О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ РОССИЯН
Дата: 11/02/2010
Тема: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ
О пище, жилищах, здоровье и образовании
Государство и социум
Первейшей естественной и социальной потребностью человека и общества является потребность в пище. Это вечная мировая проблема по настоящее время остается актуальнейшей, ее острота нарастает вместе с ростом численности населения. Мировое сообщество, несмотря на громадный научно-технический прогресс, не справляется с голодом и голодной смертью многих миллионов людей. Если в 1996 г. в мире число голодающих насчитывалось 812 млн человек, то в октябре 2009 года – более миллиарда. Это шестая часть населения планеты.
Острейшие продовольственные проблемы характерны и для нашей страны. Их суть – в недостаточном количестве и низком качестве продуктов питания. Выражаясь точнее, Россия утратила продовольственную безопасность. Так, стандарт ООН суточной потребности в питании доступен только каждому десятому российскому гражданину. Норма потребления у нас ниже по молоку – на 40%, мясу – 45%. О недостаточном количестве и неудовлетворительном качестве продуктов питания свидетельствует ныне действующая продовольственная корзина (минимальный набор продовольствия на душу населения, обеспечивающий физиологическое выживание человека), установленная властью.
Нынешняя российская продовольственная корзина значительно уступает аналогичной советской корзине 1990 г. и составляет к ней по мясу – 59%, молоку– 56%. Еще меньше она по отношению к научно обоснованным нормам: по мясу – 51%, молоку – 53%.
По нашим расчетам, суточная стоимость продовольственной корзины по России в целом составляет по трудоспособному населению 70 руб., по пенсионерам – 60 руб., а, например, по Тамбовской области соответственно – 50 и 45 руб.
Нетрудно представить, какое количество и качество продуктов питания предписано властью потреблять, чтобы не умереть от голода. Эта чудовищная, позорная продовольственная корзина рассчитана не просто на бедное, а на беднейшее (нищее) население, которого в России ко времени нынешнего экономического кризиса было около 25 млн человек. Эти люди, чтобы выжить, вынуждены тратить на еду весь прожиточный минимум, оставляя без удовлетворения потребности в непродовольственных товарах, услугах, а порой – в обязательных платежах и сборах.
Несмотря на крайне низкий уровень потребления продуктов питания и совершенно неудовлетворительную продовольственную корзину, бедные и беднейшие граждане России за последние 18 лет выработали в себе способность обходиться мизерной стоимостью прожиточного минимума, крохотным объемом продовольственной корзины и чудесным образом не только физиологически выживать, но и работать.
Крайне скудное потребление продуктов питания этими двумя социальными слоями населения объясняется глубочайшим аграрным кризисом, усугубившимся, во-первых, разрушением в 90-х гг. ХХ в. коллективного производства и ликвидацией условий для содержания скота в личных подсобных хозяйствах; во-вторых, совершенно неудовлетворительной поддержкой сельского хозяйства со стороны государства. В течение 15 лет на него выделялось менее 1% ВВП. Только за последние три года она несколько увеличилась.
Между тем экономическая роль государства даже в либеральных хозяйственных системах (США, Австрия и др.) составляет 30–35%, а в странах социального рыночного хозяйства (ФРГ, Швеция и др.) достигает 50–60% от затрат хозяйствующих субъектов. В США государство расходует многие миллиарды долларов на строительство дорог, мелиоративной инфраструктуры, линий электропередачи и телефонных сетей. Субсидирует аграрную науку и широкое внедрение ее достижений в практику, берет на себя почвозащитные мероприятия, гарантирует цены примерно на половину производимой продукции, чем сохраняет сбережения и доходы фермеров. Такой опыт используется в братской Белоруссии, где сельхозпроизводителям компенсируется 50% расходов на приобретение оборудования и продуктов питания.
Поскольку эти государства значительно дотируют своих сельхозпроизводителей, то их продукция дешевле и, следовательно, конкурентоспособнее нашей.
Что касается российских производителей, то они практически не получают помощи от государства, вследствие чего большая часть животноводческих хозяйств убыточна. Именно поэтому огромную потерю понесла животноводческая отрасль. В 2008 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,8 раза (с 58,8 млн до 21,1 млн). Производство молока за этот же период уменьшилось на 23,3 млн т. И после этого спрашиваем, почему мало отечественного мяса, молока, масла?
Беспрецедентное сокращение поголовья скота и, следовательно, собственного продовольствия сопровождается нарастанием его импорта, которое имеет устойчивую тенденцию к росту его объемов. За 1992–2008 годы импорт мяса составил 2980 тыс. т, то есть увеличился в 8,9 раза. Россия потребляет 40% американского экспорта птицы и треть австралийского экспорта кенгурятины.
Мы покупаем за рубежом не только мясо и молоко, но и масло, сыр, сахар, яйца и т.д., то есть весь набор продовольствия, кроме зерна. Зерно мы экспортируем, занимая 3-е (после США и Канады) место в мире, ибо, по утверждению высших чиновников, являемся зерновой державой? Но справедливо ли их утверждение?
В мировой статистической практике признано, чтобы страна отвечала этому статусу, нужно производить на душу населения в год не менее 1 т зерна. Мы же собрали на душу населения в 2007 г. – 576 кг, в 2008 – 775 кг, в 2009 г. – 696 кг. Как видим, мы не дотягиваем до статуса зерновой державы, а утверждение этих чиновников есть не что иное, как вымысел, миф. Мы экспортируем кормовое зерно, которое очень потребовалось бы своему скоту и птице.
Россия обладает значительным природным потенциалом для эффективного развития аграрного производства. На ее долю приходится 12% мировых пахотных земель, 20% мировых запасов пресной воды, 52% мирового чернозема, что создает благоприятные возможности решить все проблемы продовольственной безопасности. Однако непродуманные меры по реформированию экономики в 90-е гг. отбросили сельское хозяйство на многие десятилетия назад, в результате чего продовольственная зависимость от внешнего мира достигла минимум 40%, что больше чем вдвое превышает границу продовольственной безопасности.
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), доля импортных продуктов питания не должна превышать 17%.
Исходя из положения Конституции РФ (ст. 7) о том, что Россия – социальное государство, продовольственная безопасность является ключевой в жизнеобеспечении людей, поэтому власть провозгласила сельское хозяйство одной из приоритетных отраслей. Но в реальной действительности этого нет, поскольку сельское хозяйство имеет большой дефицит денег, техники, минеральных удобрений и кадров.
Мало техники. За 1991–2008 гг. производство тракторов сократилось в 21 раз, потому что резко сократились инвестиции. К тому же одни тракторные заводы (например Алтайский) обанкротились, другие (Волжский, Липецкий, Чебоксарский) нуждаются в восстановлении и модернизации. Поэтому покупаем подержанную технику за рубежом.
Мало минеральных удобрений. За годы «реформ» сократилось производство минеральных удобрений в 9 раз, органических удобрений – в 7 раз, химических средств защиты растений – в 8 раз. Объем работ по мелиорации земель уменьшился в 15–20 раз. Да и цена произведенных минеральных удобрений для наших производителей недоступна, вследствие чего 90% продаются за рубеж.
Мало кадров – поэтому некому обрабатывать землю. В 1990 г. в аграрном секторе было занято 8,3 млн человек, а к началу 2006 г. – 2,5 млн. Молодежь уходит в город, оставшиеся стареют. Да и откуда брать кадры? Село пустеет. В среднем за год исчезают до 3 тыс. деревень. Особенно интенсивно пустеют деревни в восточных районах страны: Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новосибирской областях.
Россия нуждается в крупномасштабной целевой государственной программе переселения на добровольной основе населения из перенаселенных сел, рабочих поселков и городов страны, а также из стран СНГ. Кроме этого, целесообразно стимулировать выпускников средних и высших учебных заведений для переселения в сельскую местность. Только на этой основе можно решить проблему кадров на селе, возродить деревню и развить сельское хозяйство.
Существующая с 2007 г. программа переселения не решает этой проблемы в силу ее незначительного масштаба и совершенно неудовлетворительных для переселенцев условий. Да и трудно назвать ее программой, поскольку за два года действия переселено всего лишь 11 тыс. человек по причине скромного финансирования. Так, в Дальневосточном федеральном округе на семью выделяется 60 тыс. руб. и на каждого члена семьи – по 20 тыс. руб. А в Калужской или Тамбовской областях соответственно 20 тыс. и 15 тыс. руб. С такой поддержкой даже крохотная по российским потребностям программа переселения неминуемо обречена на провал. Что нужно переселенцу? Кроме солидной денежной помощи, жилище и работа с достойной оплатой труда.
Важным фактором, сдерживающим развитие аграрного сектора экономики и обостряющим его кризисное состояние, является так называемый «диспаритет цен», под которым понимается опережающий рост цен на промышленные товары по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственные товары. За 1990–2007 гг. цены на продукцию и услуги промышленности для сельского хозяйства увеличились в 72,1 раза, а на реализуемую сельским хозяйством продукцию за этот же период увеличились в 11,3 раза, то есть темпы роста цен были меньше в 6,4 раза. Из этого вытекает, что монополии обогащаются за счет сельского хозяйства, обескровливая его.
Деревню, аграрное производство нужно срочно модернизировать, ибо Россия по производству продовольствия все более скатывается вниз: если в 1990 г. она занимала 7-е место в мире, то теперь – 70-е. Это свидетельствует о том, что в стране подорваны основы сельскохозяйственного производства и до предела нависла над страной продовольственная угроза внутреннего свойства.
Проблема продовольственной безопасности РФ не нова, ее обсуждение началось с начала 90-х годов. В 1997 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил закон «О продовольственной безопасности РФ». Но президент Б.Ельцин закон не подписал. И по истечении почти 12 лет вернулись к этой проблеме. Между тем весь этот период импорт продовольствия ежегодно увеличивался на 25% при росте отечественной продукции всего лишь на 2–3%. Сколько денег утекло за рубеж, сколько времени потрачено?!
Итак, низкий уровень и плохое качество продуктов питания, потребляемых населением, дефицит основных факторов производства, неудовлетворительная помощь сельскому хозяйству со стороны государства, кризис аграрного производства породили утрату продовольственной безопасности России.
К числу основных потребностей людей относится потребность в жилищах. Это вторая после пищи по своей значимости потребность каждого человека. До настоящего времени ни одной социально-экономической системе не удалось полностью обеспечить всех людей благоустроенным жильем и таким образом решить жилищную проблему. Справедливо говорил классик, что пока существует капиталистический способ производства, до тех пор глупо пытаться решить жилищный вопрос. Современный зарубежный и российский капитализм полностью подтверждает эту истину.
Задача решить жилищную проблему была выдвинута в нашей стране Советской властью и были достигнуты колоссальные успехи. За 1918–1990 гг. в России было введено в действие жилых домов общей (полезной) площадью 2627 млн кв. м, что существенно снизило остроту жилищной проблемы.
В жилищном строительстве важны три аспекта: объем ввода в действие жилых домов; стоимость строительства жилищ; социальная политика (цель) жилищного строительства.
В анализе первого аспекта используем метод сопоставления двух периодов: последние 10 лет советского (1981–1990 гг.) периода и первых 10 лет (1991–2000 гг.) буржуазного периода. В первом случае построено 652 млн кв. м, во втором – 373 млн кв. м. Как видим, разница в объемах ввода в действие жилых домов, отражающая принципиально различные социально-экономические системы, весьма значительная. Данный факт свидетельствует о преимуществе Советской власти в эффективности жилищного строительства.
По второму аспекту обратим внимание на то обстоятельство, что при Советской власти строительство жилищ обходилось много дешевле по сравнению с настоящим временем. Например, в 80-е годы ХХ в. строительство одного кв.м. стоило 9600 руб. (в теперешних ценах). В то время как сейчас в Москве – 120 тыс. руб., или в 125 раз дороже. Купить теперь, например, трехкомнатную квартиру могут только обеспеченные люди, чем они и пользуются, приобретая несколько квартир.
Таким образом, жилищное строительство из своей главной функции – удовлетворение потребностей граждан в жилье – фактически превращается в процесс накопления капитала.
По третьему аспекту констатируем факты преимущественного строительства в стране дорогих жилищ, доступных богатым и сверхбогатым людям, а также высоким чиновникам за счет государственного бюджета (точнее – за счет налогоплательщиков). Приведем факты.
Первый. В 2006 г. было построено 50,6 млн кв. м общей площади, из них – 60% на продажу (на рынок), остальное – дворцы, виллы, коттеджи. Доля бесплатных жилищ составляла всего лишь 2%, среди получателей которых очередники и мелкие чиновники.
Второй. Весьма заботливо власть относится к чиновничьей элите. В Москве в 2009–2010 гг. будет приобретено 85 квартир. В их числе 20 однокомнатных площадью от 50–60 кв. м, 35 двухкомнатных (70–85 кв. м), 15 трехкомнатных (95–115 кв. м), 15 четырехкомнатных (120–140 кв. м). Квартиры предназначены для сотрудников администрации президента, аппарата правительства, Верховного суда, ЦИК и Счетной палаты.
В дешевых благоустроенных квартирах нуждается не только значительная часть бедного и беднейшего населения, но и молодые семьи, семьи предсреднего и среднего класса. Однако наиболее актуальной проблемой является переселение людей из ветхих, особенно аварийных жилищ, поскольку речь идет не только о здоровье, но и о жизни людей, в первую очередь детей – будущего России.
Учитывая это и зная реальное состояние жилищного фонда в стране, правительство РФ своим Постановлением от 22 января 2002 года № 33 утвердило целевую программу «Жилище», в которой имеется подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Основная составляющая подпрограммы – «Ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 г.».
Аварийного жилья в то время было 11,2 млн кв. м. Эта подпрограмма широко рекламировалась, ей было уделено значительное внимание в президентском Послании 2007 г. Федеральному собранию РФ, в котором говорилось, что на осуществление подпрограммы в 2004 г. было направлено 300 млн руб., а с 2005 г. – по миллиарду. Срок выполнения подпрограммы заканчивается в этом (2010) году. Однако никакой информации о ходе ее реализации нет. Разумеется, какая-то часть населения была переселена из аварийного жилого фонда, но какая – общественности не известно. На наш взгляд, большая часть населения так и продолжает ютиться в трущобах.
Поскольку подпрограмма фактически потерпела фиаско, власть решила выдать очередное обещание – прогноз на 2020 г., в котором предусматривается обеспечение жильем довести до 30–35 кв. м на человека вместо 21 кв. м в настоящее время. Идея благородная. Но осуществится ли она? На наш взгляд, весьма проблематично. Если за 18 лет уровень обеспеченности жильем на душу населения повысился всего только на 4,4 кв. м, то каким образом за 10 лет этот уровень повысится на 9–14 кв. м? Конечно, условия в стране стали более благополучные, но тем не менее власть уже под благовидным предлогом, что экономический кризис еще не преодолен, в ноябре 2009 г. изменила свой прогноз. Вместо объема жилищного строительства в 100 млн кв. м в год снизила его до 65 млн кв. м. В этом же направлении осуществляется финансирование строительства жилищ, предусмотрено его сокращение в 2010 г. на 40% по сравнению с предыдущим годом.
Cегодня одна из важнейших и острых проблем – проблема обеспечения благоустроенным жильем участников Великой Отечественной войны. Ее обострение началось с того факта, что кому-то пришла в голову бредовая идея – разделить ветеранов войны на два сорта.
На тех, кто до 1 марта 2005 г. подал заявление на улучшение жилищных условий и кто не подал.
Правда, потом руководство страны пообещало обеспечить благоустроенным жильем всех ветеранов войны.
Однако с этими обещаниями возникли трудности. По официальным данным, из тех, кто подал заявление на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 г., в 2008–2009 гг. жилье получили 23 тыс. человек. Осталось 6,3 тыс., которым власть обещает предоставить жилье до 1 мая 2010 г. Сложнее обстоит дело, во-первых, с теми, кто заявление подал после 1 марта 2005 г. или подает только сейчас; во-вторых, с теми, кто проживает в собственных домах, как правило, в сельской местности. На 1 января 2010 г. региональные власти дополнительно поставили на учет почти 25 тыс. человек и эта очередь растет. В 2009 г. в регионы направлено 60 млн руб., но требуется еще 19 млн руб. Короче говоря, эти ветераны войны в лучшем случае получат жилье до конца 2010 г. Таковы коллизии с вопросом, который должен бы решиться не в канун юбилейного года, а много раньше.
О благоустройстве жилого фонда. По официальным данным, на начало 2008 г. не имели водопровода в городской местности 18%, в сельской – 55%, канализации – соответственно 14% и 65%, отопления – 9% и 45%, ванны (душа) – 9% и 73%, горячей воды – 21% и 77%. Эти сухие официальные цифры лучше всяких слов характеризуют фактический уровень комфортабельности жилого фонда в России.
В стране доля строящегося дорогого и комфортабельного жилья составляет 95%, а доля «дешевого» – 5%. Первая доля предназначена богатым и сверхбогатым людям, вторая – всему остальному населению. В этом суть политики власти в области жилищного строительства.
Важнейшим индикатором социальной системы является здоровье человека и общества. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие «здоровье» определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Высокий уровень наличия бедного и беднейшего населения, низкое качество жизни, неудовлетворительный уровень базовой медицины ухудшают состояние здоровья людей, создавая тем самым критическую ситуацию.
Каково современное состояние здоровья российского населения?
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. заболеваемость по всем видам болезней возросла. Высокий уровень злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний, активного туберкулеза, алкоголизма, токсикомании и психических расстройств и др. Широкое распространение приняла наркомания. За последние 16 лет количество наркоманов увеличилось в 20 раз. В 2008 г. реализован 21% мирового производства героина. Рост заболеваемости влияет на снижение продолжительности жизни и ведет к преждевременной смерти.
В стране очень высокая смертность населения. За 2000–2008 гг. умерло 20,1 млн человек, что сопоставимо с населением Австралии.
В 2008 г. в России умерло 2075,9 тыс. чел. Смертность произошла от болезней системы кровообращения – 1186 тыс.; новообразований – 289,3 тыс.; внешних причин – 244,5 тыс. чел. В этом же году от причин, связанных с употреблением алкоголя, умерло 56 тыс. мужчин и 20 тыс. женщин. Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста (более 600 тыс. человек в год, из них 80% мужчины). У мужчин трудоспособного возраста среди внешних причин смерти доминируют алкоголизм, самоубийства, убийства, отравления, транспортные травмы. У женщин трудоспособного возраста на первом месте среди причин смерти стоят связанные с болезнями системы кровообращения. Здесь речь шла о состоянии здоровья взрослого населения. Каково здоровье детей и подростков? Обратимся к фактам.
Согласно проводившемуся в течение полугода и охватившему более 30 млн детей из разных городов и сел России обследованию, выявлено, что детское население здорово только на треть, 52% относятся к «группе риска» и 16% – серьезно больны. Принадлежность к группе риска – почти гарантия того, что рано или поздно у детей возникнет букет хронических патологий и функциональных нарушений. В этой связи представляется безосновательным решение Госдумы РФ о фактическом сворачивании детского отдыха, скинувшего с федеральной обязанности доплату за оздоровление детей на регионы, большинство из которых по причине тощей доходной части бюджета обеспечить необходимое оздоровление детей не в состоянии.
По данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН), более 40% детей рождаются больными, среди дошкольников только 20% можно назвать здоровыми. Большинство случаев смертей детей приходится на органические поражения сердца и сосудов.
По данным НЦЗД РАМН, только 2% выпускников школ можно считать здоровыми. За последние годы нормально физически развитых школьников стало на 8,5% меньше. Медики ввели в употребление термин «ретардация», который означает, что на смену акселератам пришли болезненные, невысокие, склонные в большинстве случаев к дистрофии дети. Эти отклонения российские педиатры объясняют неправильным питанием: дети мало потребляют мяса, молока, фруктов. Помимо этой причины существуют и другие, в их числе генетические, ибо физически больные и духовно ущербные люди могут воспроизводить только себе подобных, с ущербным генофондом; состояние системы здравоохранения, которое у нас явно неудовлетворительное в связи с крайне скудными расходами на него.
В России существует так называемое квотирование на операции больных детей. Причем решение о включении в эту квоту принимают чиновники от медицины. Родители, дети которых не попадают в эту квоту, не имея на операцию средств, вынуждены обращаться за помощью к населению. Это позор для нашего государства и отечественного бизнеса! Неужели, имея крупнейшие долларовые золотовалютные резервы, власть не в состоянии создать специальный фонд, предназначенный для спасения детей? То же самое относится к бизнесу.
По национальному проекту «Здоровье» было закуплено большое количество дорогостоящего оборудования. Однако часть его остается неиспользованным. В 2009 г. не использовали 1197 аппаратов ЭКГ, УЗИ, рентгеновских и эндоскопических, а также аппаратов лабораторного оборудования. Дело в том, что нет кадров для работы со сложными аппаратами. Получается, что деньги потрачены впустую.
Оказание медицинской помощи все более коммерциализируется. Реальность такова, что бедное и нищее население бесплатную медицинскую помощь получает все меньше и меньше. Причем это относится ко всем ее видам. В связи с тем что отечественная фармацевтическая промышленность развалена, не менее 80% лекарств у нас импортные с запредельными ценами. Проблема эта широко обсуждается сейчас в обществе.
Низкий уровень предоставления медицинской помощи во многом, как уже отмечалось, зависит от недостаточного финансирования. В США расходы на здравоохранение составляют 15,9% от ВВП, а у нас 5,2%. Расходы на здравоохранение выше, чем у нас, даже в таких странах, как Босния (8,8%), Ливан (8,7%), Грузия (8,6%), Никарагуа (8,3%) и др.
Высокая смертность и заболеваемость населения, слабое здоровье взрослых и детей, кризис фармацевтической промышленности и утрата лекарственной безопасности представляют серьезную угрозу здоровью населения.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, фундамент развития культуры. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях.
Каково современное состояние образовательной системы России? Численность учащихся в общеобразовательной школе в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 7 млн человек. Это связано с двумя причинами. Во-первых, с абсолютным уменьшением численности детей 17 лет. Данное явление объясняется естественными причинами (демографической ситуацией). Во-вторых, миллионы детей школьного возраста не учатся. В основе этой причины лежат социально-экономические условия. Многие из этих детей, лишенные родительской заботы и ласки, скитаются по вокзалам, железным дорогам и помойкам, спят на чердаках и в подвалах домов. Как сложится их будущая жизнь? Без образования и профессии будет ли у них работа, средства существования, семья и дети, когда уже сейчас у них проблемы с физиологическим выживанием?
Качество образования, как известно, в решающей степени зависит от качества педагогического состава. Каков он в наших школах? Средний возраст российского педагога 49 лет, 88% имеют высшее образование, 1,7 – незаконченное высшее, 10% – среднее специальное, 83% имеют стаж работы 10 и более лет. Как видим, педагогический коллектив высококвалифицированный.
Сложное положение в начальном профессиональном образовании. В 90-е годы резко сократилось количество прекрасно оборудованных учреждений и численность обучающихся в них. В результате обострился дефицит рабочих. Экономический кризис не привел к падению спроса на них. С оживлением экономики потребность в кадрах рабочих профессий будет нарастать.
Численность учащихся в средних специальных и студентов в высших учебных заведениях увеличивается. Число студентов в вузах за последние 18 лет возросло втрое. Однако эти успехи относятся к количественному аспекту. Что касается качества образования и обучения, то они существенно понизились во всей образовательной системе, что подтверждает наиболее квалифицированный официальный эксперт – Минобрнауки, а также ЕГЭ.
По данным Минобрнауки, обучение во всех звеньях образовательной системы становится все хуже.
Только 20–30% студентов получают хорошее образование, дипломированных экономистов и юристов выпущено вдвое больше потребности в них. Причем их подготовку осуществляют не только государственные, но и коммерческие вузы, лицензии которым дает то же ведомство. Как могло это произойти? Ответ очевидный: ни вузы, ни министерства не знают реальной потребности народного хозяйства в этих кадрах. Следовательно, речь идет об отсутствии планирования как эффективного метода регулирования подготовки кадров.
Слабую подготовку учащихся подтверждают результаты ЕГЭ. По математике 60% студентов не подтвердили даже те баллы, которые они получили в школе. С проверочным диктантом по русскому языку на журфаке справились лишь 18% студентов.
Поскольку ЕГЭ является основным одновременно выпускным и вступительным экзаменом в вузы, то дискуссия по нему охватила широкую российскую общественность: родителей, учащихся, педагогов, государственных чиновников вплоть до первых руководителей государства, в результате которой вносятся различные предложения: сделать его добровольным; разделить экзамен на базовую и профильные части (первая – для всех выпускников, вторая – для тех, кто намерен поступать в вуз) и др.
С целью принятия компромиссного решения о ЕГЭ созданы и работают три комиссии: Федерального собрания, независимая и президентская. К лету 2010 г. они примут согласованный документ.
В российской школе имеются и другие проблемы.
Переход на подушевое финансирование, которое, на наш взгляд, приведет к двум наиболее очевидным отрицательным результатам. Значительно сократится заработная плата педагогов; произойдет закрытие школ, что уже наблюдается. Если за 3 года (2003–2006), когда еще не действовал этот порядок, было закрыто 1900 школ, или 633 школы в год, то за 2 года (2007–2008) – в период действия новшества – сократилось 2600 школ, то есть 1300 школ в год. Всей образовательной системе вменяется лишь одна функция – оказывать образовательные услуги. А воспитательная, существующая всегда в единстве с функцией приобщения обучающихся к знаниям, отсутствует напрочь. Хотя известно, что именно школа и семья закладывают основы воспитания, несут ответственность за будущее детей.
Необходимо отметить, что вся образовательная система в России все более строится на коммерческой основе, бесплатное высшее образование получает всего треть студентов, в то время как в Германии – 90%, во Франции – 95%.
Снижение качества образования во всех звеньях образовательной системы, ограничение обучения функцией оказания образовательных услуг, нарастание коммерциализации образования, придание ЕГЭ определяющей роли при приеме в вузы создают предпосылки зарождения и действия тенденции к утрате интеллектуальной безопасности государства.
Г.С. Вечканов, профессор
Санкт-Петербург.
Это статья Официальный сайт газеты Советская Россия
http://www.sovross.ru
URL этой статьи:
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... &sid=57044