарность». Я много лет работаю в этой группе и, естественно, приглашение принял. На Генеральном совете лидер ФНПР М. Шмаков сделал крайне жесткий доклад о социальной политике современного правительства и даже процитировал В. Маяковского:

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

Поскольку не все депутаты присутствовали на Генсовете, позволю себе привести некоторые озвученные на нем цифры и факты. При этом напомню: Федерация независимых профсоюзов России – организация, мягко говоря, не оппозиционная – скорее, наоборот. А потому обвинить ее в сгущении красок никак не возможно.



Социальная политика: взгляд профсоюзов

Итак, по данным ФНПР:

– в результате стремительного роста цен на товары и услуги первой необходимости минимальный потребительский бюджет в России за годы последнего кризиса увеличился примерно с 25 тыс. до 36 тыс. руб. на человека. Это соответствует среднему размеру заработной платы в стране. Подавляющее большинство граждан получают меньше;

– номинальные (т.е. выраженные в обесцененных рублях) доходы граждан опустились до уровня 2014 г., а реальные доходы – до уровня 2011 г. Если учесть, что в 2008–2010 гг. страна переживала предыдущий кризис, реальные доходы, скорее всего, оказались на уровне 2007 г., если не ниже. Другими словами, благосостояние граждан отброшено на 10 лет назад;

– зарплата учителей, врачей, работников науки, культуры не индексируется третий год подряд. 2017-й будет четвертым. Что же касается президентских указов, отчитываются об их исполнении либо за счет «чудес» статистики, либо за счет так называемой оптимизации.

Начнем со статистики. Согласно докладу правительства РФ Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, в 2015 г. зарплата учителей составила 32,6 тыс. руб. Но вот совсем недавно президент страны спрашивает победителя конкурса «Учитель года» о его заработной плате. Тот долго мнется, но потом сознается: зарплата – около 25 тыс. руб. Быть может, самым лучшим учителям у нас снижают заработную плату по сравнению с остальными?

Вряд ли. Мой общественный помощник, выпускник педагогического университета, магистр и начинающий учитель школы в городе Омске, получает на руки 12 тыс. руб. за 24 часа в неделю при норме в 18. И как он должен жить? Идти в бизнес? Но кто тогда будет учить детей?

Кстати, загадки статистики частично разгаданы лидерами омского профсоюза работников образования. Поэтому профсоюз требует, чтобы правительство исключило из расчета средней заработной платы педагога доходы государственных чиновников и директоров школ. Последним, кстати сказать, по странной прихоти тех же чиновников нередко запрещают вести уроки, что дисквалифицирует их как педагогов.

А теперь об «оптимизации». Только за 2015 г. в стране уволено 90 тыс. врачей. При этом, по данным Счетной палаты, происходит замещение бесплатной медицинской помощи так называемыми платными услугами. И наша медицина, бесплатная по Конституции, на деле стала платной уже на 40%! Неслучайно, по опросам социологов, 70% граждан страны обеспокоены именно ситуацией с медицинской помощью.

Позволю себе один частный пример. Есть в городе Севастополе школа №57 с музыкальным уклоном. Еще недавно обучение там было полностью бесплатным. Теперь же со ссылкой на российское законодательство требуют, чтобы за обучение музыке родители платили. Но неужели то, что было возможным при нищей Украине, не может позволить себе Россия – кризисная, но не нищая?

Повторю, хотя меня за это и критиковали: Крым и Севастополь должны быть в хорошем смысле нашей витриной. Чтобы весь Русский мир знал: в России жить лучше. И тянулся к нам, как минимум, в культурном отношении.

Больше десятка лет назад при правительстве России была создана Комиссия по оптимизации бюджетных расходов. Тогда народ придумал для нее меткую аббревиатуру – КОБРА. Сколько всего хорошего убил в стране яд такой «оптимизации»! А сколько еще убьет?

«Минималка»: сколько ждать обещанного?

Вернемся, однако, к бюджету и Генеральному совету. С 1 июля 2017 г. планируется повысить минимальную заработную плату на 300 руб. – до 7800! При этом расстояние от нее до прожиточного минимума не только не сократится, но даже немного увеличится.

Напомню: обязательство повысить минимальную зарплату до прожиточного минимума было едва ли не главным лозунгом «Единой России» на выборах в Государственную думу 2007 г. И был даже сделан первый шаг. Однако затем разрыв между прожиточным минимумом и «минималкой» вновь стал увеличиваться.

Все помнят русскую пословицу: «Обещанного три года ждут». Похоже, обещанного перед выборами 10 лет назад ждать придется, как минимум, еще три года, т.е. в лучшем случае 13!

Однако вспомним: прогноз Минэкономразвития обещает нам почти 20 лет стагнации. По так называемому базовому сценарию, все эти годы мы будем расти (точнее, ползти) по 1,5%, а по сценарию «базовый +» – аж по 2% в год. Хорош «плюс»! Оба сценария обещают нам нарастающее отставание от мировой экономики и развитых стран. Так что, вполне возможно, обещанного в 2007 г. придется ждать не 13, и даже не 23, но более 25 лет!

Село: кто кого субсидирует?

Уважаемые коллеги! Почти у всех нас, кто избирался напрямую населением, теперь смешанные округа. В моем 140-м округе Омской области доля сельского населения тоже повысилась. И все мы знаем: долги власти перед селом еще больше, чем перед городом.

В текущем году Госдума добавила из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства примерно 9,5 млрд руб. Однако эти расходы в бюджете 2017 г. предлагается урезать на 10 млрд, в 2018-м – еще на 7 млрд, в 2019-м – еще на 4 млрд руб.! При этом, в отличие от экономики в целом, сельское хозяйство в 2016 г. растет. Мы что, действительно собираемся резать курицу, которая несет нам золотые яйца? Ну, пусть серебряные? Пусть даже простые?

В Москаленском районе Омской области есть СПК «Большевик». По итогам 2016 г. оно признано лучшим в районе, а его директор с поэтической фамилией Синеокий Владимир Петрович стал в районе Человеком года. В День работника сельского хозяйства он говорил публично, обращаясь ко мне как к депутату по 140-му округу:

– Вы говорите, что правительство и Государственная дума в 2015–2016 гг. увеличили помощь сельскому хозяйству. Может быть. Но вот Вам цифры: в прошлом году мы получили субсидий 8 млн руб., а заплатили налогов 24 млн руб. Так кто кого субсидирует?

И продолжил: в нашей школе, которой хозяйство всячески помогает, в 10–11-м классах осталось по 1–2 человека, остальные ребята ушли в бывшее ПТУ, потому что боятся ЕГЭ. Это значит, что школу скоро сделают девятилеткой. И тогда, какую бы зарплату я ни платил, родители поедут в районный центр или в город. Потому что хотят дать своим детям нормальное образование и достойную жизнь.

Коллеги! Не пора ли и нам задуматься об этих проблемах?

По данным профсоюзов, зарплата работников агропромышленного комплекса составляет 56% от средней по экономике, а школы и больницы продолжают закрываться.

Наконец, правительство вновь предлагает отодвинуть – на сей раз до 2020 г.! – введение надбавки к пенсии для селян с большим стажем работы в агропромышленном комплексе. Хотя надбавка эта небольшая – около 1200 руб., а пенсия на селе из-за низкой заработной платы также много ниже, чем в городе. Неужели мы с этим согласимся?

Искать деньги или искать дно?

Мне скажут: но ведь в стране кризис. А я напомню недавнюю грустную шутку.

В Доме Правительства один министр финансово-экономического блока встречает другого с поникшей головой и печальным взглядом и спрашивает:

– Алексей, ты о чем думаешь?

– О завтрашнем дне.

– А что, завтра уже дно?

Кстати, министр экономики уже не раз объявлял, что дна мы достигли. Однако после этого погружение продолжалось, и, как уже говорил, «всплытие» нам обещают крайне медленное. Быть может, пора менять «водолазов» на настоящих капитанов экономики?

Напомню: из девяти последних лет шесть приходятся на два кризиса. При этом еще в 2013 г. до всяких санкций председатель правительства Д. Медведев заявил, что положение в нашей экономике – «кисляк». А президент страны определил и главные причины: на 25% наши проблемы от санкций, а на 75% мы сами недоработали. «Мы» – это явно правительство и партия власти. Не пора ли менять курс?

Нам говорят, что в кризис тяжело всем, и в стране нет денег. Мы же думаем, что дело, прежде всего, в идеологическом, если хотите, классовом, подходе правительства к экономической политике. И вот пример.

Нам говорят, что до 2018 г. президент запретил повышать налоги. А мы спрашиваем: для кого?

Земельный налог и налог на имущество исчисляются теперь исходя из кадастровой стоимости земли, т.е. повышены в несколько раз. Есть примеры регионов, где людям приходится платить многие тысячи рублей налога за квартиру и дачные участки. Разве это не повышение налогов?

Плата за капремонт – формально это не налог. Но фактически иным способом карманы выворачивают по преимуществу тем же простым людям.

Да, Россия остается единственной из «большой двадцатки» страной с безумной плоской шкалой налогообложения, тогда как признак современного, т.е. цивилизованного, капитализма – это шкала прогрессивная. Не потому ли минимальная зарплата в России в 10 раз ниже, чем во Франции, тогда как производительность труда различается только в 2,5 раза? Но при этом олигархи остаются «неприкасаемыми».

Кому обязан депутат?

Кстати, когда правительство Касьянова–Кудрина приняло решение о введении плоской налоговой шкалы, Б. Немцов, с которым я поддерживал добрые человеческие отношения, несмотря на принципиальные политические разногласия, утверждал: сотни тысяч, а возможно, и миллионы иностранных граждан захотят стать налоговыми резидентами в России по причине льготного налогообложения. Несколько таких нашлось, в их числе – Жерар Депардье. Однако, по данным кудринского Центра стратегических разработок, за послесоветское время из России уехали 18 млн граждан. Для сравнения: эмиграция первой волны в 1918–1924 гг. составляла от 1,5 до 3 млн человек. Но большой гражданской войны у нас на сей раз, слава Богу, не было. Просто люди едут туда, где выше социальные гарантии, несмотря на высокие налоги.

Недавно о необходимости прогрессивного налога заявил председатель VI Государственной думы С. Нарышкин. И не случайно. Все опросы показывают: около трех четвертей граждан поддерживают эту идею и требуют от нас ее реализации. От моих коллег из правящей партии в частных разговорах не раз слышал: да мы бы с удовольствием ввели повышенные налоги на олигархов, если бы нам разрешили. Так вот, наши избиратели нам разрешают. А для депутата по одномандатному округу обязательства перед избирателями важнее всех других обязательств.

Уважаемые коллеги! Обрисовав на Генеральном совете антисоциальную политику правительства в жестких тонах, лидер ФНПР М. Шмаков заявил, что профсоюзы по большинству одномандатных округов поддержали кандидатов от партии «Единая Россия». Разумеется, «каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу». И депутатов. Но, думаю, в политике, как и в жизни, взаимность много лучше неразделенной любви. Меня, кстати, поддержала Федерация независимых профсоюзов Омской области. И в новой Госдуме, как и во всех предыдущих, намерен озвучивать и отстаивать социальные требования профсоюзов. Чего в прежних парламентах не делали многие мои коллеги из правящей партии, поддержанные профсоюзами. Как будет в новой Думе, увидим в ближайшее время. Но уверен: идя на выборы, никто из нас не обещал гражданам экономической стагнации и снижения жизненного уровня.

Уважаемые коллеги! Если уж вполне лояльные лидеры профсоюзов вспоминают пророчества поэта о терновом венце революций, не пора ли правительству и парламенту подумать о том, как обеспечить подлинный прогресс страны и вместе с тем избежать революционных потрясений? На наш взгляд, для этого необходимы, как минимум, три условия:

1) курс на новую индустриализацию страны, т.е. на настоящую поддержку отечественного производства, а не просто импортозамещение;

2) левый поворот в социально-экономической политике, т.е. более справедливое распределение национального богатства, в т.ч. через прогрессивное налогообложение олигархов;

3) наращивание вложений в человеческий потенциал страны и прежде всего в образование. Без этого никакой модернизации не будет.

Надеюсь, мы будем помнить об этом при принятии бюджета и других законов.

Сильная Россия – это социальная Россия!

* * *

Партии власти несказанно повезло с народом, особенно с его старшим поколением. Оно дружно проголосовало за тех, кто обчистил ему карманы в этом году. Специально изменив закон, каждому работающему пенсионеру в среднем недоплатили 17 тыс. руб., каждому неработающему пенсионеру – почти 12 тыс. руб. Правда, 5 тыс. собираются вернуть. Но это в 2,5 – 3,5 раза меньше, чем отобрали.

Думаю, партия власти вполне может поднять перефразированный тост Иосифа Сталина на приеме в честь Парада Победы: выпьем за долготерпение российских ветеранов! Никто другой не стал бы голосовать за такое правительство! Только Сталин поднимал тост с самоиронией, а партия власти говорит о своем успехе с восторгом…

Олег Смолин

http://sovross.ru/articles/1478/28160


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проекте федерального бюджета
СообщениеДобавлено: Чт июн 29, 2017 10:23 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7219
Во имя бюджета и справедливости

Газета "Правда" №69 (30566) 30 июня — 3 июля 2017 года
2 полоса
Автор: Михаил АБРАМОВ. Вице-президент ЭАЦ «Модернизация», кандидат технических наук. Василий СИМЧЕРА. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Производство в России неконкурентоспособно прежде всего из-за коррупции, высоких налогов, судебного и административного произвола. Ниже предложены меры, реализация которых позволит обеспечить рост экономики, ослабив влияние на неё указанных факторов, и даст бюджету в виде дополнительных доходов не менее 10 триллионов рублей ежегодно.

Кому польза от головной боли бухгалтеров?

Одна из коренных проблем всех сторон нашей жизни — сложность бюрократических процедур. Отсюда очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения мелкого вопроса… Они становятся одной из причин коррупции: проще дать взятку, чем оформить по закону. И всё же своей сложностью особо выделяются процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и с налоговой отчётностью. При этом ценой ошибки оформления может стать разорение предприятия или уголовное преследование как его руководителей, так и рядовых работников бухгалтерии.

«Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учёт, который надо вести параллельно с бухгалтерским учётом, оформление возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) — далеко не полный перечень «заморочек» бухгалтера. Отчёт в налоговую инспекцию — несколько десятков страниц текста и расчётов. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями, вплоть до уголовных. Среди сидящих сегодня в тюрьмах — более 100 тысяч предпринимателей, многие оказались там из-за разногласий с налоговой инспекцией в оценке отчётных данных, в первую очередь — по НДС. Электронная отчётность этих проблем не решает.

Сегодня в России, по разным данным, работают от 3,7 млн до 5 млн бухгалтеров — одна их самых массовых профессий. Самостоятельными видами бухгалтерской деятельности стали сдача отчёта предприятия, его регистрация и закрытие.

Между тем налоговую отчётность можно существенно упростить, а объём декларации (налогового отчёта) — сократить до 1—2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно кто есть кто: кто соз-даёт добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей и «обналичкой»; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. В сегодняшнем же отчёте ничего не видно. Возможно, для некоторых это и есть его достоинство.

Проект формы налогового отчёта по всем налогам на одной странице нами разработан. Возражений по существу мы ни от кого не слышали. Но… и тех, кому в нашем государстве это нужно, мы пока не нашли. Между тем экономия от реализации нашего предложения в годовом исчислении может превысить десятки млрд рублей.

Всегда ли добавленная стоимость даёт добавку в бюджет

Актуальнейшей проблемой нашей экономики остаётся недостоверная практика учёта и отчётности по НДС. Существующая методика расчёта и система администрирования НДС открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах — иски, связанные с НДС. Злоупотребления с уплатой и возвратом НДС процветают и при экспорте и импорте, и при реализации продукции внутри страны.

Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4100 млрд рублей, в том числе 2589,4 млрд рублей — за продукцию, произведённую и реализованную в России, и 1510,6 млрд рублей — за импорт.

О полноте уплаты НДС (резервах бюджета) можно судить, если сопоставить данные Федеральной налоговой службы (ФНС) о собранном налоге и данные Росстата о добавленной стоимости. Если поделить сумму собранного НДС (2589,4 млрд рублей) на добавленную стоимость (72817,5 млрд рублей), то мы увидим, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 3,55%. Между тем в соответствии с российским законодательством часть продукции облагается по ставке 18%, а часть — по ставке 10%. Выходит, фактическая собираемость НДС в России равна примерно 22,2%, а выпадающая его величина — 77,8%. Иначе говоря, более 3/4 этого налога государством не собраны.

Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать этот налог по предлагаемой нами методике (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и налогов, умноженная на ставку налога), то и предприниматели, и рядовые покупатели скажут спасибо. При этом за продукцию, произведённую и реализованную в России, бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если воспользоваться опытом Китая и отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей, одновременно частично сократив льготы, то дополнительные доходы бюджета будут ещё больше.

Не надо забывать: в связи с введением Федеральной налоговой службой системы «АСК НДС-2», позволяющей вести тотальный учёт уплаты НДС по всем счетам-фактурам цепочки поставщиков, уклоняться от уплаты будет опасно. Первые результаты действия системы «АСК НДС-2» показали, что, несмотря на падение ВВП, сбор НДС вырос на 200 млрд рублей. Однако одновременно Росстат зафиксировал в 2015 году сокращение 70 тысяч малых предприятий. Естественно, это случилось не только из-за НДС, но и он сыграл свою убийственную роль.

Прежде чем внедрять наши предложения для всех, мы считаем целесообразным проверить их эффективность в двух-трёх регионах России. И выполнять эту работу целесообразно поручить нам. От минфина и ФНС потребуются минимальное финансирование и содействие. По результатам проверки можно будет уточнить ставку НДС. Возможно, более эффективной для бюджета, бизнеса и населения будет ставка НДС, равная даже 6%.

Подоходный налог платить по доходам

Существует и поддерживается миф, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 году в размере 13% позволило и увеличить его собираемость, и предприниматели вышли из тени. Этот миф полностью опровергают проведённые независимо друг от друга в 2002—2004 годах исследования Всероссийского центра уровня жизни и Счётной палаты РФ: рост поступлений объясняется только увеличением налогооблагаемой базы — введением подоходного налога с военных и повышением окладов и т.д.

И сторонники, и противники российской плоской шкалы, как правило, руководствуются «внутренним убеждением», которое обычно оказывается классовым чутьём. При этом речь ведётся о справедливости. Между тем, расчёты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30—50% выше, чем сегодня. Объяснение очень простое: если у большинства населения нет денег, то нет и покупательского спроса, значит, ВВП не растёт. А богатые? Они хранят свои средства за рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует росту российского производства и ВВП.

Именно прогрессивная шкала налогообложения позволяет перераспределять доходы оптимальным образом. За счёт собранных налогов появляется возможность обеспечивать достойную зарплату бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Кстати, в США подоходный налог составляет почти половину бюджета, а у нас — лишь около 10%.

Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России!) применяют прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Но применяют её и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам. Власти России, по-видимому, тоже догадываются, что в РФ целесообразно вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Но, примерив этот налог к своим доходам, решают подождать, пока не клюнет «жареный петух». А у нас он ещё только просыпается.

Экономисты, критикующие власть с позиций неолиберализма, тоже плоской шкалой довольны. Приведём лишь мнение Е.Г. Ясина: «Никаких очередных реформ в налоговой системе нам не нужно. Сейчас общий уровень налоговой нагрузки составляет 39%. Эта цифра — незапредельная, бизнес её выдержать может… Прогрессивной шкалы налогообложения в России больше не будет никогда. И следовать по этому пути будет всё больше стран».

Колумнист «Форбс» в обоснование плоской шкалы утверждает, что «в Германии вдобавок к прогрессивному подоходному налогу (до 45%) платят 41% налогов на ФОТ», а «во Франции работодатели платят 45% налога на ФОТ, работники — 21% социальных отчислений плюс подоходный налог по ставке до 40%... Налоги с фонда оплаты труда в России существенно ниже, чем за рубежом». К сожалению, так думают многие. Но это неправильно! Необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составлял в 2016 году 8652 евро (или 46 тыс. рублей в месяц); во Франции необлагаемый доход составлял 6011 евро (или 32 тыс. рублей). По данным ВЦИОМ, в августе 2015 года медианная зарплата «на руки» в России составляла 20487 рублей, то есть половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина — меньше.

Если бы при сегодняшней зарплате в России была французская шкала, то от налога было бы освобождено по меньшей мере 60% населения; а если бы немецкая — 70—80%.

Для начала можно ввести прогрессивную шкалу с щадящими ставками. Скажем, такими:

— доходы до 20000 рублей в месяц налогом не облагаются;

— доходы от 20001 до 250000 рублей в месяц — налог 13%;

— доходы от 250001 до 1000000 рублей в месяц — 30%;

— доходы свыше 1000000 рублей в месяц — 50%.

Это — одна из самых щадящих шкал в мире. Но даже при такой шкале М. Прохорову, заплатившему, по его словам, в бюджет самый большой в России подоходный налог — 15 млрд рублей, пришлось бы заплатить 57 млрд рублей. А 200 тысяч российских семей, которые, согласно данным Росгосстраха, имели годовой доход свыше 30 млн рублей, заплатили бы в бюджет дополнительно не менее 3 трлн рублей. Введение нормального подоходного налогообложения и прогрессивной шкалы с необлагаемым минимумом существенно повысило бы покупательную способность населения и дало бы бюджету дополнительно не менее двух-трёх триллионов рублей ежегодно.

Таможенные кудесники

В 2015 году экспорт России составил 345,9 млрд долларов (почти 21 трлн рублей). Около 90% экспорта РФ — сырьё и материалы. Мы живём за счёт продажи за рубеж сырья и полусырья и потому полностью зависим от мировых цен. Знака «Сделано в России» за границей не знают. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет.

В коренном реформировании нуждается организация внешнеторговых операций, и прежде всего надо реформировать Федеральную таможенную службу.

В работе «Администрирование внешнеторговых грузопотоков» (ЭАЦ «Модернизация», М., 2013), выполненной по заданию Комитета Государственной думы по транспорту, показано, что примерно половина экспорта и импорта России идёт «мимо кассы». В работе даны рекомендации по исправлению ситуации. К сожалению, они никого не заинтересовали, несмотря на то, что потери бюджета измеряются триллионами рублей.

Например, по данным ООН, представленным Федеральной таможенной службе (ФТС), в 2015 году Россия поставила США товаров 27-й группы (углеводороды) на 3 млрд долларов, а по данным США — на 9 млрд. Оценки экспорта по этой же 27-й группе в Германию составляют соответственно 10,9 млрд и 27,1 млрд долларов. Получается какая-то мистика: эти две страны получили нефтепродуктов из РФ в 2,6 раза больше, чем мы им поставили. Таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта, например, в 2013 году составили не менее 2,5 трлн рублей. В 2015 году эти потери, несмотря на снижение внешнеторгового оборота, были ещё выше — на целых 38,2%.

Первая мера по устранению этого безобразия очень простая: Федеральная таможенная служба должна, применяя «зеркальную статистику», объяснять и подкреплять документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнёрами.

Вторая мера тоже обычна при борьбе с коррупцией: любой гражданин должен быть всегда готов дать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не подкреплённых декларацией об уплате налогов или не соответствующих получаемым доходам.

О природной ренте и ценах на энергоресурсы

Обмен продуктов природы на готовую продукцию, произведённую трудом народов других стран, с точки зрения долгосрочного экономического развития не имеет перспектив. ВВП при этой модели может расти, но это — рост за счёт истощения и расхищения материальной базы экономики.

Ясно, что невозможно немедленно прекратить или хотя бы сократить экспорт сырья и полусырья, доля которых сегодня составляет более 70% нашего экспорта и около половины доходов российского бюджета. Но надо принимать меры для переработки сырья в продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Продукцию с клеймом «Сделано в России» должны увидеть и за рубежом, и в России.

На первом этапе необходимо повысить эффективность сырьевых компаний. Президент ОАО «Роснефть» И.И. Сечин сообщил, что себестоимость добычи нефти в ОАО «Роснефть» равна 4,5—5 долларам США за один баррель. Но если судить по годовому отчёту ОАО «Роснефть» за 2015 год, полная себестоимость добычи существенно выше. Если считать по выручке, то полная себестоимость 1 барреля — 34,4 доллара. Если же считать по себестоимости продаж, то полная себестоимость 1 барреля равна 23,47 доллара.

Нефть и газ — наши кормильцы. Сегодня компании сами добывают сырьё и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющие сырьевую ренту. При этом так же, как и другие экспортёры, сырьевики возмещают НДС при экспорте, и, по мнению экспертов, здесь часты злоупотребления. Достаточно сказать, что с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз. Размеры злоупотреблений исчисляются триллионами рублей.

По нашему мнению, целесообразно изменить порядок взаимодействия Российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырьё остаётся собственностью государства, которое продаёт его по мировым ценам без использования офшоров и посредников. И никаких налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогов на дополнительный доход (НДД), акцизов и пр. Добывающая компания работает в конкурентных условиях и платит налоги, как обычное предприятие.

За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка «ЛУКОЙЛА» (РФ) и «Стейтойла» (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдаёт компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира.

Нефтяные компании тогда будут заинтересованы в росте производительности труда и снижении издержек при добыче. На этих же условиях «ЛУКОЙЛ» до сих пор ведёт промышленную добычу нефти на месторождении Западная Курна-2. Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 10 рублей за 1 литр бензина АИ-92 — вполне нормальная и реальная цена. Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будет способствовать снижению инфляции, развитию села, потянет за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.

Деофшоризация экономики

Если бы завтра все офшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы в два раза больше. Тогда можно было бы удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону.

Трудно поверить, но почти всё, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит. Впрочем, России не принадлежит и то, что было создано в последние годы. Специалисты профильного управления МВД подсчитали, что через офшорные счета из России было выведено более 5 трлн рублей за полтора года. Это около 10% ВВП. Помимо экономического ущерба, офшоры, то есть передача экономических активов России под юрисдикцию иностранцев, — это угроза национальной безопасности России.

Есть лишь один, но достаточно серьёзный фактор, оправдывающий использование офшоров российскими предпринимателями: исключительно плохой предпринимательский климат в нашей стране, связанный, по их мнению, с незащищённостью прав собственности. Поэтому на первом этапе следует запретить пользоваться офшорными схемами предприятиям с государственным участием («Роснефть», Газпром, «Транснефть» и др.), а также предприятиям, полученным в результате залоговых аукционов («Норильский никель», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», Новолипецкий металлургический комбинат, Новороссийское морское пароходство («Новошип»), АО «Нафта-Москва», Северо-западное речное пароходство, Мурманское морское пароходство и др.). Такой же запрет целесообразно распространить на предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Это позволит решить проблему офшоров больше чем на 90%.

* * *

Что надо делать сегодня, здесь и сейчас? В ближайшие два-три года провести инвентаризацию страны, выявить её ресурсы и возможности и создать в России благоприятный для экономического развития климат. Предстоит создавать стратегию развития РФ, обеспечивающую рост ВВП на 6—7% в год и её превращение в современное развитое государство, работающее на благо России и её граждан.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB