Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пн дек 18, 2017 11:16 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Экономическая оценка рисков для безопасности полетов
СообщениеДобавлено: Пт сен 30, 2011 12:39 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7394
Экономическая оценка рисков при обеспечении безопасности полетов

Д.э.н., д.т.н. А.И. Орлов (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Д.т.н. В.М. Рухинский (Межгосударственный авиационный комитет)
К.т.н. В.Д. Шаров (Группа компаний «Волга-Днепр»)

На примере Группы авиакомпаний «Волга-Днепр» рассмотрены проблемы экономической оценки рисков при обеспечении безопасности полетов путем применения методов разработки и принятия управленческих решений на основе экспертных оценок при разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий и при создании системы нормативно-организационных документов по производству и реализации управленческих решений внутри Группы компаний.

Ключевые слова: риск, экономическая оценка, авиаперевозки, безопасность, принятие решений, экспертные оценки, прогнозирование, информационные технологии.

Введение
Обеспечение безопасности полетов регламентируется международными документами и актами государственных органов. Доклад посвящен разработке инструментов информационно-аналитической поддержки принятия решений в области предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов, т.е. относится к научно-практической области, которую естественно называть «контроллингом безопасности полетов». Рассматривается конкретный проект по созданию автоматизированной системы.
Группа компаний (ГрК) «Волга-Днепр» специализируется в области грузовых авиаперевозок и занимает более 50% мирового рынка нестандартных грузоперевозок. Авиакомпания «Волга-Днепр» (входит в ГрК «Волга-Днепр») и Ульяновский государственный университет (УлГУ) выиграли конкурс в рамках Постановления Правительства РФ № 218 и ведут работы по проекту «Разработка математического аппарата, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок». Главный консультант проекта – А.И. Орлов. Работу исполнителей УлГУ, проектной группы ГрК и консультантов координирует Экспертный совет проекта под председательством член-корр. РАН Н.А. Махутова. Одна из основных задач проекта - экономическая оценка рисков при обеспечении безопасности полетов
Отдел управленческих решений Управляющей компании ГрК «Волга-Днепр» под руководством президента ГрК разрабатывает систему нормативных документов по производству и реализации управленческих решений [1] - свод правил, которым должны следовать сотрудники ГрК при производстве, реализации и контроле реализации управленческих решений (УР) в ГрК, т.е. нормативное обеспечение следующих аспектов процесса производства, реализации и контроля реализации УР: термины, используемые в процессе; виды УР; продукты процесса; участники процесса (в том числе поставщики и заказчики) и выполняемые ими функции; существенные условия и ограничения реализации процесса; требования и рекомендации к порядку реализации процесса; требования и рекомендации к порядку оформления документов.
Для успешной реализации двух описанных проектов необходимо решить ряд научных задач, которым посвящен доклад.

1. Проблемы управления разработкой автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий

Целью проекта является повышение безопасности воздушных перевозок в коммерческих авиакомпаниях путем перехода к превентивной системе управления рисками на основе их количественной оценки с использованием математического моделирования и разработанных на его основе программных средств.
Разрабатываемая автоматизированная система (АС) является средством поддержки принятия решений по превентивному реагированию на вероятные авиационные происшествия, управлению рисками при условии поступления данных в реальном времени, а также оптимальному распределению ресурсов авиакомпании с учетом ограничений по экономическим, материальным и кадровым ресурсам на основе анализа факторов «Экипаж», «Машина», «Среда» и их взаимодействия.
Построение оперативных прогнозов вероятностей авиационных событий для предстоящих прогнозов с выделением факторов опасности (угроз) и их сочетаний предназначено для принятия управленческих решений относительно конкретных полетов. Оно основано на разработке деревьев 14 основных авиационных событий: «Выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы (ВВП)», «Небезопасное касание ВВП», «Столкновение с птицами», «Потеря управления в воздухе», «Происшествия, связанные с авиационной безопасностью (включая военно-политические события и террористические угрозы)» и др. Принятие решения о выполнении полета основано на оценке вероятностей по трехбалльной системе. Руководитель смены Центра управления перевозками анализирует показания 14 «светофоров» и объединяющего их сигналы интегрирующего «светофора». Зеленый цвет соответствует малой вероятности соответствующего события, желтый – заметной, красный – высокой. Границы между цветами определяем на основе экспертных опросов работников авиакомпании, равно как и правила принятия операционных решений относительно возможности полета и меры по снижению вероятностей авиационных событий. Нормативно-организационная документация по этим вопросам утверждается Президентом ГрК «Волга-Днепр».
Долгосрочные прогнозы предназначены для выявления периодов с критическими уровнями вероятностей авиационных происшествий и указанием факторов опасностей (угроз) и расчетом последствий превентивных действий с целью снижения уровней указанных опасностей. Правила определения критических уровней и варианты возможных управленческих решений разрабатываются экспертами – сотрудниками ГрК «Волга»-»Днепр» и утверждаются ее Президентом в соответствии со специально разработанной нормативно-организационной документацией.
Количественное оценивание экономического ущерба (в стоимостной форме) от системных рисков безопасности на основе анализа текущей информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирование рекомендаций по корректирующим (предупреждающим) действиям с оценкой их эффективности (на основе предотвращенного ущерба) требует решения ряда научных проблем. Поскольку среди специалистов и объединяющих их организаций нет согласия, требуется выработать единые для проекта определения ключевых понятий (терминов): авиационное событие, авиационное происшествие, риск и др. Так, риск – это мера количественного многокомпонентного измерения опасности с включением величины ущерба от воздействия угроз для безопасности, вероятности возникновения этих угроз и неопределенности в величине ущерба и вероятности. При выполнении проекта мы на первом этапе вынуждены остановиться на наиболее распространенный вероятностно-статистической модели риска, характеризующейся вероятностью реализации опасности и описанием случайного ущерба его математическим ожиданием. Использование квантилей функции распределения случайного ущерба, а также моделей оценки, анализа и управления рисками на основе теории нечетких множеств и статистики интервальных данных [2] - предмет рассмотрения на следующих этапах выполнения проекта. Проблема учета безвозвратных людских потерь и потерь, связанных с нанесением вреда здоровью людей, решается путем обращения к данным страховых компаний, причем ввиду разброса страховых тарифов во времени и пространстве необходимо приведение данных к сопоставимому виду на основе международных баз данных. Проектом предусмотрен мониторинг принятых в авиакомпании показателей уровня безопасности полетов с обеспечением автоматизированной процедуры расчета их текущих значений.
На основе прогнозирования должны приниматься адекватные управленческие решения. Разработаны подходы к оптимизации распределения средств, выделенных на повышение безопасности полетов, по факторам опасности «Экипаж», «Машина», «Среда», с расчетом эффективности их использования (величины снижения потерь в зависимости от вложенных средств). По первоначальной оценке, наиболее эффективным представляется вложение средств в мероприятия по снижению фактора опасности «Экипаж».
Для решения поставленных задач используются современные вероятностно-статистические методы и технологии экспертных оценок [3]. Большое значение имеет анализ данных, содержащихся в базах данных ГРК «Волга-Днепр», других авиакомпаний и страховых организаций. Работы ведет большой коллектив сотрудников Ульяновского государственного университета (УлГУ), действующий совместно с проектной группой, составленной из сотрудников ГрК «Волга-Днепр». Каждой конкретной задачей проекта занимается объединенная подгруппа сотрудников УлГУ и авиакомпании. Для высокопрофессиональной научной и практической поддержки реализации проекта, а также для экспертного, информационно-аналитического и консультативного обеспечения Заказчика проекта объективными и компетентными заключениями по вопросам проекта создан Экспертный совет под руководством член-корр. РАН Н.А. Махутова.

2. Использование экспертных технологий

В проекте большой объем занимают работы с применением экспертных технологий. Разработчики УлГУ совместно с проектной группой ГрК выделяют набор прикладных задач, для решения которых необходимо применение экспертных оценок [3]. Так, при краткосрочном прогнозировании с использованием выделенных в проекте 14 типов деревьев событий эксперты оценивают передаточные коэффициенты (условные вероятности в обобщенных формулах Байеса). В для прогнозирования авиационных событий в Центре управления полетами будет использована «светофорная система» (т.е. трехбалльная система: зеленый – желтый – красный), границы между областями должны быть определены с помощью экспертов. Правила принятия решений при том или ином сочетании цветов 14 светофоров могут быть выработаны только путем многоэтапной экспертной процедуры с участием опытного летного состава.
Долгосрочный прогноз периодов критической вероятности авиационного происшествия строится с указанием факторов опасности (угроз и возможностью корректировки прогноза с учетом управленческих решений, для выбора которых необходимы экспертные процедуры.

3. Риск и его оценивание

Количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме проводится на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирования перечня управленческих решений из банка данных с оценкой их эффективности на основе расчета предотвращенного ущерба. Риск в стоимостном выражении – стоимость среднего ожидаемого ущерба на 1 час полета в течение квартала. Риск в натуральном выражении – вероятность гибели человека (вариант: нанесение непоправимого вреда здоровью человека) в результате авиационного происшествия на 1 час полета в течение квартала. Система должна выполнять: расчет риска по каждому из 14 типов авиационных событий и общего стоимостного риска; выявление конкретных факторов опасности в группах «человек – машина – среда»; выдачу рекомендаций руководителю, принимающему решение, по оптимальному набору управленческих решений; расчет остаточного риска по типу авиационного события и общего остаточного риска.
На данном этапе используется вероятностно-статистическая модель риска. Ущерб – это случайная величина с некоторой плотностью распределения. Риск выражается характеристиками этого распределения, но непараметрическая оценка плотности затруднена. Поэтому на первом этапе используется упрощенный вариант расчета одной из характеристики - математического ожидания, т.е. среднего ожидаемого ущерба как произведения вероятности авиационного события (рассчитывается по исходным данным о деятельности авиакомпании) и среднего ущерба (рассчитывается по данным страховых случаев с экспертным учетом опыта авиакомпании. Экспертным путем определяются многие параметры, необходимые для реализации системы, например, минимальная величина ущерба (в процентах от стоимости воздушного судна) как характеристика события для его учета в долгосрочном прогнозировании.
Выделяем прямой ущерб и косвенный ущерб. Прямой ущерб связан с нанесением вреда воздушному судну, летному составу, другим участникам авиационного происшествия и может быть оценен с помощью страховых выплат. Косвенный ущерб связан с вынужденным простоем воздушного судна и маркетинговыми потерями из-за снижения деловой репутации авиакомпании. Простейший способ учета косвенного ущерба состоит в умножении принятого в компании нормативного ущерба за час простоя воздушного судна на продолжительность простоя, скорректированная на сложившуюся загрузку воздушного судна в течение соответствующего временного интервала (месяца). К снижению деловой репутации авиакомпании приводит срыв выполнения ранее заключенных контрактов, чего можно избежать путем оперативной замены воздушного судна, осуществляющего перевозку грузов.
При разработке следующих версий системы предусмотрено использование не только математического ожидания риска, но и функции распределения ущерба в целом и ее квантилей, прежде всего медианы. Кроме вероятностно-статистической модели риска, будут применены модели на основе нечетких переменных и на основе интервальных моделей описания риска с использованием статистики интервальных данных [2].

4. Разработка нормативно-организационных документов по производству и реализации управленческих решений

При разработке такой сложной системы, как автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий, необходимо использовать стандартизованную систему принятия управленческих решений, которая создана и продолжает развиваться в ГрК «Волга-Днепр».
Управленческие технологии в ГрК осуществляются посредством производства, реализации и контроля исполнения УР. Ключевая обязанность руководителя – это своевременное принятие эффективных УР и контроль их реализации. Руководители ГрК на всех уровнях управления принимают такие управленческие решения, совокупность которых позволит достичь стратегических целей ГрК в установленные сроки. Обладая правом окончательного выбора, руководитель, принимающий решение (РПР), несет полную единоличную ответственность за последствия принятого им УР (отказа от принятия УР). В случае принятия УР на совещании, каждый участник совещания несет ответственность за достоверность и своевременность информации предоставляемой РПР для принятия УР. РПР принимает во внимание мнения всех участников совещания, анализирует их, и принимает собственное независимое УР, за которое несет полную единоличную ответственность. Каждый руководитель в ГрК осуществляет контроль реализации принятых им УР, ответственен за организацию учета принимаемых им УР. Каждый руководитель, реализующий управленческие решения несет ответственность за соблюдение сроков и прочих условий реализации УР, сформулированных РПР при принятии решений.
Процесс производства и реализации УР в ГрК включает следующие ключевые этапы: фиксация проблем/возможностей, подготовка УР, принятие УР, реализация УР и контроль реализации УР, представление обратной связи. Выявление проблемы/возможности может быть осуществлено любым сотрудником ГрК, в том числе и сотрудником подразделения, ответственным за осуществление функции регулярного мониторинга внешней и внутренней среды ГрК. При реализации УР выделяются два вида обратной связи: обратная связь от руководителя, реализующего решение, предоставленная РПР, в виде управленческой отчетности (УО), содержащей информацию об эффекте управленческого воздействия на объект управления, и обратная связь от РПР, предоставляемая руководителю реализующему решение, на основании анализа УО о реализации УР (распоряжения или комментарии, сформулированные РПР, по результатам рассмотрения УО). УО содержит своевременную и достоверную информацию об объекте управления, позволяющую РПР принять объективное УР. В том числе УО содержит сведения о результатах выполнения УР, а также о причинах его невыполнения. Тематика этого раздела доклада развернута в публикациях [].

Литература

1. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. — М. : КноРус, 2011 г. 568 с.
2. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006 г. 672 с.
3. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011 г. 486 с.
4. Орлов А.И. Методология принятия решений. - Электронный журнал: Управляем предприятием. № 4 (4). Май 2011
http://consulting.1c.ru/journal-article.jsp?id=178
5. Орлов А.И. Методология принятия управленческих решений. – Газета «Экономика и жизнь», № 22 (9388), 10 июня 2011. С.16-17.
6. Орлов А.И. Ответственность несет менеджер. - Электронный журнал: Управляем предприятием. № 5 (5). Июнь 2011
http://consulting.1c.ru/journal-article.jsp?id=188
7. Орлов А.И. Переводим управленческие решения на конвейер. - Газета «Экономика и жизнь». № 34 (9400). 2 сентября 2011. С.16-17.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономическая оценка рисков для безопасности полетов
СообщениеДобавлено: Ср фев 15, 2012 3:29 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7394
М.А. Волков, В.П. Макаров, А.И. Орлов,
В.М. Рухлинский, И.А. Санников, В.Д. Шаров

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Постановления Правительства РФ № 218

На примере Группы авиакомпаний «Волга-Днепр» рассмотрим применение методов прогнозирования и экономической оценки рисков с целью разработки и принятия управленческих решений при разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий и при создании системы нормативно-организационных документов по производству и реализации управленческих решений внутри Группы компаний. Методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования основаны на использовании прикладной статистики, экспертных оценок, организационно-экономического моделирования производственных процессов авиаперевозок.
Группа компаний (ГрК) «Волга-Днепр» специализируется в области грузовых авиаперевозок и занимает более 50% мирового рынка нестандартных грузоперевозок. Авиакомпания «Волга-Днепр» (входит в ГрК «Волга-Днепр») и Ульяновский государственный университет (УлГУ) выиграли конкурс в рамках Постановления Правительства РФ № 218 и ведут работы по проекту «Разработка математического аппарата, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок». Работу исполнителей УлГУ, проектной группы ГрК и консультантов координирует Экспертный совет проекта под председательством член-корр. РАН Н.А. Махутова.
В проекте большой объем занимают работы с применением экспертных технологий. Разработчики УлГУ совместно с проектной группой ГрК выделяют набор прикладных задач, для решения которых необходимо применение экспертных оценок (Орлов, 2011). Так, при краткосрочном прогнозировании с использованием выделенных в проекте 14 типов деревьев событий эксперты оценивают передаточные коэффициенты (условные вероятности в обобщенных формулах Байеса). Для прогнозирования авиационных событий в Центре управления воздушными перевозками будет использована «светофорная система» (т.е. трехбалльная система: зеленый – желтый – красный), границы между областями должны быть определены с помощью экспертов. Правила принятия решений (Орлов, 2006) при том или ином сочетании цветов 14 светофоров могут быть выработаны только путем многоэтапной экспертной процедуры с участием опытного летного состава.
Долгосрочный прогноз периодов критической вероятности авиационного происшествия строится с указанием факторов опасности (угроз) по группам «Человек», «Машина», «Среда» (Зубков, Шаров, 2010). Предусмотрена возможность корректировки прогноза с учетом управленческих решений, для выбора которых необходимы экспертные процедуры.
Количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме проводится на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирования перечня управленческих решений из банка данных с оценкой их эффективности на основе расчета предотвращенного ущерба (Орлов, Рухлинский, Шаров, 2011). Риск в стоимостном выражении – стоимость среднего ожидаемого ущерба на 1 час полета в течение квартала. Риск в натуральном выражении – вероятность гибели человека (варианты: нанесение непоправимого вреда здоровью человека, безвозвратная потеря уникального самолета Ан-124-100) в результате авиационного происшествия на 1 час полета в течение квартала. Система должна выполнять: расчет риска по каждому из 14 типов авиационных событий и общего стоимостного риска; выявление конкретных факторов опасности в группах «Человек», «Машина», «Среда»; выдачу рекомендаций руководителю, принимающему решение, по оптимальному набору управленческих решений; расчет остаточного риска по типу авиационного события и общего остаточного риска.
На данном этапе используется вероятностно-статистическая модель риска. Ущерб – это случайная величина с некоторой плотностью распределения. Риск выражается характеристиками этого распределения, но непараметрическая оценка плотности затруднена. Поэтому на первом этапе используется упрощенный вариант расчета одной из характеристики - математического ожидания, т.е. среднего ожидаемого ущерба как произведения вероятности авиационного события (рассчитывается по исходным данным о деятельности авиакомпании) и среднего ущерба (рассчитывается по данным страховых случаев с экспертным учетом опыта авиакомпании). Экспертным путем определяются многие параметры, необходимые для реализации системы, например, минимальная величина ущерба (в процентах от стоимости воздушного судна) как характеристика события для его учета в долгосрочном прогнозировании. Необходимо учитывать также косвенный ущерб, соответствующий упущенной выгоде в связи с простоем воздушного судна в течение ремонта, дополнительными расходами, вызванными использованием других воздушных судов для выполнения заключенных договоров на выполнение авиаперевозок, репутационными издержками.

Литература

Зубков Б.В., Шаров В.Д. Теория и практика определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов. М.: МГТУ ГА, 2010.
Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006.
Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.
Орлов А.И., Рухлинский В.М., Шаров В.Д. Экономическая оценка рисков при управлении безопасностью полетов // Материалы I Международной конференции «Стратегическое управление и контроллинг в некоммерческих и публичных организациях: фонды, университеты, муниципалитеты, ассоциации и партнерства»: выпуск №1 / Под научн. ред. С.Л. Байдакова и С.Г. Фалько. – М.: НП «ОК», 2011. – С. 108-114.

Тезисы доклада для Тринадцатого всероссийского симпозиума
"СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ"


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB