Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вс дек 17, 2017 5:22 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Инновация - новый тип автомобильного двигателя
СообщениеДобавлено: Чт мар 10, 2016 7:59 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7390
Сфера больших надежд
Газета "Правда" №25 (30376) 11—14 марта 2016 года
8 полоса
Автор: Александр ПЕТРОВ. (Соб. корр. «Правды»). Самарская область.

Технический прогресс, оказывается, давно уже идёт не в ту степь. Всем известные двигатели внутреннего сгорания с их поршнями и кривошипно-шатунными механизмами — это несусветная дикость, которая переваривает наши материальные и человеческие ресурсы, чтобы выдать на два килограмма использованного металла и огромных трудозатрат только одну лошадиную силу. Сил этих с каждым годом требуется всё больше. Металла же и всего прочего надо больше вдвойне. А ведь есть возможность ситуацию поменять с точностью до наоборот.

ТАК УТВЕРЖДАЕТ изобретатель с большим стажем, житель Самары, российский патриот по имени Валерий. Творческий псевдоним — Сферодаль. Расшифруем его ниже, а пока некоторые штрихи к портрету изобретателя. Ещё в подростковом возрасте объявил родителям, что семейный мотоцикл «ИЖ-49», который он не раз разбирал до последнего винтика и собирал снова, можно улучшить. И движок довести до ума.

Но улучшить родители не разрешили.

Зато лет через десять, после окончания школы механизации, Валерий уехал на целину, чтобы поднимать её с комсомольским задором. Там и предложил усовершенствовать серийные сеялки, хотя работал на тракторе и они его вроде бы не касались. Совхозное начальство рацпредложение одобрило. А потом выяснилось, что технических идей у парня полна голова. Его переводят в ремонтную мастерскую. Он быстро становится уважаемым человеком, участвует в слётах молодых рационализаторов и изобретателей, получает почётные грамоты и премии.

— Когда учился на втором курсе Целиноградского института сельскохозяйственного машиностроения, меня пригласили на работу в крупное конструкторское бюро, — вспоминает Валерий.

Потом была работа на разных предприятиях. И везде что-то изобретал, предлагал, усовершенствовал технологические процессы. Он чувствовал в себе большой творческий потенциал и искал ему применение. При этом твёрдо стоял на земле. Освоил все металлообрабатывающие станки. Знал литейное дело. Он был и сварщиком, и слесарем, и электриком. И многое из того, что предлагал, делал своими руками.

В годы перестройки наладил производство поршней для АвтоВАЗа. Получил патент на изобретение, потому что отливал заготовки каким-то особым способом. Потом своими руками соорудил автоматическую линию по производству поршней. Работал на АвтоВАЗе до тех пор, когда эти поршни уже стало некуда девать.

Причём от основной работы, которая позволяла кормить семью, его постоянно «заносило» в сторону. Когда переехал из Целинограда в Самарскую область, изобрёл ветряк, который энергии должен давать вдвое больше обычного. Если его идею реализовать, электроснабжение тысяч российских сёл и посёлков не потребует ни дорогостоящих опор, ни кабелей.

— И ослабнет энергетическая удавка на шее предпринимателей и всего нашего народа, — утверждает Валерий.

Свой ветряк он до сих пор не доделал — нет денег. Зато опубликовал ещё один свой проект. Четыре реактивных двигателя с земли распыляют в атмосфере тысячи тонн воды. Эта смесь вступает в контакт с водяными парами атмосферы и проливается на землю. Причём процесс можно сделать управляемым. Не потребуются тысячи тонн металла для труб искусственного полива. Экономия для страны громаднейшая. Высокая урожайность гарантирована.

Но главным делом жизни Валерия стало другое изобретение. Ещё во время работы в Целинограде молодой тогда конструктор решил создать сфероидальный шарнирно-диафрагменный двухтактный двигатель. Из сочетания этих слов и возник псевдоним — Сферодаль.

Когда двигатель нашего героя был готов, его без особого труда удалось запустить. Глушили и запускали вновь. Всё работало…

Окрылённый успехом, Валерий с фотографиями, чертежами и расчётами поехал в Москву, в НАМИ — головной институт по двигателям. Он был уверен, что его модель может подойти для новых советских танков. Видимо, с послевоенных детских лет эти боевые машины остались в памяти как самое грозное оружие, которое необходимо для защиты Отечества. Как выяснилось, танковые моторы вполне соответствовали тогдашним требованиям. К тому же новые двигатели целиноградского и других авторов требовали серьёзных испытаний и экспертных оценок. К такому выводу тогда пришли учёные и практики, собравшиеся за «круглым столом» журнала «Изобретатель и рационализатор».

В Целиноград Валерий вернулся с огромным желанием продолжать работу над своим детищем. Уже тогда его мотор по сравнению с ВАЗовскими был почти в два раза меньше и легче, немного уступая в мощности. Высокую оценку модель получила в книге издательства «Знание», где подробно было рассказано об изготовленных на тот момент опытных образцах. Двухчасовая, с небольшими перерывами, работа его модели без перегрева, хотя системы охлаждения не было, названа в книге «своеобразным рекордом».

А потом началась перестройка. Стране стало уже не до изобретений. Но Валерий на протяжении минувших десятилетий в Целинограде, а затем и в Самаре продолжал работать над своим детищем. Постоянно интересовался зарубежными достижениями. Некоторые элементы сфероидального двигателя за границей использовались, но в целом конструкторы далеко не ушли. Российские модели, которые планируется создать в ближайшее десятилетие, тоже потребуют немало металла и трудозатрат на одну лошадиную силу. В газетах уже названы огромные суммы из бюджета страны. По новорусской традиции они будут увеличены в три раза с учётом распилов и взяток. Никаких талантливых самородков из российской глубинки к участию в тех государственных проектах, конечно, не допустят.

Сам Валерий продвижением двигателя не занимается. Это нелёгкое дело взял на себя известный самарский писатель Евгений Чебалин, у которого богатый опыт работы с изобретателями.

— Два года мы бьёмся в бетонную стену чиновничьего равнодушия, — говорит он. — Обращались к губернатору Николаю Меркушкину, в местное министерство сельского хозяйства, в министерство промышленности. Результат нулевой, хотя отписки направляют исправно.

Чебалин постучался и к самарским учёным в надежде получить профессиональную оценку детища изобретателя. Вся сложность в том, что нового варианта движка в готовом виде нет. Есть только отдельные узлы и схемы. Тем не менее кандидат технологических наук, доцент кафедры конструкции и проектирования двигателей внутреннего сгорания Самарского государственного аэрокосмического университета Ф.В. Паровой отметил множество преимуществ этой модели по сравнению с двигателем Ванкеля, который считается своеобразным эталоном в данной отрасли. Среди них — минимальная масса и металлоёмкость, более высокая технологичность и так далее.

По предварительным расчётам, двигатель Валерия Сферодаля, если сравнить с КАМАЗовским, при той же мощности может весить в несколько раз меньше, и стоимость изготовления сократится в разы.

В экспертном заключении говорится «о насущной необходимости создания такого двигателя», который может найти применение в автомобилестроении, оборонке (торпеды и беспилотники), с успехом заменит импортные лодочные моторы. И вообще способен сыграть заметную роль в импортозамещении.

По просьбе Евгения Чебалина к решению этой проблемы подключился депутат Госдумы, член президиума ЦК КПРФ Валентин Романов.

— Этот проект заслуживает самого пристального внимания, — считает он. — К сожалению, в наше время пробиться через чиновничье равнодушие довольно сложно.

На изготовление нового образца двигателя требуется от трёх до пяти миллионов рублей. Деньги не великие, но их нет. Поэтому Валерий в своей мастерской, где вместе с кульманом имеется минимальный набор станков, снова делает эту большую работу своими руками. Он уже отбросил юношеские мечты, что его детище когда-нибудь установят на новый российский танк.

— Нет пророков в своём Отечестве, — сетует изобретатель.

А Евгений Чебалин вспоминает о многочисленных мытарствах российских новаторов-самородков, об изобретениях и светлых умах, которые высоко оценили не на родине, а за границей, и подводит грустный итог:

— За державу обидно!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB