Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пн июн 26, 2017 3:05 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Книга Математические и инструментальные методы контроллинга
СообщениеДобавлено: Ср апр 15, 2015 9:36 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7007
Вышла наша новая книга:
940. Орлов А.И., Луценко Е.В., Лойко В.И. Перспективные математические и инструментальные методы контроллинга. Под научной ред. проф. С.Г. Фалько. Монография (научное издание). – Краснодар, КубГАУ. 2015. – 600 с.

Помещаем титульный лист, аннотацию, оглавление, содержание, предисловие. Полностью книга размещена на персональной странице А.И. Орлова на сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана http://www.bmstu.ru/ps/~orlov/

http://www.bmstu.ru/ps/~orlov/fileman/l ... 0%B3%D0%B0

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

А.И. ОРЛОВ, Е.В. ЛУЦЕНКО, В.И. ЛОЙКО

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
КОНТРОЛЛИНГА

Под научной редакцией профессора С.Г. Фалько


КРАСНОДАР 2015


УДК 005.521:633.1]:004.8
ББК 65.9(2) 325.1
РЕЦЕНЗЕНТ:
Г.А. Аршинов
Доктор технических наук, кандидат физико-математических наук,
профессор кафедры компьютерных технологий и систем Кубанского
государственного аграрного университета, Краснодар, Россия

Орлов А.И., Луценко Е.В., Лойко В.И.
О-66 Перспективные математические и инструментальные методы кон-троллинга. Под научной ред. проф.С.Г.Фалько. Монография (науч-ное издание). – Краснодар, КубГАУ. 2015. – 600 с.

В монографии, состоящей из двух взаимосвязанных примерно равных по объему частей, рассматриваются перспективные математические и инструментальные методы контроллинга.
1-я часть, включающая 4 главы, посвящена высоким статистическим технологиям в контроллинге. В ней раскрываются следующие вопросы: что такое контроллинг, контроллинг методов, общий взгляд на математи-ческие и инструментальные методы контроллинга, конкретные области математических и инструментальных методов контроллинга, экономико-математическая поддержка контроллинга.
2-я часть включает 8 глав и содержит краткое описание нового пер-спективного инструмента контроллинга: автоматизированного системно-когнитивного анализа (АСК-анализ) и раскрывает возможности его приме-нения в ряде предметных областей: в контроллинге научной и образова-тельной деятельности, knowledge management и информационной безопас-ности самообучающейся организации, бенчмаркинге торговой фирмы, управлении технологическими знаниями в производственной фирме, управлении персоналом фирмы путем решения обобщенной задачи о на-значениях, прогнозировании рисков автострахования (андеррайтинг), ко-личественном автоматизированном SWOT- и PEST-анализе средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++».
Некоторые мысли, излагаемые в монографии, носят спорный и дис-куссионный характер и высказаны в порядке научного обсуждения.

Сп. лит. 843 наим., 120 рис., 85 табл.
ISBN 978-5-94672-923-9

© А.И. Орлов, Е.В. Луценко, В.И.Лойко, 2015
© ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 9
ЧАСТЬ 1-Я. ВЫСОКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТРОЛЛИНГЕ 11
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЛИНГ. КОНТРОЛЛИНГ МЕТОДОВ 11
ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЛИНГА 26
ГЛАВА 3. КОНКРЕТНЫЕ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЛИНГА 73
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛИНГА 163
ЧАСТЬ 2-Я. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТРОЛЛИНГЕ 234
ГЛАВА 5. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЛИНГА 234
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЛИНГ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 266
ГЛАВА 7. KNOWLEDGE MANAGEMENT И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ 362
ГЛАВА 8. БЕНЧМАРКИНГ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 385
ГЛАВА 9. УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИРМЕ 411
ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ФИРМЫ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ОБОБЩЕННОЙ ЗАДАЧИ О НАЗНАЧЕНИЯХ 440
ГЛАВА 11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ (АНДЕРРАЙТИНГ) 463
ГЛАВА 12. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ SWOT- И PEST-АНАЛИЗ СРЕДСТВАМИ АСК-АНАЛИЗА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС-Х++» 491
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 528
ЛИТЕРАТУРА 531


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 9
ЧАСТЬ 1-Я. ВЫСОКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТРОЛЛИНГЕ 11
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЛИНГ. КОНТРОЛЛИНГ МЕТОДОВ 11
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ 12
1.2. БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 15
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 17
1.4. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ 20
1.5. СТЭЭП-ФАКТОРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
1.6. НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 23
ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЛИНГА 26
2.1. НОВАЯ ПАРАДИГМА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКИ 26
2.1.1. Основные понятия 26
2.1.2. Разработка новой парадигмы 28
2.1.3. Сравнение старой и новой парадигм 29
2.2. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОДГОТОВЛЕННАЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВОЙ ПАРАДИГМОЙ 32
2.3. ВЫСОКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 34
2.3.1. Статистические технологии 36
2.3.2. Проблема «стыковки» алгоритмов 37
2.3.3. Термин «высокие статистические технологии» 39
2.3.4. Всегда ли нужны «высокие статистические технологии»? 40
2.3.5. Основная проблема в области статистических технологий 43
2.3.6. Необходимость высоких статистических технологий 44
2.3.7. Институт высоких статистических технологий и эконометрики 46
2.3.7. Эконометрика при решении задач экономики, организации производства и контроллинга 51
2.3.8. О подготовке специалистов по высоким статистическим технологиям 56
2.4. ТОЧКИ РОСТА СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ 57
2.4.1. Непараметрическая статистика 59
2.4.2. Устойчивость (робастность) статистических процедур 60
2.4.3. Компьютерно-статистические технологии 61
2.4.4. Статистика интервальных данных 64
2.4.5. Статистика объектов нечисловой природы как центральная часть прикладной статистики 66
2.4.6. Основные идеи статистики объектов нечисловой природы 69
2.4.7. Другие точки роста 72
ГЛАВА 3. КОНКРЕТНЫЕ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЛИНГА 73
3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 73
3.1.1. Параметрические и непараметрические гипотезы 75
3.1.2. Место непараметрической статистики в истории прикладной статистики 83
3.1.3. Три основные области непараметрической статистики 87
3.1.3.1. Сопоставление параметрических и непараметрических методов анализа данных 87
3.1.3.2. Ранговые статистические методы 89
3.1.3.3. Непараметрические оценки функций 89
3.1.3.4. О развитии непараметрической статистики 90
3.2. ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫВОДОВ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИКИ 91
3.2.1. Основные понятия и базовые положения подхода к изучению устойчивости выводов в математических моделях социально-экономических явлений и процессов 92
3.2.2. Общая схема устойчивости 94
3.2.3. Устойчивость по отношению к неопределенностям исходных данных 98
3.2.4. Устойчивость к изменению объема данных (объема выборки) 98
3.2.5. Устойчивость (робастность) к изменению распределений данных 99
3.2.6. Устойчивость по отношению к допустимым преобразованиям шкал измерения 101
3.2.7. Нечисловая статистика как часть теории устойчивости 103
3.2.8. Устойчивость по отношению к временным характеристикам (моменту начала реализации проекта, горизонту планирования) 104
3.2.9. Устойчивость в моделях конкретных процессов управления промышленными предприятиями 108
3.2.10. Устойчивость характеристик инвестиционных проектов к изменению коэффициентов дисконтирования с течением времени 109
3.3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА 111
3.3.1. Методы статистических испытаний (Монте-Карло) 112
3.3.2. Датчики псевдослучайных чисел 114
3.3.3. Имитационное моделирование 116
3.3.4. Методы размножения выборок (бутстреп-методы) 117
3.3.5. Автоматизированный системно-когнитивный анализ 121
3.3.6. Компьютерная статистика в контроллинге 122
3.3.7. Статистические пакеты – инструменты исследователя 125
3.4. ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ДАННЫХ 129
3.4.1. О развитии статистики интервальных данных 130
3.4.2. Основные идеи статистики интервальных данных 134
3.4.3. Основные результаты в вероятностной модели 137
3.4.4. Рациональный объем выборки 138
3.4.5. Оценивание математического ожидания 139
3.4.6. Оценивание дисперсии 141
3.4.7. Статистика интервальных данных в прикладной статистике 142
3.5. О РАЗВИТИИ СТАТИСТИКИ НЕЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ 146
3.5.1. Послевоенное развитие отечественной статистики 146
3.5.2. Краткая история статистики объектов нечисловой природы 150
3.5.3. Основные идеи и направления статистики объектов нечисловой природы 153
3.5.4. О некоторых нерешенных проблемах нечисловой статистики 158
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛИНГА 163
4.1. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛИНГА 163
4.1.1. Термин «эконометрика» 163
4.1.2. Эконометрика и контроллинг 165
4.1.3. Высокие эконометрические технологии и их возможности для решения задач управления и контроллинга 168
4.1.4. Эконометрика в работах отечественных контроллеров 174
4.1.5. Эконометрика в производственном менеджменте 176
4.1.6. Анализ ситуации с помощью системы показателей 179
4.1.7. Эконометрика при обучении контроллеров 182
4.1.8. Содержание обучения эконометрике 187
4.1.9. Внешняя среда эконометрики 191
4.2. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЛИНГА 193
4.2.1. Болезни роста 194
4.2.2. Будущее прикладной статистики 199
4.2.3. Применение статистических методов как вид инженерной деятельности 202
4.2.4. Государственные стандарты по статистическим методам в соотнесении с современной математической статистикой 204
4.2.5. О статусе документов по статистическим методам стандартизации и управления качеством продукции 207
4.2.6. «Шесть сигм» - новая система внедрения перспективных математических и инструментальных методов контроллинга 211
4.3. ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНСТРУМЕНТАРИЯ КОНТРОЛЛИНГА 217
4.3.1. Классические методы экспертных оценок 220
4.3.2. Научные результаты мирового уровня 221
4.3.3. Итоги первого этапа работы семинара 222
4.3.4. Восьмидесятые годы 223
4.3.5. Экспертные оценки и статистика нечисловых данных 224
4.3.6. Современный этап развития экспертных оценок 227
4.3.7. О многообразии экспертных технологий 229
4.3.8. Экспертное оценивание вероятностей редких событий 232
ЧАСТЬ 2-Я. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТРОЛЛИНГЕ 234
ГЛАВА 5. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЛИНГА 234
5.1. КРАТКО ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНОМ АНАЛИЗЕ 234
5.1.1. Что же такое АСК-анализ? 234
5.1.2. Работы каких ученых сыграли большую роль в создании АСК-анализа? 235
5.1.3. Кем и когда создан АСК-анализ? 236
5.1.4. Что включает АСК-анализ? 237
5.1.5. Какие ученые принимали и сейчас принимают участие в развитии АСК-анализа? 238
5.1.6. Каков индекс цитирования ученых, принимающихучастие в развитии АСК-анализа? 238
5.1.7. Сколько докторских и кандидатских диссертаций защищено с применением АСК-анализа и в каких областях науки? 238
5.1.8. Сколько грантов РФФИ и РГНФ выполнено и выполняется с применением СК-анализа? 239
5.1.9. Сколько монографий, патентов, публикаций входящих в Перечень ВАК есть по АСК-анализу? 241
5.1.10. В каких областях уже применялся АСК-анализ? 241
5.1.11. В каких областях может применяться АСК-анализ? 242
5.1.12. Internet-ссылки по АСК-анализу 242
5.1.13. О плагиаторах, использующих работы по АСК-анализу, находящиеся в Internet в открытом доступе 242
5.2. О ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИЯХ КОНТРОЛЛИНГА И ЕГО РОЛИ В ДОСТИЖЕНИИ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ 243
5.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА И МЕСТО АСК-АНАЛИЗА В ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 250
5.4. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА В КОНТРОЛЛИНГЕ (МЕТРИЗАЦИЯ ШКАЛ) 252
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЛИНГ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 266
6.1. КРАТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО КОНТРОЛЛИНГУ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 266
6.2. КОНТРОЛЛИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 267
6.2.1. Web-портал по УМК в составе сайта университета: актуальность и возможность создания 267
6.2.1.1. Структура учебно-методического комплекса (УМК) 267
6.2.1.2. Требования к учебно-методическому комплексу (УМК) и к доступу к нему 268
6.2.1.3. Проблемы, возникающие при разработке учебно-методических комплексов (УМК) и при обеспечении доступа к ним 269
6.2.1.4. Функционально-стоимостной анализ затрат на решение проблем 269
6.2.1.5. Традиционный подход к решению проблем и оценка степени его соответствия предъявляемым требованиям 271
6.2.1.6. Требования к современному методу решения поставленных проблем 271
6.2.1.7. Идея и концепция предлагаемого решения проблем 272
6.2.1.8. Функциональное описание web-портала по УМК в составе сайта университета 272
6.2.1.9. Обобщенная структура web-портала по УМК 274
6.2.1.10. Работы и ресурсы, необходимые для создания web-портала по УМК 274
6.2.1.11. Работы и ресурсы, необходимые для эксплуатации и развития web-портала по УМК 275
6.2.1.12. Оценка социально-экономической эффективности web-портала по УМК 276
6.2.1.13 Выводы 276
6.2.2. Применение АСК-анализа для сопоставимой оценки эффективности вузов 277
6.2.2.1. Формулировка проблемы 277
6.2.2.2. Авторский подход к решению проблемы 279
6.2.2.2.1. Идея предлагаемого решения проблемы 279
6.2.2.2.2. Автоматизированный системно-когнитивный анализ и интеллектуальная система «Эйдос» как инструментарий решения проблемы 280
6.2.2.2.3. Частные критерии университетского рейтинга Гардиан 290
6.2.2.3. Численный пример 292
6.2.2.3.1. Источники исходных данных 292
6.2.2.3.2. Подготовка исходных данных для системы «Эйдос» 293
6.2.2.3.3. Установка системы «Эйдос» 299
6.2.2.3.4. Ввод исходных данных в систему «Эйдос» с помощью одного и ее программных интерфейсов 300
6.2.2.3.5. Синтез и верификация многокритериальной системно-когнитивной модели университетского рейтинга Гардиан, учитывающей направления подготовки 306
6.2.2.3.6. Наглядное отображение подматриц системно-когнитивных моделей университетского рейтинга Гардиан в виде когнитивных функций 312
6.2.2.3.7. Интегральный критерий и решение задачи оценки рейтинга вуза в системно-когнитивной модели университетского рейтинга Гардиан 318
6.2.2.3.8. Исследование многокритериальной системно-когнитивной модели университетского рейтинга Гардиан, учитывающей направления подготовки 322
6.2.2.3.8.1. Автоматизированный количественный SWOT-анализ университетского рейтинга Гардиан 322
6.2.2.3.8.2. Информационные портреты классов и значений показателей университетского рейтинга Гардиан 324
6.2.2.3.8.3. Кластерно-конструктивный анализ университетского рейтинга Гардиан 326
6.2.2.4. Интеграция различных рейтингов в одном «супер рейтинге» – путь к использованию рейтинга Гардиан для оценки российских вузов 329
6.2.2.4.1. Пилотное исследование и Парето-оптимизация 329
6.2.2.4.2. Эксплуатация методики в адаптивном режиме 332
6.2.2.5. Выводы. Ограничения и перспективы 333
6.2.3. Двухуровневая АСУ качеством подготовки специалистов, как АСУ ТП в образовании 335
6.2.3.1. Проблема создания АСУ вузом и актуальность ее решения 335
6.2.3.2. Пути решения проблемы создания АСУ вузом 337
6.2.3.2.1. Проектирование АСУ вузом 337
6.2.3.2.2. Создание АСУ вузом 338
6.2.3.2.3. О коллективе, работающем над АСУ вузом 340
6.2.3.2.4. Основные принципы и направления работы над АСУ вузом 341
6.2.3.3. Понятие информатизации, ее цель и задачи 342
6.2.3.4. Направления информатизации 343
6.2.3.5. Приоритеты информатизации 344
6.2.3.6. Создание, развитие и поддержка информационной инфраструктуры 345
6.2.3.7. Необходимые мероприятия и порядок действий 346
6.2.3.8. Специфика применения АСУ в вузе 347
6.2.3.9. Двухконтурная модель рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров 350
6.2.3.9.1. Концепция рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров и технология QFD (технология развертывания функций качества) 350
6.2.3.9.2. Рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров группы Б: 1-й контур: "Образовательный процесс – студент" 351
6.2.3.9.3. Рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров группы А: 2-й контур: "Руководство вузом – образовательный процесс" 353
6.2.3.9.4. Двухконтурная модель и обобщенная схема рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров 355
6.2.3.10. Двухуровневая рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров, как АСУ ТП в образовании: сходство и различие 357
6.2.3.10.1. Цель рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров 360
6.2.3.10.2. Структура окружающей среды рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров 360
6.2.3.10.3. Студент, как объект управления рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров 361
ГЛАВА 7. KNOWLEDGE MANAGEMENT И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ 362
7.1. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИРМЫ, КАК ЗАДАЧА КОНТРОЛЛИНГА 362
7.2. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 365
7.3. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 366
7.4. СИНТЕЗ, ВЕРИФИКАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 372
7.5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ 379
ГЛАВА 8. БЕНЧМАРКИНГ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 385
8.1. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ БЕНЧМАРКИНГА В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ, КАК ЗАДАЧА КОНТРОЛЛИНГА 385
8.2. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 389
8.3. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 390
8.4. СИНТЕЗ, ВЕРИФИКАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 396
8.5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ 405
ГЛАВА 9. УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИРМЕ 411
9.1. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИРМЕ, КАК ЗАДАЧА КОНТРОЛЛИНГА 411
9.2. КОГНИТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 416
9.3. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 417
9.4. СИНТЕЗ, ВЕРИФИКАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 423
9.5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ 433
ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ФИРМЫ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ОБОБЩЕННОЙ ЗАДАЧИ О НАЗНАЧЕНИЯХ 440
10.1. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ФИРМЫ, КАК ЗАДАЧА КОНТРОЛЛИНГА 440
10.2. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 446
10.3. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 447
10.4. СИНТЕЗ, ВЕРИФИКАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 450
10.5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ 451
ГЛАВА 11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ (АНДЕРРАЙТИНГ) 463
11.1. ОСАГО 463
11.1.1. Разработка инструментария для оценки рисков автострахования ОСАГО, как задача контроллинга 463
11.1.2. Когнитивная структуризация предметной области 467
11.1.3. Формализация предметной области 469
11.1.4. Синтез, верификация и повышение качества семантической информационной модели предметной области 473
11.1.5. Решение задач прогнозирования и поддержки принятия решений, а также исследования предметной области на основе семантической информационной модели 474
11.2. КАСКО 480
11.2.1. Разработка инструментария для оценки рисков автострахования КАСКО, как задача контроллинга 480
11.2.2. Когнитивная структуризация и формализация предметной области 483
11.2.3. Синтез, верификация и повышение качества семантической информационной модели предметной области 486
11.2.4. Решение задач прогнозирования и поддержки принятия решений, а также исследования предметной области на основе семантической информационной модели 488
ГЛАВА 12. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ SWOT- И PEST-АНАЛИЗ СРЕДСТВАМИ АСК-АНАЛИЗА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС-Х++» 491
12.1. ВВЕДЕНИЕ 491
12.2. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ И ИДЕЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ 493
12.3. ЭТАПЫ АСК-АНАЛИЗА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИЮ, А ЕЕ В ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ «ЭЙДОС» 496
12.4. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 497
12.5. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 498
12.5.1. Разработка классификационных и описательных шкал и градаций 499
12.5.2. Разработка обучающей выборки, т.е. описание исходных данных с помощью кодов градаций классификационных и описательных шкал 503
12.6. СИНТЕЗ И ВЕРИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ 503
12.7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ДОСТОВЕРНОЙ МОДЕЛИ В КАЧЕСТВЕ ТЕКУЩЕЙ 508
12.8. РЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ ЗАДАЧИ SWOT-АНАЛИЗА 514
12.9. РЕШЕНИЕ ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ SWOT-АНАЛИЗА 515
12.10. ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ SWOT-АНАЛИЗА В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ КОЛИЧЕСТВЕННОМ SWOT- АНАЛИЗЕ СРЕДСТВАМИ АСК-АНАЛИЗА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС-Х++» 517
12.11. ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ 522
12.12. PEST-АНАЛИЗ КАК ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ SWOT-АНАЛИЗ 523
12.13. АСК-АНАЛИЗ И РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 523
12.14. НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 525
12.15. ПРИЛОЖЕНИЕ (ФРАГМЕНТ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ) 526
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 528
ЛИТЕРАТУРА 531
ЛИТЕРАТУРА К 1-Й ЧАСТИ 531
ЛИТЕРАТУРА КО 2-Й ЧАСТИ 560


ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами, уважаемый читатель, необычная монография. Ее необычность в том, что это одна из первых монографий, посвященных всестороннему рассмотрению нового перспективного междисциплинарного научного направления, а также методологии и практики управления: «Математические и инструментальные методы контроллинга».
Контроллинг – это комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью, прописывающей принятие определённых решений в рамках опреде-лённых систем менеджмента. Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления сис-темой ключевых показателей, управление системой реализации стра-тегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
Под математическими методами понимаются разделы матема-тики, прежде всего современной статистики – высоких статистических технологий, а также автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ), которые могут быть применены для разработки и применения математических моделей для решения задач контроллинга.
Под инструментальными методами понимается программное обеспечение, программные системы, которые могут быть применены для решения задач контроллинга в различных предметных областях. Программный инструментарий АСК-анализа – интеллектуальная сис-тема «Эйдос» - является одним из примеров такого программного обеспечения.
Круг вопросов, нашедших отражение в монографии, весьма широк. Даже их простое перечисление заняло бы десятки страниц, поэтому это не имеет смысла делать в предисловии. Тем более что в монографии есть не только оглавление, включающее лишь наименования глав, которых 12, но и весьма детализированное содержание. Монография состоит из двух час-тей, которые связаны по содержанию и примерно равны по объему. Пер-вая часть, включающая 4 главы, посвящена высоким статистическим технологиям в контроллинге. В ней раскрываются следующие вопросы: что такое контроллинг, контроллинг методов, общий взгляд на математические и инструментальные методы контроллинга, конкретные области математических и инструментальных методов контроллинга, экономико-математическая поддержка контроллинга. Вторая часть включает 8 глав и содержит краткое описание нового перспективного инструмента контроллинга: автоматизированного системно-когнитивного анализа (АСК-анализ) и раскрывает возможности его применения в ряде предметных областей: в контроллинге научной и образовательной деятельности, knowledge management и информационной безопасности самообучающейся организации, бенчмаркинге торговой фирмы, управлении технологическими знаниями в производственной фирме, управлении персоналом фирмы путем решения обобщенной задачи о назначениях, прогнозировании рисков автострахования (андеррай-тинг), количественном автоматизированном SWOT- и PEST-анализе средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++».
Отличительной особенностью монографии является большое количество подробных численных примеров применения предлагае-мых инструментов контроллинга в различных предметных областях.
Главное предложение, по сути обоснованное в монографии, со-стоит в том, что целесообразно ввести в перечень специальностей на-учных работников специальность: 08.00.15 – «Математические и ин-струментальные методы контроллинга», разработать паспорт специальности, включающий три раздела: экономический, технический и математический, и начать подготовку аспирантов и защиту кандидат-ских и докторских диссертаций по этой специальности с присвоением степеней по экономическим, техническим и физико-математическим наукам в зависимости от того, в какой предметной области больше пунктов, выносимых на защиту, и пунктов научной новизны: в эко-номической, технической (инструментальные методы, т.е. программное обеспечение) или математической (математическое моделирова-ние).
Монография написана известными российскими учеными, внесшими большой вклад в развитие контроллинга и экономико-математических методов, и имеет высокую степень научной новизны. Поэтому естественно, что некоторые мысли, излагаемые в моногра-фии, носят спорный и дискуссионный характер и высказаны в порядке научного обсуждения.

Научный редактор монографии:
Исполнительный директор Объединения контроллеров,
д.э.н., профессор С.Г.Фалько


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Книга Математические и инструментальные методы контролли
СообщениеДобавлено: Вс апр 19, 2015 12:44 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7007
Название книги можно изменить, охватив более широкую область применений:
"Перспективные математические и инструментальные методы экономики и менеджмента"
(поскольку набором математических и инструментальных методов контроллинг не выделяется среди других областей экономики и менеджмента).


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Книга Математические и инструментальные методы контролли
СообщениеДобавлено: Пт апр 24, 2015 11:05 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 7007
Книга есть в электронной библиотеке РИНЦ http://elibrary.ru/item.asp?id=23209923


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB