Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт мар 28, 2024 6:57 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Космическая гонка - Россия проигрывает
СообщениеДобавлено: Пн июн 30, 2014 8:45 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Космическая гонка: Россия проигрывает не только США, но и Китаю

Тестовый запуск новейшей ракеты «Ангара» на прошлой неделе переносился несколько раз и в итоге был отложен на неопределенный срок. «Ангара», которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли.
Плюсы – мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы – несоблюдение сроков (например, разработка «Ангары», если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам – миллиардеру Элону Маску и китайцам – удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.
Коммерческий рынок доставки грузов в космос – единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой – спутниками или астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой – менее 1% (около $2 млрд). А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.
Уже в ближайшие годы в космической гонке нас окончательно потеснит Китай. Количество действующих спутников на орбите у наших стран уже сравнялось: за последние три года китайцы довели их число до 117 единиц (+72%), тогда как Россия – до 118 (+20%). В конце 2013г. Китай запустил луноход, а к 2020г. планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы уже догнали США по количеству ракетных запусков, а по темпам развития отрасли вышли на первое место.
При этом расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. составили около $10 млрд (14% мировых госрасходов). Однако если по затратам мы одни из лидеров, то по уровню космических доходов наша страна находится на периферии. По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% мировой выручки коммерческого космоса, который, по данным авторов доклада Space Report 2014 , достиг в предыдущем году $240 млрд.
Космические челноки
С 1957 по 1991гг. было совершено примерно 3,68 тыс. орбитальных пусков ракет, из них 2,45 тыс. пусков пришлось на СССР. Именно благодаря заделу СССР в запусках космических ракет Россия пока еще удерживает 1-е место по числу орбитальных пусков. Из 82 космических стартов в 2013г. на Россию пришелся 31 запуск, на международный проект «Морской старт» – еще 1 пуск. В общей сложности это составляет 39% мировых запусков.
Лидерство России во многом обеспечено коммерческими запусками. По данным Федерального управления гражданской авиации США , в 2013г. было осуществлено 23 коммерческих запуска, которые принесли выручку в $1,9 млрд. 12 из таких пусков пришлись на Россию, которая заработала $759 млн.
До сих пор основным конкурентным преимуществом России являлась более низкая стоимость вывода полезной нагрузки в космос. По оценке РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних 5 лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США этот показатель - $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы - $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимости доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше отличается между странами и составляет примерно $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.

Как мы считали стоимость доставки полезной нагрузки на орбиту
На основании данных открытых источников Space Foundation, Federal Aviation Administration, Encyclopedia Astronautica, Федерального реестра государственных контрактов и др. определялась минимальная и максимальная оценка стоимости запуска всех действующих ракет-носителей различных стран. В зависимости от даты оценки или даты запуска учитывалась инфляция доллара, то есть стоимость запуска переводилась в цены 2014 года. Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки рассчитывалась как средневзвешенная по количеству запущенных в 2009-2013гг. ракет-носителей страны-производителя: сумма умножений min и max относительной стоимости запуска в $тыс./кг на количество запусков данной ракеты-носителя, соотнесенная с количеством запусков.

Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель – миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» упал на треть, отмечал глава РКК «Энергия» Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на НОО до 53 т грузов всего за $1,5-2,5 тыс./кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020г. планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013г. китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).
Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка – отправки американских астронавтов на МКС. В 2013г. Россия заработала на этом $335 млн. На 2014 – первую половину 2016 г. NASA подписала контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за $753 млн. Но с середины 2017г. NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль : агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.
Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров видит главную угрозу для российской космической промышленности в США, а не в Китае. «Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения», - полагает Комаров. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Юрий Караш в свою очередь считает, что Китай в скором времени может не только обогнать Россию по количеству запусков и потеснить на рынке коммерческой доставки грузов, но и занять место России в качестве второй космической державы. В 2011г. и 2012г. Китай уже опережал по количеству ракетных пусков не только Европу, но и США.
Чем ответит Россия? Ракета-носитель «Ангара», чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005 г., уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия («беспрецедентный в мировой практике срок»), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева не ответили на запрос РБК. Однако судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость Ангары-5 (тяжелая версия ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум $100 млн (или $4,1 тыс./кг). Это превышает не только себестоимость доставки грузов на Falcon Heavy ($1,5-2,5 тыс./кг), но и ракетой «Протон-М» ($3,3 тыс./кг).
Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000-е доля неудачных пусков не превышала 4%. Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая - ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние 10 лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты – Союз-ФГ – именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.

«Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку — и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы», - отмечал руководитель ОРКК Игорь Комаров в интервью «Коммерсанту».
Не спутник, а satellite
Как следует из данных некоммерческой организации Union of Concerned Scientists (UCS), по состоянию на 1 февраля 2014г. на орбите находилось 1167 действующих космических аппаратов. Большая часть из них (488) принадлежит США, при этом подавляющая часть американских спутников отвечает за коммерческую связь.
Группировка российских спутников в четыре раза меньше, чем у США – 118 штук. В основном это спутники ГЛОНАСС, а также военные спутники навигации и связи. И если от США мы давно безнадежно отстали, то теперь нас почти догнал Китай. У России за 12 лет число спутников на орбите почти не изменилось (111 штук в 2002г.), в то время как китайцы увеличили свою группировку в 7 раза до 117 штук. Причем Китай существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных для исследования Земли, метеорологии, изучения космоса и развития собственных технологий. И Пекин не собирается на этом останавливаться: по оценке Euroconsult, за период 2013-2016 гг. китайцы запустят больше всех собственных спутников – 100 штук.
Китайцы опережают Россию не только по количественным характеристикам, но и уже по качественным. По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 года, тогда как у Китая – 7,4 года (для сравнения у США и Европы – 9,9 и 10,2 года соответственно). Пятая часть российских спутников на орбите – 24 штуки – превысили свой срок службы и «морально устарели». Правда, возраст спутников не всегда критичен. Возьмем для примера группировку спутников ГЛОНАСС. По данным информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш (головной институт Роскосмоса), на 24 июня 2014г. она составляла 30 единиц. Пять из них были запущены в 2004-2006гг., то есть уже исчерпали свой гарантированный срок эксплуатации в 7 лет. Еще пять спутников этого типа исчерпают срок службы в этом году. Создает ли это угрозу для ГЛОНАСС? И да, и нет. Конечно, «продленный» срок службы – это всегда определенный риск, но в группировке GPS, к примеру, числятся спутники, находящиеся по 20 и более лет на орбите (при гарантированном сроке эксплуатации в 7,5 лет).

Еще одна и куда более важная проблема – утрата технологий создания спутников, в результате чего при производстве аппаратов приходится использовать импортные комплектующие. «Доля иностранных деталей в спутниках связи составляет более 70%», - считает член-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин. По оценке гендиректора ОАО «ЭНПО СПЭЛС» Александра Никифорова, доля электронных компонентов иностранного производства в российских космических аппаратах достигает 90%. В ГЛОНАСС и военных спутниках доля импортных комплектующих меньше, однако и тут ситуация ухудшается. Так, в апреле 2013г. НПО имени Лавочкина стало победителем тендера Минобороны на создание новейшей спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения из пяти космических аппаратов за 70 млрд руб.. Не только технологии, но и «начинку» для военных спутников руководство предприятия планировало закупать в Израиле или странах ЕС.
Мало зарабатываем…
В апреле 2008 г. Владимир Путин требовал: «Мы должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая свои ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а во все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги». За 6 прошедших лет Россия сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, но так и не смогла сделать шаг вперед на рынке других космических услуг.
По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013г. выросли на 4% до $314,2 млрд. Из них коммерческая составляющая достигла $240,1 млрд, а государственный сегмент – $74,1 млрд. Две крупнейших отрасли коммерческого космоса – спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На две эти отрасли приходится около 60% от общего объема выручки.
Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013г. 18,3 млрд руб., или $0,56 млрд, сообщил РБК руководитель направления стратегического маркетинга компании J’son & Partners Consulting Александр Гадалов. То есть доля России в этом сегменте не превышает 1%. При этом наша страна занимает 3-е место в мире по количеству абонентов спутникового ТВ в количестве 13 млн человек после Индии (41 млн) и США (34 млн), сообщил РБК глава Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие доходы от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей. Средний доход на одного абонента (ARPU) в месяц у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013г. $102, тогда как у НТВ-плюс – около $25, а у Триколор-ТВ - всего 67 руб. или $2. По словам Гадалова, в 2013г. 72% абонентов Триколор-ТВ пользовались базовым бесплатным тарифом.
Примечателен еще тот факт, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. Триколор-ТВ, на которого приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется НТВ-плюс. Орион Экспресс работает на люксембургском Intelsat. Радуга-ТВ осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.

Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса – рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013г. данный сегмент вырос на 6,2% до $86 млрд, говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС – ОАО «Навигационно-информационные системы» оценивает его в $0,67 млрд – опять же менее 1% от мирового рынка. В России нет крупных разработчиков/ производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.
Лидер – система GPS – снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020г. Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015г. правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до $37 млрд, а к 2020г. – до $65 млрд, согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещено именно в этой стране.
Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020 г. до 300 млрд руб (менее $10 млрд).
… и много неэффективно тратим
Несмотря на скромную космическую «выручку», Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013г. $74,1 млрд. На США приходится больше половины – $41,3 млрд. Государственные расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. достигли $10 млрд. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013 году США потратили $25 на каждые $10 тыс. ВВП, Китай - $4, а Россия - $47!
На финансирование новой госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» планируется выделить 1,8 трлн руб.. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006г. потрачено более 0,5 трлн руб.?
Согласно принятой в 2006г. стратегии развития ракетно-космической промышленности, долю России на мировом рынке ракетно-космической техники, планировалось увеличить с 11% до 21% к 2015г.. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с восьмилетней давностью. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020г..
В 2006г. планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до 10 лет) на предприятиях отрасли к 2015г. должна вырасти с 3% до 33-35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.
На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000-2008гг. приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США – 50%. И это несмотря на то, что космическая отрасль в России патентуется в 3 раза интенсивнее остальных.
Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013г. отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010г. федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011г. – на 67%, то в 2012г. – на 73%, несмотря на рост расходов в разы. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010-2012гг. составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то что затраты на создание отечественных спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие, и растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически «сложилась система коллективной безответственности». Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.
С целью реформы отрасли российские власти приняли решение объединить промышленные активы в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство также будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Годовой оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет около 170 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе корпорации. При создании ОРКК за модель взяты холдинги государственной корпорации Ростех (руководитель ОРКК Игорь Комаров возглавлял «Автоваз», акционером которого является Ростех), а Сергей Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.
«Назад в будущее»?
Согласно докладу ОЭСР существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030 г. При реализации оптимистичного сценария «ровного плавания» ожидается укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное развитие гражданского космоса и научных исследований. Второй сценарий «назад в будущее» предполагает усиление конфронтации между блоками Россия-Китай и США-Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а также реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов для укрепления престижа государств.
При наиболее пессимистичном сценарии «штормовая погода» ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности.
Ухудшение отношений России с западными странами в связи с кризисом на Украине, похоже, делает более реальными второй и третий сценарии. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую «вилку» между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы столкнемся с возвращением к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китай, просто не позволит окупить такие расходы на космос.

Александр Соколов, при участии Игоря Терентьева

30 июня 2014 г.

http://top.rbc.ru/economics/30/06/2014/ ... l#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[main_body]-[main_item]-[lead]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Космическая гонка - Россия проигрывает
СообщениеДобавлено: Ср июл 09, 2014 9:36 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Вышел из строя последний российский геостационарный спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1»
2014-07-08 16:16
По страницам газеты «Правда», Маргарита Образцова
По сообщениям СМИ, вышел из строя последний российский геостационарный спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1». Она является частью системы предупреждения о ракетном нападении, входящей в состав Войск воздушно-космической обороны. Спутник, запущенный в марте 2012-го, отработал всего два года вместо положенных пяти — семи лет. Неполадки обнаружились ещё в начале 2014-го. Тогда начали давать сбои аккумуляторные батареи импортного производства.
К слову сказать, ещё в 2005 году военные называли этот спутник «безнадёжно устаревшим». Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба, поэтому деньги на него минобороны выделило (более 1,5 млрд. руб.), и спустя два года он был доставлен на орбиту. Причём собирался он буквально с миру по нитке: для достройки были использованы все имевшиеся в распоряжении запасные части.
Всего с 1991 года было запущено восемь таких аппаратов. Сейчас у российских военных на орбите находятся два спутника другого типа, хотя для полноценной работы системы «Око» нужны, как минимум, шесть таких аппаратов.
За двадцать с лишним лет дикого российского капитализма уже привычными стали падения самолётов, ракет, ракет-носителей, которые сыплются с неба как метеоритный дождь. Причины этого «звездопада» в том, что некогда мощнейшая отрасль промышленности и науки — оборонно-промышленный комплекс — все эти годы фактически уничтожалась. Отечественная оборонка держалась на плаву лишь за счёт иностранных заказчиков. Шейхи, короли с превеликим удовольствием закупали надёжную и проверенную в боях советскую/российскую технику. Наши же Вооружённые силы довольствовались крохами с барского стола.
Рыночная Россия, несмотря на огромный промышленный потенциал, доставшийся в наследство от Советского Союза, смогла собрать (из иностранных комплектующих, без которых по нынешним временам никуда) лишь пресловутый «Суперджет-100», который только изредка летает (и то не всегда удачно). Мы постепенно превращаемся в банановую республику, которая поставляет свои ресурсы взамен на готовую продукцию, уже бывшую в употреблении.
Трагедия на Украине, правда, несколько остудила горячие головы вождей РФ, всё это время слепо уповавших на дружбу с Западом. Ибо, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. И когда запахло жареным в виде введения реальных санкций, наступило прозрение.
Президент Путин тут же призвал производить всё необходимое для оборонно-промышленного комплекса в России, чтобы ни от кого не зависеть. Следом глава минпромторга Мантуров бодро заявил, что уже составлен план спасения России от чумы импорта. Однако техника создаётся не по мановению волшебной палочки, не благодаря призывам и обещаниям и даже не в результате выделения триллионов — это результат колоссальной работы заказывающих управлений, НИИ, конструкторских бюро, квалифицированных инженеров, технологов и простых рабочих. Именно подобная могучая кооперация позволила создать такую сложнейшую военно-космическую систему раннего обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет первого поколения, как «Око». А затем — глобальную систему обнаружения стартов баллистических ракет с континентов, морей и океанов второго поколения «Око-1». Эти системы по своему замыслу и техническому исполнению стали одними из самых совершенных в Советском Союзе.
Но с тех пор утекло, не только много воды, но и умов за границу. Поэтому в «новой» России создать ничего подобного не смогли. Ныне прикладная наука уничтожена, а кадры разогнаны. Спрашивается: кто и что будет создавать? Чудес-то не бывает!
Современные войны ведутся прежде всего средствами воздушно-космического нападения. Югославия, Афганистан, Ирак и Ливия были разрушены прицельными ударами с воздуха в первую очередь по объектам жизнеобеспечения. В то время когда Пентагон создаёт концепцию «быстрого глобального удара» и совершенствует средства высокоточного нападения, наша система воздушно-космической обороны находится в неудовлетворительном состоянии. У нас до сих пор идут споры относительно статуса Войск воздушно-космической обороны: то ли это будет род войск, то ли вид Вооружённых сил. В такой ситуации совершенно непонятно, кто и за что несёт ответственность.
На севере нашей страны колоссальное пространство уже практически не защищено от массированной атаки «крылатых ракет». Ныне же, с потерей спутника, брешь в общей системе обеспечения национальной безопасности только увеличилась. Вслепую много не навоюешь.


Комментарий (Сусин Сергей)

В нем не аккумуляторы вышли из строя. Эту команду на "неполадку" задал "хозяин" аккумуляторов. Не будет ничего удивительного, если импортные компоненты систем управления и наведения при пуске МБР изменять координаты адреса цели и ракета упадет на владельца вместо врага. Забавно читать "военные называли этот спутник безнадежно устаревшим". А сами-то военные соответствуют требованиям времени? Если сооветствуют, то почему не видят, что в стране орудует враг и ее надо защищать от внутреннего врага?

http://kprf.ru/activity/army/132817.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 52


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB